Карточки-пятиминутки по теме "Лексика"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Черепанова Елена Александровна

Карточки -пятиминутки позволяют за короткий промежуток времени проверить степень усвоения материала и скорректировать работу по устранению пробелов в знаниях по теме. Есть карточки повышенного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_-pyatiminutki_leksika.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка – пятиминутка № 1 по теме

«Лексика»

1.Обозначь цифрой 1 слова, имеющие одно значение, цифрой 2 – слова, имеющие несколько значений.

Кнопка, расстроить, звонок,  книга, тяжёлый, тетрадь, хвост, ручка

2.Незаконченные предложения.

  • Многозначные слова – это __________________________________________

3.Займи позицию (напиши рядом  с утверждением)

                Да                                        Нет

  • Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
  • Слова любого языка образуют его словарный состав.
  • Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
  • Лексика – это словарный состав языка.
  • Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
  • Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
  • В русском языке есть только однозначные слова.
  • Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
  • Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.

Карточка – пятиминутка № 2 по теме

«Лексика»

  1. Обозначь цифрой 1 слова, имеющие одно значение, цифрой 2 – слова, имеющие несколько значений.

Корень, завистник, святки, богатырь, кнопка, золотой, чёрствый, расцвести, земля.

  1. Почеркнуть слова, употреблённые в переносном значении.

Б…рабанит дождь по крыше,

Оп…ласкивает вишни,

Пол…вает огород

И в осаду дом берёт.

  1. Займи позицию (напиши рядом  с утверждением)

                Да                                        Нет

  • Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
  • Слова любого языка образуют его словарный состав.
  • Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
  • Лексика – это словарный состав языка.
  • Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
  • Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
  • В русском языке есть только однозначные слова.
  • Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
  • Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.

Карточка – пятиминутка № 3 по теме

«Лексика»

  1. Обозначь цифрой 1 слова, которые употребляются в прямом, цифрой 2 – слова, употреблённые  в переносном значении?

Цветёт роза, цветёт девушка, цветущая улыбка, цветущая липа, цветёт радуга, цветёт вишня.

  1. Подчеркни слова, употреблённые  в переносном значении.

Плеснуло утро птичьим гомоном

По изумлённой тишине…

Бутон пугливо вздрогнул лепестками,

Лишь крупная оранжевая бабочка

Его коснулась бархатным крылом,

Ко мне в подол уткнулось солнце

И золотом забрызгало колени….  

  1. Займи позицию (напиши рядом  с утверждением)

                Да                                        Нет

  • Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
  • Слова любого языка образуют его словарный состав.
  • Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
  • Лексика – это словарный состав языка.
  • Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
  • Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
  • В русском языке есть только однозначные слова.
  • Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
  • Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.

                Карточка – пятиминутка № 4 по теме      «Лексика»

  1. Обозначьте в таблице записанные словосочетания соответствующим знаком:

употреблённые в прямом значении (+), в переносном (-).

        Серебряный голос, хрустальные глаза, улыбается  ребёнок, льётся песня, свежий хлеб,

кипит борщ, кипеть от злости, острый нож, острый слух, острое слово, чистая совесть, чистые руки.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

                                                       

Старый (волк) –                                    Свежий (вид) –

Старая (газета) –                                   Свежая (почта) –

Старые (идеи) –                                    

Свежие (продукты) –

  1. Займи позицию. (напиши рядом  с утверждением) Да                 или               Нет  
  • И однозначные,  и многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
  • Прямое – это основное значение слова.
  • Переносное значение слова связано по смыслу с прямым.
  • Переносное значение слов раскрывается не только в контексте.
  • Переносные значения слов основаны на сходстве, близости или смежности предметов, действий, явлений.
  • Слова, употреблённые в переносном значении, придают нашей речи образность, красочность.

Карточка – пятиминутка № 5 по теме    «Лексика»

  1. «Найди лишнее» в ряду словосочетаний.

Грустит подсолнух, грустит собака, грустит девочка.

Малыш притаился, огурцы притаились, кот притаился.

Ливень прыгает, воробей прыгает, лев прыгает.

Золотые слитки, золотой браслет, золотые листья.

        

  1. Напиши, что такое омонимы _____________________________________

_______________________________________________________________

Найди омонимы в стихотворении, подчеркни.

                Мы сражаться стали,

                В ход пустили шашки,

                Шашки не из стали,

                Мы играем в шашки.                        

3.Займи позицию. (напиши рядом  с утверждением)

Да                         Нет  

  • И однозначные,  и многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
  • Прямое – это основное значение слова.
  • Переносное значение слова связано по смыслу с прямым.
  • Переносное значение слов раскрывается не только в контексте.
  • Переносные значения слов основаны на сходстве, близости или смежности предметов, действий, явлений.

Слова, употреблённые в переносном значении, придают нашей речи образность, красочность

Карточка – пятиминутка № 6 по теме

«Лексика»

  1. Как называются такие слова, которые даны ниже ________________________________

 Дай определение  этого термина ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.

  1. Зачеркните слово, которое не входит в синонимичный ряд.

        Радость, отрадный, весёлый, потешный.

        Играться, развлечение, баловаться.

        Лакомка, сладости, сладкий, сластёна.

  1.  Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите:

 1. Космическое тело (Луна-спутник Земли)._______________________________________

2. Территория без воды (Моряки заметили землю).__________________________________

3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю).________________________________

4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю). ______________________

Слова для справок: планета, суша, почва, родина.___________________________________

Карточка – пятиминутка № 7 по теме    «Лексика»

  1. Подберите синонимы к иноязычным словам:

Турист_____________________________

Аккуратный____________________________

Коллекционировать_____________________

Ароматный___________________________

Аплодировать_________________________

Алфавит________________________________

  1.  Вставьте подходящее по смыслу слово. (Синоним слова ненастоящий).

Собака повела пограничников по __________________________следу.

Его _______________________болезни причинили ему много хлопот с окружающими.

У задержанного были _______________________документы, он жил под … именем.

  1. Напиши антонимы к словам:

Оптимизм _________________________

Зажигать __________________________

Труженик _________________________

Щедрый ___________________________

Медлить ___________________________

Доверие ___________________________

Карточка – пятиминутка № 7 по теме

«Лексика» (повышенной сложности)

1. Выполни тестовые задания.

А)Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый – ленивый.

Молодость – старость.

Справа – слева.

Низкий – высоко.

Б)Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь.

Друг – враг.

Счастье – несчастье.

Дело – безделье.        

В)Найти глаголы-антонимы, образованные при помощи приставок:

Налить – разлить.

Открыть – закрыть.

Сойтись – разойтись.

Завязать – привязать.

Г)Найти слово, которое не имеет антонима:

Молчать

Друг

Вход

Глиняный.

2. . Запишите одним словом, что означают приведенные выражения:

•        взять себя в руки _______________________________________

•        прибрать к рукам _______________________________________

•        не верить своим ушам___________________________________

•        носа не показывать______________________________________

•        надувать губы__________________________________________

•        ходить перед кем-либо на задних лапках_____________________________________

•        за животики хвататься_____________________________________________________

•        не стоять на одном месте __________________________________________________

•        плясать под чью-либо дудку________________________________________________

•        ездить на ком-либо верхом _________________________________________________

Слова для справок: успокоиться, украсть, не появляться, обижаться, прислуживаться, смеяться, развиваться, совершенствоваться, подчиняться, эксплуатировать, удивиться

3.«Найдите пару». Дайте толкование фразеологизмам.

•        В два счета                                                            не покладая рук

•        в двух шагах                                                          в мгновение ока

•        (работать) в поте лица                                         рукой подать

•        (держать) в ежовых рукавицах                           мухи не обидит

•        витать в облаках                                                  со всех ног

•        во всю прыть                                                       строить воздушные замки

•        воды не замутит                                                 в черном теле

•непочатый край                                                        тертый калач

•        стреляный воробей                                           конца-краю не видать

•        сгущать краски                                                 делать из мухи слона

Карточка – пятиминутка № 8 по теме

«Лексика» (повышенной сложности)

 1. Найдите и подчеркните в тексте  фразеологические обороты.

1.Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу...… 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.

2. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

1. 14 29 26 10 15 1 33    3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10    20 1 15 20 1 13 1.

Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.

8. Определите, в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные сочетания слов. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? Попробуйте придумать по аналогии свои собственные примеры.

3. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.

Держать ____________востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь _____________ очки (розовые, темные)
С ____________________ нос (голубиный, гулькин)
Делать из __________________________ слона (комара, мухи)
Не в своей _______________________ (чашке, тарелке)

 

        Карточка – пятиминутка №9 по теме

«Лексика» (повышенной сложности)

  1.  Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

        Мелкий дождь – ____________________

        Мелкий пруд – _____________________

        Свежий вид – ______________________

        Свежая новость – ____________________

        Золотое сердце – ________________________

        Золотая цепочка – _______________________

        Сладкое яблоко – _______________________

        Сладкое лекарство –_______________________

        Мягкий взгляд – __________________________

        Мягкая постель – ____________________________

  1. Вставьте слова, противоположные по значению.
  1. Одна лодка близко, а другая ____________________.
  2. Дерево растёт на правом берегу реки, а куст на ______________.
  3. К лодке подходят двое мужчин, один высокий,  а другой _______________________.
  4. У младшего ноша лёгкая, а у старшего_____________________________.
  1. Разгадай кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

1.Антоним к слову «холод».

2.Антоним к слову «ночь».

3.Синоним к слову «озорник».

4.Синоним к слову «пламя».

5.Синоним к слову «путешественник».

6.Синоним к слову «алфавит».

7.Синоним к слову «гигант».

Ответы: 1.Жара 2.День 3.Шалун  4.Огонь  5.Турист 6.Азбука  7.Великан.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-пятиминутки

история 5 класс...

Карточки-пятиминутки, консультанты, тренинги

Карточки-пятиминутки, консультанты, тренинги...