Урок русского языка в 5-м классе на тему «Полные и краткие прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Артамонова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе на тему «Полные и краткие прилагательные»

Учитель: Артамонова С.А.

Цели:

  1. Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
  2. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
  3. Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, среда SMART Notebook,  презентация «Полные и краткие прилагательные».

 Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

(этап мотивации)

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с именами прилагательными.

Регулятивные УУД:

-осуществлять  самоконтроль.

Ученики проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Актуализация  опорных знаний и умений

Учитель:

Вы уже несколько уроков изучаете имя прилагательное, давайте повторим то, чему вы уже научились.

  1. Словарная работа. Зрительный диктант (имена прилагательные, обозначающие цвет): желтый, золотой, лимонный, янтарный, изумрудный, лазоревый, коралловый, фиолетовый, лиловый.

- Найдите синонимы, подчеркните их.

2. – Как согласуются имена прилагательные с существительными?

- Вспомните алгоритм правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных.

- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

3. Диктант с изменением числа (единственного на множественное). Обозначить графически окончания прилагательных.

Чем славится русская земля?

Вологодские кружева, дымковская игрушка, валдайские колокольчики, тульские самовары, сибирские пельмени, палехская шкатулка, жостовский поднос, антоновское яблоко, московский пряник, уральские самоцветы, рязанский сарафан.

Выделить суффиксы имен прилагательных, определить их значение.

-Назовите все известные вам суффиксы имен прилагательных.

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учащиеся записывают слова зрительного диктанта, вспоминают правописание прилагательных, обозначающих цвет, формулируют алгоритм  согласования прилагательных с существительными, правило  о синонимах, образовании имен прилагательных во множественном числе и правописание их окончаний,  называют суффиксы имен прилагательных.

Постановка учебной проблемы

Слайд 1

И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. Запишите число и тему урока «Полные и краткие прилагательные». Посмотрите на название темы. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Предметные:

-согласование имен прилагательных с существительными;

- правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Обучающиеся предлагают варианты содержания урока. Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, в чем различия между краткими и полными прилагательными?

- Надо ли вам знать, от каких прилагательных можно образовать краткую форму?

- По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на недостаточность данных.

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Открытие нового знания

  Посмотрите на таблицу.  Слайд 2

Полные прилагательные

Краткие прилагатель-ные

Чистый воздух

Какой?

Ясное небо

Какое?

Удивительная   погода

Какая?

            Яркие лучи

            Какие?

Воздух чистый

Какой?

Небо ясное

Какое?

Погода удивительная

Какая?

     Лучи яркие

              Какие?

Воздух чист

Каков?

Небо ясно

Каково?

Погода удивительна

Какова?

      Лучи ярки

             Каковы?

1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?

2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные?

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

5. Как изменяются полные прилагательные?

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

Слайд 3

Алгоритм ответа:

  1. Отвечают на вопросы ...
  2. В предложении являются ...
  3. Изменяются ...

А теперь сравните ответы с правилом.

Слайд 4 . Вывод

Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете.

Предметные:

- знать критерии различения  кратких прилагательных и полных;

 -уметь применять алгоритм  для

различения полных  и кратких имен прилагательных и самоинструкцию.

Учащиеся изучают таблицу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Ответы учащихся:

- у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной.

- полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

- краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?

Учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопрос.

Определениями и сказуемыми:

- по родам, числам, падежам,

- только по родам и числам.

Они не склоняются.

Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:

Учащиеся работают с правилом, ещё раз проговаривая ответ.

Первичная проверка понимания

-Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам.

Слайд  5. «От каких прилагательных можно образовать краткую форму?»

I вариант

-стеклянная вода;

- полевые цветы;

-великолепное произведение;

-темная ночь;

-мелодичные звуки;

-сложное решение;

-тонкий лед.

II вариант

-молодые поэты;

-лесной житель;

-хороший малыш;

-ночной гость;

-строгий тренер;

-младший брат;

-стройная фигура.

Проверка.

-Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему?

Предметные:

- уметь применять самоинструкцию.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных.

Учащиеся выполняют задания теста по вариантам.

Исправление ошибок.

Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

Физминутка

  1. Упражнение для восстановления  мозгового кровообращения.
  2. Пальминг – упражнение для снятия зрительного напряжения.

Применение новых  знаний

  1.  « Поиграем в прятки»

-А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал. В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов, - одни окончания.

-Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где краткое, запишите номера правильных ответов.

  1. –ая;
  2.  –а;
  3. □;
  4. –ий;
  5. - ы;
  6.  –ые;
  7. –ое;
  8. –ее;
  9. –о.

-Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.

-Как вы это определили?

2. Установите  соответствие.  «Корень учения горек, а плод – сладок» (пословица)

3.Запишите  предложения под диктовку. Определите синтаксическую роль прилагательных в них. Выделите окончания окончания в полных и кратких прилагательных . На что они указывают? 

1.Тиха украинская ночь.(А. Пушкин.)2. Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов.) 3. Воздух легок и чист, и замерзла река. (И. Никитин.)4. Широк и желт вечерний свет, нежна апрельская прохлада. (А. Ахматова.) 5. Ночь светлая и морозная.

Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Что нового узнали о способах выражения сказуемого?

3. Выполните упр. 589 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.

Обратите внимание, что в кратких прилагательных  ж. р. ударение всегда падает на последний слог.

 

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивныеумение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу.

Учащиеся пишут ответы на карточках и показывают правильные ответы.

Правильный ответ: 2, 3, 5, 9.

- по короткому окончанию.

Учащиеся записывают предложения.

Учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения, выделяют окончания  и определяют их род, число, падеж.

Учащиеся выписывают краткие прилагательные, записывают их полную форму и дают ответ:

- у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная.

Учащиеся выполняют упр. 589 устно. Сначала все вместе проговаривают образец, затем по одному все остальные слова.

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 6. Подведение итогов.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. В чём различие между полными и краткими прилагательными?

Слайд 7. Домашнее задание.

  1. §105, правило.
  2. Упр. 590 или выписать 6 предложений  из «Сказки о мертвой царевне  и о семи богатырях» А.С. Пушкина с краткими прилагательными.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цель:Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.Задачи:1.     Научить различать полны...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие прилагательные"

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  УМК: Львовой С.И., Львова В.В....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"

Разработка урока по русскому  языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...

Технологическая карта урока родного языка (татарского) в 6 классе на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок с использованием технологии смешанного обучения (модель "Ротация станций")...