"Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Григорович Ирина Валентиновна

Урок разработан по учебнику для 9 класса основной школы  Образовательной системы «Школа 2100» «Русский язык» / Под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2013. (Серия «Свободный ум»). Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.., Баранова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.

Это первый урок по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным» – урок  открытия новых знаний. На уроке реализован системно-деятельностныйый подход. На втором уроке полученные знания будут закрепляться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38»

Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан

Урок русского языка в 9 классе по теме:   «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным»

Урок разработан

учителем  высшей квалификационной категории

Григорович Ириной Валентиновной.

Урок разработан по учебнику для 9 класса основной школы  Образовательной системы «Школа 2100» «Русский язык» / Под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2013. (Серия «Свободный ум»). Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.., Баранова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.

Это первый урок по теме «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным» – урок  открытия новых знаний. На уроке реализован системно-деятельный подход. На втором уроке полученные знания будут закрепляться.

.

Цели и задачи урока:

  • Углубить понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным;
  • изучить строение СПП с придаточным изъяснительным;
  • познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным изъяснительным;
  •  развивать умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и пунктуационно их оформлять;
  • развивать умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными на основе опорных слов и графических схем. составлять схемы предложений с придаточными изъяснительными;
  • развивать умение разграничивать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, местоименно-определительными и изъяснительными, относящимися к существительным и имеющими указательные слова.

Ход урока.

I. Актуализация.

Урок начинается с теста. Ученики читают утверждения, находящиеся в листах опроса, каждое верное утверждение в таблице отмечают цифрой 1, неверное - 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест

  1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений.
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.
  3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.
  5. Союзное слово не является членом предложения.
  6. Указательное слово при поясняемом компоненте всегда является членом предложения.
  7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
  8. В сложноподчинённых предложениях с придаточным местоименно-определительным поясняемый  компонент – имя существительное.
  9. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
  10. В сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным при поясняемом компоненте не может быть указательных слов.

Проверяется выполненная работа: ученики сначала называют правильные утверждения (1,3,6,7,9), которые высвечиваются на слайде, затем комментируются неверные утверждения. Таблица с ответами высвечивается на слайде.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

Ученики отступают от домашней работы 2 строчки, записывают число и вид работы.

II. Введение в тему.

Учитель обращает внимание детей на слайд, на котором предложение:  В.Г. Белинский утверждал  Сила воли есть один из главнейших признаков гения.

Ученики должны охарактеризовать данное предложение и расставить в нём знаки препинания: В.Г. Белинский утверждал: «Сила воли есть один из главнейших признаков гения». 

Учитель. Для чего используются предложения с прямой речью?

Ученик. Предложения с прямой речью используются для передачи чужой речи.

Учитель. Какие ещё способы  передачи чужой речи существуют?

Ученик. Для передачи чужой речи, кроме предложений с прямой речью, существуют ещё предложения с косвенной речью, простые предложения сводными словами и вводными предложениями, простые предложения с дополнением.

Учитель. Заменим предложение с прямой речью  предложением с косвенной речью, простым предложением с вводными словами и вводным предложением,  простым предложением с дополнением.

Ученики проговаривают  одно за другим предложения, на слайде эти предложения высвечиваются.

Для передачи чужой речи существует несколько способов.

  • Предложения с прямой речью.
  • В.Г. Белинский считал: «Сила воли есть один из главнейших признаков гения».
  • Предложения с косвенной речью.
  • В.Г.Белинский считал, что сила воли есть один из главнейших признаков гения.
  • Простые предложения с вводными словами и вводными предложениями.
  • Сила воли, по мнению В.Г. Белинского, есть один из главнейших признаков гения.
  • Сила воли, как считал В.Г. Белинский, есть один из главнейших признаков гения.
  • Простые предложения с дополнением.
  • В.Г.Белинский считал силу воли одним из главнейших признаков гения.

III. Введение нового материала.

Среди предложений ученики называют сложное предложение, отступают 2 строчки, записывают это предложение в тетрадь, дают этому предложению характеристику, составляют его схему.

                                                                                                что?

                                        [   … глагол.], (союз  что ).

Учитель. Определите вид придаточного предложения.

Ученик. Это придаточное изъяснительное.

Учитель. На основании чего вы пришли к такому выводу?

Ученик. Вид придаточного предложения определяется по вопросу. Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение, а придаточное, отвечающее на вопросы дополнения, называется придаточным изъяснительным.

Учитель. Назовите тему урока.

Ученик. Тема урока – сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

Ученики записывают тему урока: «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным».

III. Постановка целей урока.

Учитель. Как вы понимаете смысл глагола изъяснять? Подберите к нему синонимы.

Ученик. Изъяснять – пояснять, растолковывать, делать ясным.

Учитель. Значит, с какой целью используется придаточное изъяснительное?

Ученик. Придаточное изъяснительное разъясняет, поясняет слово, к которому оно относится.

Учитель. Что нам предстоит выяснить?

Ученик. Предстоит выяснить: средства связи придаточного предложения с главным, к чему относятся придаточные изъяснительные, место придаточного предложения.

IV. Введение новых знаний.

На слайде отображены предложения.

  1. Попросим Виктора (о чём?), чтобы он принёс альбом с марками.
  2. Дети чувствуют (что?), кто их любит.
  3. По тону доктора легко было судить (о чём?), что он плохо верил в пользу консилиума.
  4. Я рад (чему?), что вы успешно закончили свою работу.
  5. Сообщение о том (о чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
  6. Я спросил друга (о чём?), когда он придёт к нам

7. Все слушали (что?), не трещит ли где-нибудь над лесом знакомый санитарный самолет.

8. Почему остановился поезд, никто не знал (чего?).

Учитель. Выясним, какую же часть речи разъясняет, поясняет придаточное изъяснительное.

Ученик. Это может быть глагол, имя существительное, прилагательное.

Учитель. А какое значение имеют слова, к которым относятся придаточные изъяснительные?

Ученик. Это слова со значением речи, мысли, чувства.

Учитель. Выясним средства связи придаточного с главным.

Ученики приходят к выводу, что средства связи – союзы, союзные слова и союз-частица ли.

Учитель. Место придаточного.

Ученик. Придаточное чаще стоит после главного, но может стоять после него или разрывать главное.

Ученики проводят наблюдения, в ходе работы заполняют таблицу. По окончании работы проверяется заполненная таблица по слайду, колонки таблицы дополняются.

Вопрос

Средства связи

Поясняемый компонент

Место придаточного предложения

Вопросы косвенных падежей.

Союзы: чтобы, будто, что, как, как будто  и др.; союз-частица ли;

Союзные слова: кто, что, когда, чей, куда, почему, зачем, как, какой, где, откуда, сколько и др. 

Слова со значением речи, мысли и чувства (глагол, наречие, отглагольное существительное, краткая форма прилагательного и др.), При этих словах может быть указательное слово то. уточняя или поясняя смысл этих слов.

После главного предложения, реже - перед главным и в середине главного

Даётся полная характеристика придаточным изъяснительным. Полученные данные сверяются с текстом в рамке на стр. 63.

Учитель обращает  внимание учеников на слайд.

Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

Учитель. Что общего у этих предложений?

Ученики. В обоих предложениях придаточное предложение разрывает главное, в обоих предложениях поясняемый компонент – имя существительное, в обоих предложениях придаточное присоединяется к главному словом «что».

Учитель. Значит, эти предложения одинаковые?

Ученики, определив средства связи ( в первом предложении – союзное слово, во втором предложении – союз), приходят к выводу, что эти предложения разные: первое – придаточное определительное, второе – придаточное изъяснительное.

Учитель.  Очень часто смешивают придаточные определительные с придаточными изъяснительными, если они поясняют существительное и присоединяются словом  что. Сформулируйте  правило-помощник, как отличить один вид придаточного от другого.

Ученики. В придаточных определительных союзное слово что можно заменить местоимением который, а в придаточных изъяснительных такую замену сделать нельзя. (Читается предложение с заменой: Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново.)

 V. Развитие умений.

Учитель обращает внимание учеников на слайд, на котором записаны предложения. Нужно определить вид придаточных предложений. Первый вариант называет предложения с придаточными изъяснительными, второй вариант называет предложения с придаточными определительными, заменяют союзное слово  что  на союзное слово который.

1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны.

2) Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными.

3) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох.

4) Известие, что привез староста, всех огорчило.

5) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

6) Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

7) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее.

8) Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.

Ответы: придаточные изъяснительные - 2,3,5,7;

придаточные определительные – 1,4,6,8

Упражнение 96(письменно): 1, 3, 7 предложения. Развивается умение определять границы частей сложноподчинённого предложения и доказывать на основе составленной таблицы отнесённость придаточной части к указанному виду – придаточному изъяснительному, совершенствуется умение составлять схемы сложноподчинённых предложений.

VI. Подведение итогов урока.

Ключевые слова урока: вопросы косвенных падежей, поясняемый компонент – слова со значением речи, мысли, чувства, средства связи – союзы, союз-частица ли, союзные слова, место придаточного любое.

Учащиеся самостоятельно оценивают свои учебные навыки при помощи самодиагностики.

Самодиагностика

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Отличать подчинительные союзы от союзных слов

Составлять схемы сложноподчинённых предложений

Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

Домашнее задание. Упражнение 96 закончить, учить по таблице материал о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

Урок по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок-закрепление по теме"СПП с придаточными изъяснительными". Закрепление ранее изученного материала, подготовка к ГИА(тестовое задание), работа с лексическим словарём и различные виды разбора....

Презентация к уроку "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными".

В презентации даны упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису, позволяющие девятиклассникам повторить материал, необходимый для подготовки к ГИА. Это урок-закрепление материала по теме "Сложнопо...

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Урок русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным"...

Презентация к уроку "Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным"....

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Урок русского языка в 9 классе по тем" Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным"...

"Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным".

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными...