Элекстивный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Денисова Юлия Валерьевна

Программа элективного курса для 10 класса "Лингвистический анализ художественного текста". Курс рассчитан на 34 часа. Цель - помочь учащимся в овладении искусством исследования художественного текста, направленного на углубление непостредственного  восприяти произведений литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа элективного курса134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

« Лингвистический анализ художественного текста».

Денисова Ю. В.,  

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 179 с углубленным изучением

отдельных предметов

Ново-Савиновского района

г. Казани, РТ

Пояснительная записка

   

    Программа курса «Лингвистический анализ художественного текста» («ЛАХТ») предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы по основной программе, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

    Цель данного курса - помочь учащимся 10-х классов в овладении искусством исследования художественного текста, направленного на углубление непосредственного восприятия произведений литературы. Предлагаемые задания и упражнения, наряду с формированием навыков исследования (анализа) художественного текста, направлены на совершенствование речевой культуры, речевых умений и навыков, обучение учащихся умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Данная программа рекомендует широко использовать на уроках русского языка изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста.

    В поэтических текстах заключены огромные возможности для приобщения учащихся к «чуду родной речи».

        Кроме закрепления орфографических и пунктуационных навыков, они дают материал для изучения и углубления сведений по всем разделам лингвистики:

в фонетике помогают выявить звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, роль пауз, логического ударения, различных видов интонации, повторения слов, звукоподражания;

в лексике - богатство словарного запаса языка, разнообразие синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении;

в морфологии - богатство форм словоизменения;

в синтаксисе - разнообразие синтаксических конструкций, способствующих достижению поставленной автором цели;

в стилистике - уместность отбора и употребления языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

     Основной метод работы на занятиях по «ЛАХТ» - наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста и его компонентов. Следовательно, эффективность и результативность усвоения данного курса будет определяться качеством дидактического материала, используемого на занятиях. Тексты для анализа должны быть взяты из курса средней школы и по возможности знакомы ученикам.

    При формировании предусмотренных курсом умений преподаватель использует различные виды упражнений и заданий. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Естественно, что литературоведческий анализ элементарен по своему содержанию и краток по времени. Значительно больше внимания уделяется языковому анализу: объяснению орфограмм и пунктограмм, выделению грамматической основы предложений, а также морфемному письму и определению частей речи.

Курс рассчитан на 35 часов: 1 час в неделю.

     Содержание программы.

I.  Лингвистический анализ  отдельных языковых явлений художественного текста.

          Лингвистический анализ как вид языкового анализа. Определение М.Р. Львова,

Л.В. Щербы. Цели, задачи, возможности лингвистического анализа текста.

               А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Синтаксис простого предложении: главные и второстепенные члены предложения, обращения, прямая речь.

               А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Семантические, фонетические и грамматические архаизмы. 

               Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина.    

II. Филологический анализ художественного текста.

Авторская позиция как объединяющий принцип организации текста художественного произведения.

            И.С. Тургенев «Бурмистр». Обособление, типы речи, тропы.

            А. П. Чехов «Ионыч». Портрет как средство выражения авторской позиции.

           Лексический уровень структуры текста. А. И. Куприн «Белый пудель».  Лексические формы отрывка. Работа над стилистикой.

            В. М. Шукшин «Микроскоп». Отношение писателя к своему герою, смысл многоточия.

            Ф.И. Тютчев «Весенние воды», А. А. Фет «Ещё весны душистой него…». Семантико-синтаксическая организация текста.  Цветопись.

                 Л. Успенский «Слово о словах». Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста. Работа с лексическими средствами. Анализ лексики с т.з. происхождения, употребления стилистической окраски.  

                 А. П. Чехов «О любви», В. П. Катаев «Трава забвения». Сопоставительный анализ. Лексика оценочного характера. Роль тропов в выражении эмоционально-оценочной позиции автора.

              

Типы и формы художественной речи.

           И. С. Тургенев «Певцы». Определить тип речи. Доказать на уровне лексики синтаксические признаки типа речи. Семантика отдельных слов и словосочетаний.

           М.М. Пришвин «Радость». Тип речи. Языковые средства. Слова и выражения, отражающие тональность текста.

                К.Г. Паустовский «Желтый свет». Особенности стиля и типа речи. Признаки связного текста. Роль эпитетов в раскрытии художественного образа.

Лексико-семантическая организация текста.

           К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…». Историзмы, роль повторов, особенности эпитетов, значение слов и выражений с подбором синонимов. 

               А. Н. Толстой «Петр Первый» (отрывок). Историзмы и архаизмы: их роль в тексте.

               Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Цветопись в арсенале изобразительных средств Гоголя.

              А. А. Ахматова «Две любви». Способы и средства связи в тексте. Роль образных средств в организации связности текста.  Особенности логико-семантических связей.

 

      Композиционно-синтаксическая организация текста.

               А.С. Пушкин «В Сибирь». Композиция стихотворения. Характер и последовательность предложений, наклонение и время глаголов, специфика определений и однородных членов.

               А.С. Пушкин «Памятник». Композиция. Параллель с «Памятником» Г.Державина.

               А.И.Куприн «Святая ложь». Примеры прямой и косвенной речи.

 

     Речь персонажей как характерологическое средство.

               А.Н.Островский «Бесприданница» Анализ 3-его действия. Раскрытие характеров героев на основе их речи. Роль ремарок.

               И. С. Тургенев «Бурмистр». Речь персонажа. Прямая речь.

               А. П. Чехов «Ванька». Особенности эпистолярного жанра. Социальное положение адресата и адресанта. Степень грамотности, социальное положение.  Стиль речи.

   

III. Комплексный анализ художественного текста.

             А. С. Пушкин «19 октября», «Памятник». Значение и характер выделенных слов, фразеологизмов и словоформ.

            И.С.Тургенев «Первая любовь». Выявить ключевую лексику. Тематика отрывка.

            Н. Рубцов отрывок из книги «Сергей Есенин».  Лексико-стилистическая организация текста

            И.С.Тургенев «Отцы и дети» 4 гл. (отрывок). Лексика. Цитирование.

            Г.Тукай «Сон земли». Художественные особенности текста. Язык. Сравнительный анализ с произведениями русских классиков.

           М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Композиция. Роль лексической анафоры. Инверсия. Перифразы. Время глаголов.

           А.Чехов «Рассказ неизвестного человека». Характерная особенность персонажа.

           М. М. Пришвин «Времена года» (Листопад). Форма речи – устная или письменная. Лексические средства проявления принятой автором формы речи. Лексика, семантика.

           И. Ф. Анненский «Две любви». Значение подтекста. Ключевые слова и ассоциации. Авторское отношение.

     

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

1.

I. Лингвистический анализ отдельных языковых явлений художественного текста.

1. Лингвистический анализ как вид языкового анализа. Определение М.Р. Львова, Л.В. Щербы. Цели, задачи, возможности лингвистического анализа текста.

2.  А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Синтаксис простого предложении: главные и второстепенные члены предложения, обращения, прямая речь.  

3.  А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Семантические, фонетические и грамматические архаизмы (отрывок: Блистая в ризе парчевой... И сходит в дол уединенный.)

4.  Тропы и образные ряды в поэтических текстах Пушкина.

1

1

1

1

 

Лекция, работа в тетрадях.

Синтаксический разбор простого предложения. Повторение изученного, работа со схемами.

  Работа со словарями, исследовательская работа.

 Самодиктант или диктант для соседа.

 

 Сочинение-миниатюра: «Роль тропов в поэтических текстах Пушкина»

2.

II. Филологический анализ художественного текста.

Авторская позиция как объединяющий принцип организации текста художественного произведения.

5. И.С. Тургенев «Бурмистр». Обособление, типы речи, тропы. Прием сопоставления двух картин.

 6 - 7. А.П. Чехов «Ионыч». Портрет как средство выражения авторской позиции. Сравнительный анализ.

8. А. И. Куприн «Белый пудель». Лексические формы отрывка. С какой целью писатель стремится передать в прямой речи

9. В.М. Шукшин «Микроскоп». Отношение писателя к своему герою. Смысл многоточия.

10. Ф.И. Тютчев «Весенние воды», А. А. Фет «Ещё весны душистой него…» Семантико-синтаксическая организация текста.  Цветопись.

11. Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста. Работа с лексическими средствами. Анализ лексики с т.з. происхождения, употребления стилистической окраски.  Отрывок из книги Л.Успенского «Слово о словах». Смысл названия. Семантика текста. Основные признаки текста.

12. А. П. Чехов «О любви», В. П. Катаев «Трава забвения». Сопоставительный анализ. Лексика оценочного характера. Роль тропов в выражении эмоционально-оценочной позиции автора.

  Типы и формы художественной речи.

13.  И. С. Тургенев «Певцы». Определить тип речи. Доказать на уровне лексики синтаксические признаки типа речи. Семантика отдельных слов и словосочетаний.

 

14. М.М. Пришвин «Радость». Тип речи. Языковые средства. Слова и выражения, отражающие тональность текста.

15. К.Г. Паустовский «Желтый свет». Особенности стиля и типа речи. Признаки свяфзного текста. Роль эпитетов в раскрытии художественного образа.

Лексико-семантическая организация текста.

16. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…». Историзмы, роль повторов, особенности эпитетов, значение слов и выражений с подбором синонимов.

17. А. Н. Толстой «Петр Первый» (отрывок). Историзмы и архаизмы: их роль в тексте. Стилистические функции устаревших слов.

 

18. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».  «Сорочинская ярмарка» (отрывок). Цветопись в арсенале изобразительных средств Гоголя.

19. А. А. Ахматова «Любовь». Способы и средства связи в тексте. Роль образных средств в организации связности текста.  Особенности логико-семантических связей.

 

Композиционно-синтаксическая организация текста.

20. А.С. Пушкин «В Сибирь». Композиция стихотворения. Характер и последовательность предложений, наклонение и время глаголов, специфика определений и однородных членов.

21. А.С. Пушкин «Памятник». Композиция. Параллель с «Памятником» Г.Державина.

22. А.И.Куприн «Святая ложь». Примеры прямой и косвенной речи.

  Речь персонажей как характерологическое средство.

23. А.Н.Островский «Бесприданница» Анализ 3-его действия. Раскрытие характеров героев на основе их речи.

Роль ремарок.  

 

24. И. С. Тургенев «Бурмистр». Речь персонажа. Прямая речь.

25. А. П. Чехов «Ванька». Особенности эпистолярного жанра. Социальное положение адресата и адресанта. Степень грамотности, социальное положение. Работа с лексикой: отношение мальчика к своему положению, слова и выражение, передающие колорит времени. Стиль речи.

III. Комплексный анализ художественного текста.

26.  А. С. Пушкин «19 октября», «Памятник». Значение и характер выделенных слов, фразеологизмов и словоформ.

27. И.С.Тургенев «Первая любовь». Выявить ключевую лексику. Тематика отрывка.

28.  Н. Рубцов отрывок из книги «Сергей Есенин».  Лексико-стилистическая организация текста.

29. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 4 гл. (отрывок). Лексика. Цитирование. Роль синонимов.

30.  Г.Тукай «Сон земли». Художественные особенности текста. Язык.

31. М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Композиция. Роль лексической анафоры. Инверсия. Перифразы. Время глаголов.

32. А.Чехов «Рассказ неизвестного человека». Характерная особенность персонажа.

33.  М. М. Пришвин «Времена года» (Листопад). Форма речи – устная или письменная. Лексические средства проявления принятой автором формы речи. Лексика, семантика.

34. И. Ф. Анненский «Две любви». Значение подтекста. Ключевые слова и ассоциации. Авторское отношение.

35. Подведение итогов. Защита проекта.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Синтаксический разбор, сопоставительный анализ.

 Выявление позиции героя к Екатерине Ивановне: работа с лексикой отрывков. Творческая работа: создание текстов, различающихся подтекстовой информацией.

Работа над стилистикой. С какой целью писатель стремится передать в прямой речи искажение норм русского языка?

Пересказ от имени ученого специалиста. Характеристика героев.

Работа над лексикой и синтаксической организацией текста. Сопоставительный анализ.  Определение настроения. Словесное рисование.

Работа над лексикой и синтаксической организацией текста. Образование глагольных форм. Синтаксический разбор.

Смысл подтекста. Работа над лексикой оценочного характера. Лабораторная работа.

Работа над синтаксисом. Виды грамматического разбора. Исследовательская работа со словарями.

Определить тип речи. Работа с тропами. Словарная работа.

Творческий эксперимент: подбор эпитетов. Смысл названия. Определить тему, основную мысль, тип. Работа с лексикой

Исследовательская работа со словарями. Подбор синонимов. Письмо по памяти.

 

Исследовательская работа. Словарная работа, работа над планом ответа.

Устное рисование: цветовая картина мира. Работа с иллюстрациями. Творческая исследовательская работа. Оценивание работ товарищей.

Роль образных средств в организации связности текста. Выразительное чтение.

Анализ предложений, синтаксический разбор, составление схем. Работа над композицией.

Работа над композицией. Сопоставительный анализ.

   

Синтаксический анализ, схемы простых и сложных предложений.

 Проследить по тексту, какую роль играют реплики героев в раскрытии их характеров. Выделение ключевых слова в речи персонажей.

Составление плана эпизода. Выделение ключевых слов в речи персонажа. Работа с прямой речью.

Работа с лексикой. Стилистический анализ.

Наблюдение над словом. Работа со словарем фразеологизмов. Сочинение-миниатюра «Роль фразеологизмов в речи».

Работа с лексикой. Синтаксический анализ. Творческая работа: сочинение-рассуждение  «Смысл названия».

Работа над орфограммами и пунктограммами. Синтаксический анализ. Творческая работа.

   Наблюдение над лексикой. Творческая работа: сочинение-рассуждение по данному началу.

Сравнительный анализ с произведениями русских классиков, сходных по теме и приемам стихосложения.

  Работа над композицией. Работа над тропами. Наблюдение над языком, синтаксисом.

Схемы простых и сложных предложений.  Наблюдение над синтаксисом.

Исследовательская работа со словарями. Наблюдение над языком миниатюры. Устное высказывание: определение формы речи.

Лабораторная работа: наблюдение над лексическими средствами выражения авторского отношения к тому, о чем говорится. Синтаксический анализ.

 

 

   

 .

Дидактические материалы:

Занятие 6-7.  Портрет как средство выражения авторской позиции. Сравнительный анализ.

Сравните два фрагмента из рассказа Чехова «Ионыч». Изменилась ли позиция героя? Найдите в тексте слова, сочетания слов, выражающие отношение Старцева к Екатерине Ивановне. Какова роль портрета персонажа как средства выражения оценочной позиции? Аргументируйте свой ответ.

   (1) Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у неё было ещё детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне...

   Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему...

   (2) Но вот прошло четыре года... А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И вот во взгляде, и в манерах было что-то новое - несмелое и виноватое...

   И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась её бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней...

Творческая работа (домашняя) На основе ключевых слов и словосочетаний создайте два текста, объединенные общей темой, но различающиеся содержательно-концептуальной и содержательно - подтекстовой информацией.

Занятие 10.  Семантико-синтаксическая организация текста. Цветопись. Сопоставительный анализ.

Выразительно прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и А.А.Фета «Ещё весны душистой нега...». С каким настроением вы читали эти стихотворения? Менялось ли ваше настроение при прочтении разных стихотворений?

(1)                Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,        

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(2)

Ещё весны душистой нега                      Едва лишь в полдень солнце греет,

К нам не успела низойти,                       Краснеет липа в высоте,         

Ещё овраги полны снега,                        Сквозя, березник чуть желтеет,        

ещё зарёй гремит телега                          И соловей ещё не смеет

На замороженном пути.                           Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Вопросы и задания

  • Подумайте, о каком времени года говорится в предложениях, начинающихся со слова ещё? А о каком - в предложениях, начинающихся со слова уже ? Прочитайте вслух строки из стихотворения Фета, описывающие зиму. Какое ощущение придает стихотворению повтор слова ещё? В каком стихотворении присутствие зимы сильнее и почему?
  • Как вы думаете, о какой весне говорят поэты? Это ранняя весна или весна, вступившая в свои права, или же жаркая яркая весна, переходящая в лето? Что вам помогло ответить на эти вопросы?
  • Возможна ли иллюстрация к данным произведениям? Попробуйте «раскрасить» стихотворение Тютчева и стихотворение Фета. Какие оттенки цветов преобладают в описании зимы, а какие - в описании весны? Заполните следующую таблицу.

Прилагательные, обозначающие цвет

Другие части речи, содержащие «цветовое» значение

Лексика, содержащая ассоциативное значение «цвет»

  • Какое весеннее явление природы описывается в первой строфе стихотворения Тютчева? Найдите в толковом словаре значение слова вода. Какой смысл это слово обретает в стихотворении?
  • Найдите ключевые слова в каждом стихотворении.
  • Разделите тетрадный лист на две колонки. В первую выпишите метафоры, сравнения, описывающие зиму, в другую - весну.
  • На основе чего строится противопоставление зима - весна в стихотворениях?
  • Какой смысл привносит включение чужой речи в текст стихотворения Тютчева?
  • На чем основывается противопоставление метафор возрожденья весть живая и красавица степная с румянцем сизым на щеках.
  • Какой смысл приобретают восклицания «Весна идёт, весна идёт!»? С каким настроением встречает весну лирический герой Тютчева?
  • Какое событие описывается в последней строфе  стихотворения Фета? Какие мысли, чувства вас посещают при прощании, расставании? А с каким настроением лирический герой Фета встречает весну и провожает зиму?

Занятие 11. Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста. Работа с лексическими средствами. Анализ лексики с т. з. происхождения, употребления стилистической окраски.  

Запишите отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах», подчеркните грамматические основы предложений. Как вы понимаете название книги? В чем его особая выразительность? Объясните знаки препинания и  орфограммы.

   Мне хотелось не научить языкознанию, а лишь заинтересовать им тех, кто знает о нем совсем мало. Если из десяти читателей, думал я, только один, закрыв эту кни..ку, потян..тся за другой, более осн..вательной и глубокой, моя цель будет достигнута. Она будет достигнута и тогда, когда, закончив чтение, человек задумает..ся и попробует (по)новому отнестись и к языку, на котором он сам говорит, и к тому, что он когда(то) прочел об этом языке в своих школьных учебниках.

   Наконец, если прочитавшие эту книгу начнут пр..слушиват..ся к речи окружающих, внимательнее вглядыват..ся в строки книг и газет, наблюдая за их языком, если они начнут не только «думать словами», но и «думать о словах», - значит, мне удалось открыть им еще одну соверше..о новую сторону мира и жизни.

1. Объясните значение слова языкознание. Запишите предложение: Языкознание - это...

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Покажите, как образованы деепричастия закрыв, закончив, наблюдая. Образуйте причастия и деепричастия от глаголов научить, заинтересовать, думать, прислушиваться, удалось, открыть.

5. Произведите синтаксический разбор 3-его предложения.

Занятие 12. Сопоставительный анализ. Лексика оценочного характера. Роль тропов в выражении эмоционально-оценочной позиции автора.

Сравните два текста. Что их связывает и чем они различаются?

  (1) ... И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича. Тогда она ещё была молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у неё родился первый ребёнок. Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, которой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое , уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде моей матери.

                                                                                          А. П. Чехов. О любви

(2) Примерно на такой же веранде я впервые увидел жену Бунина - Веру Николаевну Муромцеву, молодую, красивую женщину - не даму, а именно женщину, - высокую, с лицом камеи, гладко причесанную блондинку с узлом волос, сползающих на шею, голубоглазую, даже, вернее, голубоокую, одетую как курсистка, московскую неяркую красавицу из той интеллигентной профессорской среды, которая казалась мне всегда ещё более недосягаемой, чем, например, толстый журнал в кирпичной обложке со славянской вязью названия - «Вестник Европы», выходивший под редакцией профессора с многозначительной, как бы чрезвычайно научной фамилией Овсянико-Куликовский.

                                                                                          В.П. Катаев. Трава забвения

Вопросы и задания

  • Выявить в данных текстах лексику оценочного характера. Как она связана с раскрытием основной темы и выражением авторской позиции?
  • Какова эмоциональная тональность данных текстов и использованием каких языковых средств и стилистических приёмов она порождается?
  • Какая информация заложена в данных текстах? Раскройте смысл подтекста. Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  • Какие лексические средства внешней характеристики жены Бунина помогают раскрыть её психологический портрет?
  • Какова роль эпитета в выражении эмоционально-оценочной позиции автора?

                               

Занятие 15. Особенности стиля и типа речи. Признаки связного текста. Роль эпитетов в раскрытии художественного образа.

Выразительно прочитайте отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Желтый свет» и вставьте эпитеты. Какое настроение он передает? Какие картины возникают в воображении?

   Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным ... светом, будто от красивой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

   Странный свет -... и ... - был непохож на ... . Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла ... сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

   Так началась осень.

Вопросы и задания

  • Сравните ваши эпитеты с авторскими. Случаен ли выбор эпитетов в авторском тексте?
  • Почему Паустовский назвал свое произведение «Желтый свет»? Можно ли по названию предположить, о чем пойдет речь в тексте?
  • Определите общую тему и основную мысль данного фрагмента. Попробуйте его озаглавить.
  • Выделите микротемы. Совпадают ли они с абзацами?
  • Определите тип текста. Обоснуйте свою точку зрения.
  • Найдите в тексте ключевые слова. Какой частью речи они являются? Определите художественную функцию этих слов.
  • Найдите в тексте «цветовые» слова. Помогают ли они в раскрытии художественного образа?
  • Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите в них корень.
  • Какова смысловая и стилистическая роль прилагательных в описании природы?                            

  Занятие 17.  Стилистические функции устаревших форм слова

Отрывок из романа А. Н. Толстого «Петр Первый»

   Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто - не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы - учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос - до пупа - вертеть и дергать ногами.

Вопросы для анализа

- Объясните пунктуацию в первом предложении.

- Внимательно прочитайте отрывок из текста. Все ли слова, встречающиеся в тексте, вам понятны?

- Выпишите историзмы. Определите их роль в тексте.

- Найдите в тексте устаревшие слова.

- Для чего Толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы?

Домашняя работа.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад;

Летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.        (А.С.Пушкин)

- Найдите в тексте архаизмы, определите их вид.

- С какой целью поэт использовал архаизмы?

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-Солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана.

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.                (А.С.Пушкин)

- Выделите в этом отрывке историзмы и архаизмы, укажите их типы.

- Какую функцию выполняют в отрывке архаизмы и историзмы?

- Как вы думаете, есть случаи возвращения в современный язык устаревших слов и историзмов?

Занятие 19. Роль образных средств в организации связности текста.  Особенности логико-семантических связей.

 Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой. С каким настроением вы его читали?

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя...

Но верно и тайно ведёт

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И странно её угадать

Ещё в незнакомой улыбке.

Вопросы и задания

  • Как вы думаете, почему Ахматова назвала стихотворение «Любовь»? Какова роль заглавия как средства связности?
  • Найдите ключевые слова. Почему Ахматова избегает в тексте прямой номинации любовь? Почему любовь Ахматовой осязаема? Докажите это утверждение примерами из текста.
  • Как проявляется в стихотворении параллельная связь?
  • Какова роль образных средств в организации связности текста стихотворения? Отметьте особенности логико-семантических связей в нем и роль союзов в их выражении.
  • Какой знак препинания преобладает в стихотворении? Как он организует ритм стихотворения?
  • Выучите стихотворение наизусть.

Занятие 28. Н. Рубцов отрывок из книги «Сергей Есенин».  Лексико-стилистическая организация текста

Запишите отрывок из стихотворения «Сергей Есенин», которое было написано Николаем Рубцовым в 1962 г.

Версты все потрясенной земли,

Все земные утраты и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

  1. Какова основная мысль поэтических строк?
  2. В каком значении употребляются слова муза, утраты, версты, своенравность?
  3. Подчеркните грамматические основы предложений.
  4. Объясните орфограммы и пунктограммы.
  5. Какие строки можно использовать как эпиграф к сочинению на тему: «Чем близка и интересна поэзия Есенина моему поколению?»

                             

 Занятие 34. Значение подтекста. Ключевые слова и ассоциации. Авторское отношение.

Прочитайте стихотворение И.Ф.Анненского. С каким настроением вы его читали? Подумайте, почему автор назвал именно так стихотворение?

Две любви

Есть любовь, похожая на дым:

Если тесно ей - она дурманит,

Дай ей волю - и её не станет...

Быть как дым, - но вечно молодым.

Есть любовь, похожая на тень:

Днём у ног лежит - тебе внимает,

Ночью так неслышно обнимает...

Быть как тень, но вместе ночь и день...

Вопросы и задания

  • Найдите ключевые слова в стихотворении. Запишите свои ассоциации к словам дым и тень. Почему поэт сравнивает чувство любви с этими явлениями?
  • Осязаема ли любовь у Анненского? Почему? Есть ли в тексте стихотворения существительные, обладающие предметным значением? Какой смысл отвлечённые существительные привносят в текст стихотворения?
  • Чем объединены и противопоставлены две любви у Анненского?
  • Как вы думаете, почему в стихотворении Анненского три раза употребляется знак многоточие? Можно ли продолжить каждую строчку, заканчивающуюся многоточием? Почему?
  • Раскройте значение понятия подтекст.

Список использованной литературы:

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»/Министерство образования РФ-М.: Вита-Пресс, 2011

Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9-11 класс.- М.: Просвещение, 2010.

Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту. (Текстовая деятельность учащихся. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2010

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.–М.:Просвещение, 2013.

Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста.- М., 2006

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи.-М., 2010

Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 классы.-М., 1997

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М., 2005

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.-Санкт-Петербург, 1994

Шанский Н.М. художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М., 1986

Использованные Интернет-ресурсы

Федеральный образовательный портал  http://www.edu.ru

Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru

http://www.ege.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста Тема4

О назначении искусства...

Анализ художественного текста Тема 6

Интерпетация произведения...

Анализ художественного текста тема 7

Позиция автора в произведении...