Урок-практикум "Подготовка к ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гарифуллина Илиса Равильевна

На уроке учащиеся знакомятся видами и приемами работы по подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum_podgotovka_k_oge.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум  «Подготовка  к ОГЭ»

Цель: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки  учащихся;  формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА;  учить анализу  текста;                                                                                   развивать  орфографическую зоркость и  речевую компетенцию учащихся;       воспитывать   интерес к языку.

Оборудование:  карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков,  тексты для анализа

                                          Ход урока

1.Слово учителя.

2. Сообщение темы и цели урока.

      Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ОГЭ, ЕГЭ. А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?

( знание орфографии и пунктуации, орфоэпии )

3.  Одним из критериев оценки языка является культура речи. Давайте посмотрим, как вы владеете культурой речи.

Расставьте ударение в словах: (на слайде №).

Свекла                  Каталог

Туфля                    Газопровод

Жалюзи                Исповедь

Арахис                  Квартал

       Баловать              Знамение

4. Работа по карточкам  и на интерактивной доске)

(указать слово с чередующейся гласной в корне, вставить буквы в словах)

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

5. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограммы "Приставки   ПРЕ-, ПРИ-" (у доски)

1)пр..ближаться  2)пр..байкальский  3)  пр..градить, 4) пр..милый , 5)пр..открыть,                6) пр..соединиться, 7) пр..вязать,  8) пр..ложить, 9) пр..клеить, 10) пр..поднять,  11)пр..терпеть, 12) пр..спокойно

6. Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к  ОГЭ. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы. Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского».

      Чтение текста учителем.

(1)Осень стояла теплая и сухая.(2)Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья  слабым попутным ветерком.(3)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы  уже, и солнце заходило рано.(4)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.(5)Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.(6)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда.(7)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры.(8)Она без него и не начиналась.(9)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень по прозвищу Птаха.(10)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс.(11)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.(12)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.(13)Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.(14)А я выигрывал.(15)Я стал выигрывать постоянно, каждый день.(16) У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар, когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним.(17)Надо накрывать кассу при броске.(18)Так я и делал.(19)Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск.(20)Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на  пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне.(21)Снова проигрывал и снова возвращал.(22)Теперь у меня появились деньги.(23)Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.(24)Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока, обедал и садился за уроки.(25)Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод.(26)Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.

  7.  Работа в группах

Задания для 1-й группы

      1.Найдите предложение с обособленным обстоятельством  среди предложений 9-11

      2. Из предложения 7 выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие.

      3.Среди предложений  24-26 найдите сложное предложение, связанное подчинительной связью.

Задания для 2-й группы

1. Укажите, в каком значении в тексте употреблено слово «свалился» в предложении 10.

1) упасть                                                                                                  2)  обессилев, заболеть
3) неожиданно обременить собою
4) собравшись, соединиться        

    2. Найдите фразеологизм среди предложений 8-10

   3.  Среди предложений  5-8 найти сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Задания для 3 группы      

1. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным определением.            

 2. Укажите количество грамматических основ в предложении   10.        

3.Замените слово  ненароком  в предложении 2  стилистически нейтральным синонимом.   

Задания для 4-й группы

1. Выпишите грамматическую основу из предложения 15.  

2. Среди предложений 16-19 укажите предложение с вводным словом.

3.Среди предложений 3-5 найдите сложносочинённое предложение.

Задание 8  «Своя игра». А теперь я предлагаю вам и поиграть, и заработать баллы, особенно тем, кто хочет повысить свою оценку, заработанную за тест.  Внимание на экран. Выбирайте тему, которую усвоили лучше других и вперед, за пятерками

9 .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

(На сегодняшнем занятии мы выполняли различные виды работ для закрепления орфографии и пунктуации, работали с текстом,  выполнили задания к тексту)

  1. - Что вспомнили?
  2. Что узнали нового, полезного?
  3. Что уточнили?

6. Домашнее  задание: напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?