Точность, богатство и выразительность речи
статья по русскому языку на тему

Важно знать и умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochnost.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Точность, богатство и выразительность речи  

 Важно знать и умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы. Лексика, несомненно, занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средств. И выразительность речи связана, прежде всего, со словом. Богатство русского языка позволяет не только назвать тот или иной  предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как  говорящий оценивает предмет речи.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово «вой» обозначает «протяжный крик некоторых животных» (вой   собаки, волка. лисы).

Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого, например: вой ветра.

 Сравним:    красный карандаш - красный угол- красная строка

 В русском языке слово "красный" имеет несколько значений.

Первое – определенный цвет, а второй – это синоним к слову "красивый",

следовательно, красный угол можно также назвать красивым углом. Он всегда

был устроен на самом видном месте в избе, и любой гость при входе в избу

 с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в

доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома. В

 русской избе местом для молитвы и обращения к Господу являлся “красный угол”.и располагался он  по диагонали от печи, в юго-восточной части избы

А есть ли красный угол в нынешнем жилье? в квартире? Что думаете вы по этому поводу

А почему новая строка в тексте называется красной строкой?

 Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания, книги переписывались от руки (рукописи). В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами, а, начиная новую строку, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем. Кстати, абзацем называется также часть текста от одной красной строки до другой.

…Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.

   Могучее средство воздействия на наше воображение, заставляющее нас переживать те чувства, которые вкладывает автор в своё произведение - это метафора. Метафора – слово древнегреческое и означает «перенесение».  И образуется  она по принципу олицетворения. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору и называют скрытым сравнением, так как и в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: вьюга злится, вьюга плачет.                                

(А.С.Пушкин), взлетающий бубен метели (А.Блок), слов моих сухие листья (В.Маяковский), костёр рябины красной (С.Есенин), сонное озеро города (А.Блок), вранья холодный дым .(А.Твардовский ). 

Ночевала тучка золотая

На груди утёса великана. (М.Лермонтов)

Удачная, свежая метафора, повторённая множество раз, теряет свежие краски, становится штампом. И нужно искать нечто новое. Этим и отличаются мастера слова, они создают россыпи новых метафор и умело пользуются природными свойствами нашего богатого языка: подслеповатый дом, запах счастья, бисер тумана, подхватил смеющимися руками. Несомненно, что каждый из нас тоже может изобрести свое метафоричное высказывание, привлекающее внимание собеседника. В роли метафоры могут выступать различные части речи.

Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развёрнутые метафоры:

    Если метафоры образуются по принципу олицетворения,то что же тогда мы называем олицетворением.

 Олицетворение (прозопопея) - троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В создании олицетворения используются переносные значения слов: луна хохотала, как клоун.(С.Есенин) луна   хохотала  - олицетворение , разновидность метафоры.

  Русский язык чрезвычайно богат разнообразными приёмами, которые основаны на использовании в речи особых сочетаний слов. Как правило, такие приёмы связаны с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями.  

Выпускники школы обязаны знать, распознавать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка. В материалах Единого государственного экзамена эти знания пригодятся при выполнении заданий повышенной сложности: задания А24   Именно это задание проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного выпускником текста, чтобы более ярко и точно передать свои мысли и чувства.

Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С (задание№25), в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».

Важно, чтобы каждый из нас умел использовать богатства родного языка. Яркому, звучному и свежему слову не устанешь удивляться. Эстетическая функция языка и состоит в том, что он может напоить наши души целительным бальзамом красоты. Способствуют же этому изобразительно-выразительные средства языка.

Так давайте учиться у мастеров слова говорить и писать выразительно, учиться языковому мастерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии.Работа по обучению приемам сокращения те...

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Презентация по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синони...

Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка.

Задачи: – познакомить пятиклассников с учебником, его содержанием и структурой, способами представления теоретического материала и основными типами упражнений, а также дать общее представление о...

1 урок. Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка.

Урок русского языка в 5 классе. Учебник Т.А.Ладыженской и др., 2019 г....