Трудные случаи орфографии в занимательной форме 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Чиркова Татьяна Федоровна
Рабочая программа по факультативу "Трудные случаи орфографии в занимательной форме" 6 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, поможет шестиклассникам лучше овладеть тонкостями русской орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_sluchai_orfografii_v_zanimatelnoy_forme_6_klass.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка

В основу рабочей программы по курсу «Трудные случаи орфографии в занимательной форме» для 6 класса положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 6 класс.М.: Издательство РОСТ, 2013г.

Данный предмет входит в перечень рекомендуемых предметов Министерством образования и науки РФ.

Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. 

Актуальность программы

   Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

        Учитывая то,  что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,  в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами  литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,   соблюдать этические нормы общения.

         Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,  как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,  а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Общая характеристика предмета

          Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.

        Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

        Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

   Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие. 

    В 6 классе обучающиеся с разной степенью учебной мотивации, поэтому планирование составлено с учётом их особенностей.

Цели и задачи обучения

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.

Курс по русскому языку ставит следующие задачи:

  • Воспитание любви к русскому языку;
  • Развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • Расширение и углубление программного материала;
  • Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • Совершенствование общего языкового развития школьников.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

  • Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
  • Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
  • Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
  • Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
  • Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Трудности 6-классников

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Место предмета в учебном плане

Программа адресована обучающимся 6-хклассов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год (34 часов).

Формы организации учебного процесса

Организационные формы образовательной деятельности:

классно-урочная система, групповые и индивидуальные формы работы.

- урок,

- беседа,

- викторина и др.

Технологии

Для решения познавательных и коммуникативных задач используются разные технологии. Приоритет отдается РКМЧП, ИКТ, здоровьесберегающим и проектно-исследовательской технологиям.

Формы контроля

  • монологический ответ;
  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
  • комплексный анализ текста;
  • осложненное описание;
  • составление сложного и простого плана к тексту;
  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
  • составление диалога на заданную тему;
  • составление текста определенного стиля и типа речи;
  • сочинение;
  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
  • работа с деформированным текстом;
  • задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).

Контроль предполагает разноуровневый подход.

                                                                    Учебный план

                   

Название разделов и тем

количество

 часов

теория

практика

Формы контроля

1

С Днем знаний!

1

1

2

Русский язык – наше богатство

1

1

3

Ох уж эти небылицы

1

1

4

Игротека. Сочинение небылиц.

1

1

сочинения

5

Про –тся и –ться у глаголов.

1

1

6

Поиграем со словами.

1

1

Практическая работа

7

Они такие классные, удвоенные согласные…

1

1

8

Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными.

1

1

Самостоятельная работа

9

Афоризмы о труде.

1

1

10

Пословица не даром молвится.

1

1

11

Про анаграммы и метаграммы.

1

1

12

Игротека. Афоризмы.Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.

1

1

Практическая работа

13

По страницам детской энциклопедии.

1

1

14

Фразеологизмы. Три группы фразеологизмов с точки зрения их происхождения и традиции использования.

1

1

15

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

1

1

16

Игротека./ Приставки пре- и при- в словах.

1

1

Самостоятельная работа

17

Буквы З и С на конце приставок.

1

1

18

Их следует запомнить.

1

1

Практическая работа

19

О логогрифах и палиндромах.

1

1

20

Игротека. Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

1

1

Практическая работа

21

Что мы пишем после Ц.

1

1

22

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

1

1

23

Разделительные Ъ и Ь.

1

1

24

Игротека. Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах.

1

1

Самостоятельная работа

25

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

1

1

26

И вновь словарные слова.

1

1

Практическая работа

27

Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

1

1

Практическая работа

28

Библейские фразеологизмы.

1

1

29

Поговорим, дружок, о басне.

1

1

30

Берегите книгу!

1

1

31

Игротека. Библейские фразеологизмы

1

1

Самостоятельная работа

32

Повторяем. Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

1

1

33

Повторяем, повторяем…Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы.

1

1

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

1

1

Практическая работа

                                       Календарно – тематическое  планирование

Название разделов и тем

Количество

 часов

теория

практика

Формы и методы контроля

   Дата

План

Факт

1

С Днем знаний!

1

1

2

Русский язык – наше богатство

1

1

3

Ох уж эти небылицы

1

1

4

Игротека. Сочинение небылиц.

1

1

сочинения

5

Про –тся и –ться у глаголов.

1

1

6

Поиграем со словами.

1

1

Практическая работа

7

Они такие классные, удвоенные согласные…

1

1

8

Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными.

1

1

Самостоятельная работа

9

Афоризмы о труде.

1

1

10

Пословица не даром молвится.

1

1

11

Про анаграммы и метаграммы.

1

1

12

Игротека. Афоризмы.Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.

1

1

Практическая работа

13

По страницам детской энциклопедии.

1

1

14

Фразеологизмы. Три группы фразеологизмов с точки зрения их происхождения и традиции использования.

1

1

15

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

1

1

16

Игротека./ Приставки пре- и при- в словах.

1

1

Самостоятельная работа

17

Буквы З и С на конце приставок.

1

1

18

Их следует запомнить.

1

1

Практическая работа

19

О логогрифах и палиндромах.

1

1

20

Игротека. Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

1

1

Практическая работа

21

Что мы пишем после Ц.

1

1

22

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

1

1

23

Разделительные Ъ и Ь.

1

1

24

Игротека. Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах.

1

1

Самостоятельная работа

25

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

1

1

26

И вновь словарные слова.

1

1

Практическая работа

27

Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

1

1

Практическая работа

28

Библейские фразеологизмы.

1

1

29

Поговорим, дружок, о басне.

1

1

30

Берегите книгу!

1

1

31

Игротека. Библейские фразеологизмы

1

1

Самостоятельная работа

32

Повторяем. Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

1

1

33

Повторяем, повторяем…Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы.

1

1

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

1

1

Практическая работа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание тем учебного курса:

В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.

С Днем знаний!/ Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".

Русский язык – наше богатство./Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Ох уж эти небылицы!../Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.

Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

Про –тся и –ться у глаголов./ Правило написания-тся и -ться у глаголов.

Поиграем со словами./ Различные формы игр со словами.

Они такие классные, удвоенные согласные…/Правописание слов с удвоенными согласными.

Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.

Афоризмы о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

Пословица не даром молвится./ Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.

Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.

По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.

Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.

Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

       Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.

О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".

Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.

Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.

Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.

Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.

И вновь словарные слова./ Игры со словарными словами.

И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.

Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

Поговорим, дружок, о басне./ Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".

Берегите книгу./ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.

Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.

Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Повторяем, повторяем…/ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»./Решение головоломок.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:

Из раздела «Орфография»:

-Тся и -ться в глаголах;

-Удвоенные согласные в словах;

-Приставки пре- и при-;

-З и с на конце приставок;

-И и ы после ц;

-Е и и в корнях с чередованием;

- Разделительный ъ и ь знак;

-Словарные слова.

Из раздела «Фразеология»:

Фразеологизмы.

Из курса литература : небылицы, пословицы, басни, афоризмы.

Понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.

Учащиеся должны уметь:

В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи».

-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

-работать со словарями и детской энциклопедией;

-составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.

-использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;

-разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.

                     Перечень учебно – методического обеспечения:

  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • рабочие тетради.

                         Список обязательной литературы

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Программы по русский языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классы. 3-е издание, стреотипное. Москва,2009
  • «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.Издательство РОСТ, 2013г.

                        Дополнительная

  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
  • Васильевых И.П.Уроки русского языка в 6 классе/ Под ред.С.И.Львовой
  • Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка
  • в 5 -9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Спецкурс "Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка" 40 часов, 11 класс

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса

Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....

рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Рабочая программа  элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...