Русский язык 10 - 11 класс Тексты для анализа.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Лазарева Ольга Валерьевна

Данный ресурс содержит тексты для анализа, позволяющие организовать подготовку обучающихся к итоговой аттестации в 11 классе.  Тексты можно использовать и в качестве проверки усвоенных знаний обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_teksty_dlya_analiza_10-11_klass.docx88.08 КБ

Предварительный просмотр:

Текст  1

1) Я живу в маленьком доме у самого моря.  2) Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. 3) Море не замёрзло. 4) Снег лежит до самой кромки воды. 5) Когда на море подымается волна, то слышен не шум воды, а хрустенье льда и шорох оседающего снега.                                                                                                                                                                                                                                        6) Балтика зимой пустынна и угрюма. 7) по горизонту весь день лежит слоями тяжёлая мгла. 8) В ней пропадают очертания низких берегов. 9) Только кое- где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы – там идёт снег.

10) Вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из освещенного дома наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. 11) Море уходит на сотни миль в чёрно- свинцовые дали. 12) На нём не видно ни одного огонька. 13) И не слышно ни единого всплеска, словно в расплывчатой туманной бездне обрывается земля.

14) К западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. 15) Обык-новенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. 16) В посёлке сотни лет живут латышские рыбаки. 17) Поколения сменяют друг друга. 18) Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжёлые платки. 19) Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.

 20) Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. 21) И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. 22) Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел.

 23) Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, всё равно надо и дальше делать сво1 дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. 24) Уступать морю нельзя.

25) В море около посёлка лежит большой гранитный валун.  26) На нём еще давно рыбаки высекли надпись: « В память всех, кто погиб и погибнет в море». 27) Эту надпись видно издалека.

 28) Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. 29) Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: 30) – Наоборот.                       31) Это очень мужественная надпись. 32) Она говорит, что люди никогда не сдадутся и будут делать своё дело. 33) Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве.  34) Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».

35) Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.        

36) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.                 37) Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свой дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. 38) Недаром Салтыков – Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

                                                                                         ( 465 слов   По К. Паустовскому)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово особенно ( предложение 22).
  2. Из предложений 6 – 9 выпишите все наречия.
  3. Определите способ образования слова вплотную ( предложение 10).
  4. Из предложения 36 выпишите слово, образованное бессуфиксным способом.
  5. Определите количество морфем в слове рыбачий ( предложение 15).
  6. Укажите номер предложения осложнённого обособленным обстоятельством ( предложения 10, 13, 14, 37).
  7. Из предложения 37 выпишите словосочетания со связью примыкание.
  8. Укажите номера предложений с составным именным сказуемым ( предложения 14 -22).
  9. Укажите номер сложного предложения с однородным и последовательным подчинением придаточных частей ( предложения 19 – 25).
  10. Среди предложений 11- 15 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью лексического повтора.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

   Любая профессия – это колоссальный, самоотверженный труд. Труд во имя людей и доверенный людьми, тру, требующий от человек отваги и в определённой мере самопожертвования. И тем не менее люди готовы исполнить свой долг, несмотря на все трудности, пройти по жизни так, чтобы о них сказали, что жизнь их прожита не зря. И в этом сила человеческого духа. Умение преодолеть все невзгоды на пути, жить ради других, не отступить перед трудностями усиливает красочное описание враждебной человеку природы, например, в предложениях 6,7,10,11, в которых наиболее ярко «работают» _________ ( Балтика пустынна и угрюма; тяжёлая мгла; кромешная темнота; чёрно- свинцовые дали). Идею вечного противостояния человека и обстоятельств подтверждает и настойчивый повтор в предложениях 20,21 _______( как и сотни лет назад). Использование в предложениях 26, 34 _____ ( В память всех, кто погиб в море, В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море) заставляет читателя постоянно думать о проблеме истинной и мнимой самореализации человека на земле.

Список терминов:                                                                                                                                                                 1) лексический повтор                                     6) сравнительный оборот                                                                                  2) противопоставление                                    7) риторические вопросы                                                                3) эпитеты                                                         8) цитирование                                                                                                                          4) ирония                                                           9) многосоюзие                                                                                                                                                                                        5) гипербола                                                      10) восклицательные предложения.

Текст  2

  1)Приступая к работе над новой книгой, я испытываю боязнь перед белизной чистого листа бумаги, который может стать или не стать началом нового романа. 2) Невыносимо трудно нащупать нужную интонацию вещи, ритм. 3) А без этого не стоит писать: всё будет сухо, добротно, но с тупыми нервами. 4) Как возникают ритм и интонация – ответить сложно.                       5) Это уже вопрос стиля, всего комплекса средств выражения, что особенно разительно отличает одного писателя от другого. 6) Стиль же вырабатывается только трудом. 7) Чтобы происходило чудо, то есть оживление написанных тобою страниц, нужно быть в литературе волом.                          8) Писатель порой испытывает ощущение одиночества и оголенности в момент духовного и физического опустошения, когда поставлена точка в рукописи. 9) Тогда возникают сомнения и чувство беззащитности: что в твоей книге – правда или правдоподобие? 10) Лучшие книги остаются в голове писателя, а те, что написаны, только наполовину вылились на бумагу, потеряв краски, запахи, оттенки настроения. 11) В процессе работы – при переносе воображения на бумагу – потери чудовищные. 12) И эти потери порой приводят в отчаяние.

  13) С детских лет у меня сложился образ писателя – человека чуткого, доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он маг человеческих судеб и чувств. 14) Он обладает удивительной тайной – обыкновенными печатными знаками создавать мир, который для тебя реальнее реального.

  15) Когда в институтские годы я познакомился с Паустовским, я увидел в нём счастливый облик писателя и человека, близкий к образу чародея, созданного моим детским воображением. 16) Этот замечательный писатель – олицетворение человеколюбия, добра и благородства.                              17) Сейчас, пожалуй, нет в нашей литературе мастера, который вырастил бы так много учеников 18) Сколько неизвестных талантов отметил, скольким он привил любовь к тяжелейшему писательскому труду! 19) Что касается славы, денег, шума и эстрадного успеха, то именно Паустовский внушал нам, своим ученикам, ту самую осторожность, которая необходима, когда в подкованных сапогах идешь по льду. 20) Всё чересчур шумное и броское проходит, и остаются книги, помогающие людям жить и быть людьми. 21) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном. 22) Для Паустовского всегда критерий истины – мораль, а критерий морали – прекрасное.

23) Убыстренный темп современного мира, материальные богатства, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа – всё это создаёт ощущение подмены истинной красоты и в реальном мире, и в человеке. 24) Нам кажется, что мы знаем всё, что нас ничем не удивишь. 25) Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. 26) Звёздное небо уже не кажется нам тайной тайн.

27) В повседневных заботах, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. 28) Мы уверены: истины на нашей ладони, они так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. 29) И в итоге обманываем самих себя. 30) Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нем еще тайна, к которой мы только прикоснулись. 31) Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки вселенной, это бы людям мало что дало. 32) Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания.

                                                                                               ( 473 слова   По Ю. Бондареву)

 Вопросы к тексту.

  1. Определите, какой частью речи является слово одного ( предложение 5).
  2. Из предложений 31, 32 выпишите все союзы.
  3. Определите способ образования слова опустошение ( предложение 8).
  4. Из предложения 25 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
  5. Определите количество морфем в слове всезнающий ( предложение 31).
  6. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено фразеологизмом ( предложения 4, 12, 24, 26).
  7. Из предложения 24 выпишите все словосочетания со связью управление.
  8. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением ( предложения 11, 14, 16, 18).
  9. Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением придаточных частей ( предложения 27 – 32).
  10. Среди предложений 1 – 4 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью местоимения.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 Окружающий мир и человек в нем – глубины непознанные, и вряд ли когда-нибудь удастся постичь их до конца и безоговорочно. Очевидно, что каждый из нас по- своему «отгадывает» загадки этого мира, и путь индивидуального познания бесценен. Помочь же человеку понять для себя «бездну» мира призван писатель. Обращаясь памятью к своему наставнику К. Паустовскому – истинному писателю, сумевшему раскрыть в своих произведениях прекрасное, Ю. Бондарев при помощи ____ ( счастливый облик; замечательный писатель; тяжелейшему писательскому труду) заставляет и читателя по- новому взглянуть на окружающий мир и себя. Говоря о муках собственного постижения мира и прекрасного в нем, о своей ответственности перед читателем, автор не раз использует ___( интонацию вещи, ритм – предложение 2; ( вопрос стиля, всего комплекса средств выражения – предложение 5); потеряв краски, запахи, оттенки настроения ( предложение 10). Неравнодушное отношение автора к творчеству, книгам и в целом к поднятой проблеме подчёркивается использованием в соседних предложениях ___ ( предложения 10,11,12).

Список терминов:                                                                                                                                                                                                                                1) сравнительный оборот                   6) ряды однородных членов                                                                                                                               2) противопоставление                       7) риторические вопросы                                                                                         3) эпитеты                                            8) цитирование                                                                                               4) ирония                                              9) экспрессивный лексический повтор                                                                                                                             5) вводные конструкции                    10) восклицательные предложения

Текст 3

  1. Тот, кто действительно знает Пушкина, поклоняется ему с редкой пылкостью и искренностью; и радостно сознавать, что плоды существования поэта и сегодня наполняют душу. 2) Всё доставляет нам удовольствие: особенности пушкинского ритма, подробности жизни, имена людей, его окружавших. ³) По черновикам мы стремимся распознать каждый этап разгара его вдохновения. 4) Читать и перечитывать его записи, поэмы, сказки, элегии, письма, драмы – одно из достоинств нашей жизни.
  1. А какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина! 6) И, в сущности, не имеет значения, если то, что мы представляем в своём воображении, - обман.
  1. Предположим, окажись у нас возможность пробраться в эпоху Пушкина, мы бы его не узнали. 8) Ну и что! 9) Какая разница! 10) Мне нравится эта игра, и вот я уже сам в неё поверил.                  11) Вот он на набережной Невы, мечтатель, облокотившийся о гранитный парапет; вот он в театре под звуки скрипок расталкивает с модной заносчивостью соседа, чтобы занять своё место; потом в деревенской усадьбе, сосланный из столицы за вольнолюбивые строки, в ночной рубашке, взъерошенный, марающий стихи на серой оберточной бумаге, жующий яблоко. 12) Я вижу его идущим по проселочной дороге, листающим книги, целующим стройную ножку возлюбленной или в серебристый крымский полдень задумавшимся перед скромным маленьким фонтаном, струящимся во дворе старинного татарского дворца.
  1. Эти виденья столь мимолётны, что я не успеваю различить, держит ли он в руке трость или чугунную палку, с которой ходил специально для того, чтобы тренировать кисть для стрельбы, имея склонность к пистолетам, как все его совремнники. 14) Пытаюсь следить за ним глазами, но он  от меня постоянно убегает, чтобы вновь появиться. 15) Вот он: рука заложена за полу фрака, рядом со своей женой, красивой высокой женщиной в чёрной бархатной шляпе с белым пером. 16) И, наконец, сидящий на снегу, с простреленным животом. 17) Он долго целится в Дантеса, так долго, что тот больше не может терпеть и медленно прикрывается пистолетом…
  1. Сто лет минуло с тех пор, как на дуэли, на закате дня, в снегу Пушкин был смертельно ранен красивым молодым авантюристом по имени Жорж Дантес, приволокнувшимся за его женой; полным ничтожеством, который, возвратившись во Францию, прежил его на полвека, чтобы затем со спокойной душой умереть восьмидесятилетним стариком и сенатором…            
  2.  Жизнь Пушкина, её романтические порывы и озарения готовят много ловушек и искушений сочинителям биографий. 20) В последнее время в России их много написано, я видел несколько достаточно безвкусных. 21) Но, помимо этого, существует ещё и благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры ради вульгарного интереса. 22) Но даже в этом случае разве можно реально представить себе жизнь другого, воскресить ее в своём воображении в неприкосновенном виде и безупречно отразить на бумаге? 23) Сомневаюсь в этом, ибо уже сама мысль, направленная на историю жизни человека, её неизбежно искажает. 24) Все это будет лишь правдопожобие, а не правда, которую мы чувствуем.

                                                                                    ( 447 слов  По В.Набокову)

 Вопросы к тексту.

  1. Определите, какой частью речи является слово нескольких ( предложение 21).
  2. Из предложений 1, 2 выпишите все местоимения.
  3. Определите способ образования слова разгар ( предложение 3).
  4. Из предложения 21 выпишите слово, образованное неморфологическим способом (переходом слова из одной части речи в другую).
  5. Определите количество морфем в слове вольнолюбивые ( предложение 11).
  6. Укажите номер предложения, в котором сказуемое является составным именным                                  ( предложения 1- 4).
  7. Из предложения 10 выпишите все словосочетания со связью управление.
  8. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением ( предложения 19 – 24).
  9. Укажите номер односоставного определённо- личного предложения ( предложения 13 -18)
  10. Среди предложений 17 – 20 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью местоимения.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Посвящая текст А.С. Пушкину, В. Набоков уже в первом абзаце использует ___ ( «особенности пушкинского ритма, подробности жизни, имена людей, его окружавших»; «его записи, поэмы, сказки, элегии, письма, драмы») с целью показать, насколько дорога автору текста каждая деталь в жизни и творчестве великого поэта России. Используя в соседних предложениях ___(8,9), В.Набо- ков стремится подвести читателя к мысли о том, что самым важным в постижении дара любого писателя является личностное отношение к нему читателя. Более того, в конце текста открыто звучит мысль о том, что никакие, пусть даже самые опытные биографы не смогут так полно, живо представить образ, характер, как сможет это сделать сам человек. Не случайно в тексте не раз использованы восклицательные предложения, а в предложениях 22, 23 автор прибегает к ____, обращая читателя в 2свою веру». Финальным аккордом текста является использование В. Набоко- вым _____ ( правдоподобие, а не правда – предложение 24), которые ещё раз подтверждают главную мысль текста.

Список терминов:

  1. эпитеты                                   7) антонимы
  2. метафоры                                8) вводные конструкции
  3. гипербола                                9) ряды однородных членов
  4. анафора                                   10) цитирование
  5. вопросно-ответная форма     11) экспрессивный лексический повтор
  6. синонимы                                12) восклицательные предложения

Текст 4

  1. Многому приходится учиться художнику. 2) Приходится учиться говорить собственным языком, смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами. 3) Часто требуются долгие усилия целых поколений, чтоб дать себе отчёт в том, как мы что-нибудь в действительности видим.
  1. На картинах итальянских художников мы часто встречаем изображение какого-нибудь святого или святой, сидящих у открытого окна. 5) В окно виден далёкий пейзаж – горы, деревья на горах, домики. 6) И что-то в этом пейзаже есть странное, наивно- неверное, в чем вы себе сначала даже не можете дать отчёт. 7) И вдруг вы улавливаете причину: на этих далёких, за версту от зрителя, деревьях тщательнейшим образом выписан каждый сучок, каждый листочек, птичка, сидящая на дереве, на окнах домиков и церквей нарисованы все перекладинки на рамах. 8) Но ведь в действительности человек не в состоянии видеть всего этого издали.              9) А художники того времени этого не замечали, не замечали и дымки, окутывающей далёкие предметы. 10) И воображали, что пишут так, как видят.
  1. Посмотрите вообще на картины, изображающие быстро движущиеся предметы, - скачущую в карьер лошадь, рукопашную схватку, мчащийся поезд. 12) Вы чувствуете, что художники и до сих пор не сумели по- настоящему увидеть движение, поймать его характерные особенности. 13) Придёт большой художник, увидит это, покажет, и тогда нам так же будет смешно смотреть на современные изображения скачущих лошадей и боевых схваток, как смешно смотреть на тщательно выписанные детали далёких предметов на картинах старых мастеров.
  1. Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите, а не как, по вашему предвзятому мнению, выглядит или звучит данный предмет. 15) Вы подробно описываете сановного старичка в отставке на великосветском собрании, - какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, как ходит, как самодовольно острит.                 16) Но действительно ли всеми этими неопределенными признаками запечатлелся в вашем восприятии старичок? 17) Или было в нем что-то особенное, характерное, чего вы не сумели заметить? 18)  Приходит настоящий художник и даёт всего два-три штриха:
  1. Тут был, в душистых сединах,

Старик, по- старому остривший,-

Отменно тонко и умно,

Что ныне несколько смешно.   ( А.С. Пушкин)

        20)И весь старик перед вами живет. 21) Художник сумел увидеть его, сумел выделить в своих

         впечатлениях от него то, что его отличало от всех других гостей. 22) В чеховской «Чайке» начи-

          нающий писатель говорит о беллетристе Тригорине: «23) У него на плотине блестит горлышко

        разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова.  

       24) А у меня – трепещущий свет, и тихое мерцание звёзд, и далёкие звуки рояля, замирающие в

        тихом ароматном воздухе… 25) Это мучительно».    ( 421 слово По В.Вересаеву)

 Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово что ( предложение 19).
  2. Из предложения 9 выпишите слово, соответствующее схеме: приставка+ корень+ суффикс+ суффикс+ корень.
  3. Определите способ образования слова сначала ( предложение 6).
  4. Из предложений 13 – 15 выпишите все причастия.
  5. Определите количество морфем в слове открытого ( предложение 4).
  6. Укажите номер сложного предложения с последовательным подчинением придаточных частей ( предложения 1 – 7).
  7. Из предложения 9 выпишите все словосочетания со связью согласование.
  8. Укажите номер односоставного определённо-личного предложения ( предложения 11 -15).
  9. Укажите номер предложения, осложнённого вводной конструкцией.( предложения 14- 18)
  10. Среди предложений 4 -10 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью противительного союза и частицы.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Посвящая текст проблеме обретения художниками истинного мастерства, заключающегося в создании правдивого образа, В. Вересаев уже в первых двух предложениях использует____.                                    Показывая, насколько, по его мнению, неправдоподобен пейзаж на картинах итальянских мастеров эпохи Возрождения, автор текста заканчивает второй абзац ____. В. Вересаев призывает людей искусства учиться видеть окружающий мир у великих мастеров, обращается к опыту великих писателей, поэтому не случайно в последней части текста используется ___ ( предложения 19, 23, 24, 25).

Список терминов:

  1. эпитеты                                  6) ряды однородных членов
  2. метафоры                               7) парцелляция
  3. литоты                                    8) цитирование
  4. противопоставление             9) вводные конструкции
  5. ирония                                   10) экспрессивный лексический повтор

Текст 5

  1. Как выразить в рассказе или в романе состояние человеческой души?
  2. Единственное средство – изобразить психическую жизнь человека. 3) Вне изображения психической жизни человека невозможно понять его душу. 4) Постепенно это стало литературной традицией, и в девятнадцатом веке она достигла полного развития в европейском и русском психологическом романе или рассказе. 5) И уже талантливые писатели не могли обойтись без глубокого изображения психической жизни человека.

6)Мы говорим: эта картина поэтична, этот рассказ или стихотворение поэтичны. 7) Но что это значит? 8) Конечно, это значит, что они талантливы. 9) Но в чём суть самого таланта?

10) Суть, на мой взгляд, в том, что истинный талант ту или иную картину жизни умеет осветить светом вечности, умеет вырвать из жизни и показать её на фоне вечности. 11) Мы радуемся такому художественному произведению, часто не осознавая причину радости. 12) Мы говорим себе: «Как живо! Как точно! Как правдиво!»

13) Если легко понять, почему нас восхищает толстовская Наташа как вечная женственность, казалось бы, трудней понять, почему такой мошенник, как Ноздрёв, нас тоже по- своему радует, мы хохочем, как правдиво его Гоголь рисует. 14) Мы чувствуем, что человеческая вздорность в лице Ноздрёва тоже вечна и обречена на вечное художественное, а не просто басенное разоблачение.

15) Несколько раз в жизни, встречая вздорного жулика, пытавшегося мне что-то всучить, я начинал взрываться от возмущения и вдруг вспоминал: господи, это же Ноздрёв, как точно он его повторяет! 16) И как это ни странно, сила возмущения ослабевала, я только пытался отстраниться от него, что было тоже нелегко, потому что сам новоявленный Ноздрёв не понимал, что я в нём уже угадал Ноздрёва. 17) Всё это становилось смешным, потому что новоявленный Ноздрёв, не понимая, что он уже разоблачён, упорствовал, и чем больше упорствовал в мошенничестве, тем феноменальной делалось его сходство с уже давно описанным Ноздрёвым.

18) Гениальный создатель человеческих типов как бы угадывает вечный химический состав этого типа, заставляющий его в любых исторических обстоятельствах действовать одинаково.                              19) Господи, думаем мы, там крепостное право, а здесь социализм или капитализм, а Ноздрёв всё тот же.                                                                          ( 310 слов Ф. Искандер)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово как бы ( предложение 18).
  2. Из предложения 14 выпишите слово, соответствующее схеме: приставка+ корень +суффикс +окончание.
  3. Определите способ образования слова угадывать ( предложение 18).
  4. Из предложений 14 – 15 выпишите все наречия.
  5. Определите количество морфем в слове разоблачён ( предложение 17).
  6. Укажите номер сложного предложения, состоящего из пяти частей ( предложения 16- 19).
  7. Из предложения 11 выпишите все словосочетания со связью управление.
  8. Укажите номера односоставных безличных предложений (предложения 1- 5).
  9. Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым ( предложения 1 -4).
  10. Среди предложений 6 -12 укажите номера предложений, связанных с предыдущим с помощью лексического повтора и вводного слова ( или конструкции).
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Настоящий писатель создаёт « вечные» образы, узнаваемые во все времена. Но как создать такой художественный образ? Как узнать его среди других? Этому непростому вопросу посвящено размышление Ф. Искандера. Автор сразу погружает читателя в проблему, начиная текст ___                      ( предложения 1, 2). К этому же приёму Ф. Искандер прибегает в предложениях 7 -10. Велика бывает наша радость, когда мы в повседневной жизни узнаём полюбившихся персонажей, «понимаем» их суть. И эта неподдельная радость передана в тексте ____ ( предложения 12,15). Неравнодушное отношение автора к поднятой проблеме подчёркивается использованием местоимения мы, внутренней речи, а также ____ ( предложения 8,10, 13,16,19).

Список терминов:

  1. эпитеты                                  6) восклицательные предложения
  2. метафоры                               7) вопросно – ответная форма
  3. литоты                                    8) цитирование
  4. противопоставление             9) вводные конструкции
  5. ирония                                   10) экспрессивный лексический повтор

Текст 6

  1. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.
  2. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. 3) Они не бунтуют из- за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, уходя, не говорят: с вами жить нельзя! 4) Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
  1. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. 6) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  1. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  2. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. 9) Не лгут они даже в пустяках. 10) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. 11) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. 12) Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. 13) Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  1. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. 15) Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. 16) Они не говорят:: «меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!» - потому что всё это бьет на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво.
  1. Они несуетны. 18) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. 19) Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. 20) Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. 21) Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.
  1. Если они имеют в себе талант, то уважают его. 23) Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. 24) Они горды своим талантом. 25) Они воспитывают в себе эстетику. 26) Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность.
  1. Таковы воспитанные.
  2. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вырубить монолог из Фауста. 29) Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка,  воля. 30) Тут дорог каждый час.

                                                                                                             ( 333 слова  По А.П. Чехову)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово таковы ( предложение 27).
  2. Из предложений 6 -13  выпишите слова, в которых  происходит оглушение звонкого согласного.
  3. Определите способ образования слова штудировка ( предложение 29).
  4. Выпишите из предложений 17 – 21 слова с нулевым окончанием.  
  5. Укажите номера предложений с составным глагольным сказуемым  ( предложения 1 - 13).
  6. Выпишите номера предложений, в которых придаточная часть является  неопределенно- личной ( предложения 5 - 15).
  7. Из предложений14, 15  выпишите все словосочетания со связью согласование.
  8. Укажите номера  предложений, которые ( или часть которых) являются нераспространённым предложением  (предложения 17- 30).
  9. Укажите номер  сложного предложения с придаточным времени ( предложения 8 - 20).
  10. Укажите номер предложения с последовательным подчинением придаточных ( предложения 15 - 28).
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Воспитанность – это не абстракция. Мы судим о ней по поведению человека, по его отношению к окружающим. Чехов с присущей ему лаконичностью определяет, по каким критериям можно распознать воспитанного человека. Обобщённое представление о воспитанности писатель раскрывает, обозначая частные случаи, когда проявляются моральные качества человека. Их своеобразный обзор даётся с помощью ______( предложения 2, 25, 29 и др). Чтобы показать возможное поведение человека в обыденных ситуациях, Чехов также использует _____ ( пред-ложения 6, 11, 15, 16).   Воспитанные люди – это особая группа. Она противопоставлена другим. Это подчёркивается приёмом _____( предложения 1 – 17). Чехов называет не только качества, присущие воспитанным людям, но и те, которых у них нет, даёт характеристику через отрицание, используя в таких случаях среди прочих средств и _____( предложения 8,18).

Список терминов:

  1.  вводные конструкции                     6) ряды однородных членов
  2. метафоры                                          7) вопросно – ответная форма
  3. литоты                                               8) цитирование
  4. профессиональная лексика              9) фразеологические обороты
  5. анафора                                               10) сравнительный оборот

                                                             

                                                                                                             

Текст 7

  1. Одно из свойств, присущих языку, - « живой как жизнь». 2) Так окрестил его Гоголь, и эти гоголевские слова выбрал в качестве названия для своей книги Корней Чуковский. 3) Народная поговорка «Не мёд, а ко всему льнёт» учит тому же – переменам. 4) Язык не может и не должен оставаться незыблемой, неподвижной твердыней, перемены в нём естественны и неизбежны, в особенности в такое бурное и переменчивое время, как наше. 5) Однако сейчас я испытываю горестное ощущение: язык наш не переменился, а обеспамятел, забыл самого себя.
  1. Русский язык – один из богатейших в мире языков. 7) Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. 8) И в наших ушах. 9) Если и обогащается чем-либо живым, то лишь меткими блатными или полублатными словечками, а кроме них – сухими, мёртвыми политическими терминами. 10) Термины, на мой взгляд, умерщвляют слово, лишают его оттенков, запаха, вкуса, а также выразительности и силы. 11) А это пригодно для научной речи или для эсперанто. 12) Рушится самая основа: отмирают дополнения, не склоняются почему-то названия местностей и имена числительные.

13)Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй. 14) По существу, в этом нет ничего дурного. 15) Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные. 16) Это и Пушкин делал. 17) Но в настоящее время это уже именно поток, потоп, наводнение.  18) Среди новоприобретённых терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой реальности: например, понятие « спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нём не было нужды, а теперь такое понятие возникло, а в языке его нет. 19) Почему бы не взять? 20) Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются. 21) Говорящий полагает, что сказать эксклюзивный или консенсус вместо исключительный или согласие более интеллигентно.

22) До всего этого крушения К. Чуковский не дожил, хотя и назвал имя главной болезни бюрократического государства – канцелярит. 23) От слова канцелярия по аналогии с дифтеритом, аппендицитом и т.п 24) Он грустно смеялся над такими оборотами речи: « мы планируем на лето в Крым» вместо « мы собираемся в Крым». 25) « Разве у каждой семьи свой Госплан?» - спрашивал он. 26) Горько смеялся, когда люди при нём щеголяли ненужными иностранными словами и, употребляя их, думали, что приобщаются тем к образованности. 27) Интересно, что сказал бы он теперь: имидж, саммит? 28) Ведь у нас существуют для этих понятий русские слова.                                                                      

29) Приходит мне на память Мария Степановна, милая, славная наша работница, неграмотная русская деревенская женщина родом из-под Орла. 30) Как она прекрасно, живописно говорила, рассказывала! 31) Но вот, увидев однажды голубей, копошащихся среди цветов, Мария Степановна произнесла бессмертную фразу: «Надо их оттеда аннулировать»…32) Словосочетание   весьма характерное для современной речи. 33) Выгнать, прогнать – это слишком уж по- простецки, по-деревенски, а вот скажешь аннулировать – и ты уже образованный.

34) А где же интеллигенция, которая должна исполнять свой заветный долг – совершать отбор?    35) Интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлёбывается. Она лишилась иммунитета. 36) Спешит «прИнять» то пойло, каким денно и нощно потчуют всех нас улица, радио, газета, телевизор. 37) Я считаю, что интеллигенция отвечает за сохранение культурной традиции, в том числе и той ее части, которая связана с языком.

                                                                                      ( 477 слов. По Л. Чуковской)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово весьма ( предложение 32).
  2. Выпишите из предложений 11 -18  слова, соответствующие схеме корень+ корень+ суффикс+ окончание.
  3. Определите, какое слово в предложениях 4, 5 образовано бессуффиксным способом.  
  4. Из предложений 1 – 12 выпишите все частицы.  
  5. Среди  предложений 25 -36 найдите предложения, где  сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
  6. В последнем абзаце найдите предложение с несогласованным определением. Укажите его номер.
  7. Из предложений10-15  выпишите словосочетания со связью примыкание.
  8. В третьем абзаце найдите простые безличные предложения.
  9. Найдите  сложноподчинённое  предложение с последовательным подчинением                                    ( предложения 22 - 37).
  10. Среди  предложений 1 -5 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Статья Л. Чуковской посвящена проблеме современного словоупотребления. Но эта работа обращена не только к лингвистам, хотя здесь и есть ____: «дополнение», «склоняются», «имена числительные», «иностранные слова» и другие. Тема эта должна быть интересна всем, кого глубоко волнуют процессы, происходящие в языке. Как приглашение к разговору, как попытку совместного осмысления можно расценивать ____( предложения 19, 34). В статье не просто констатируются некоторые факты и явления современного русского языка, но выражается эмоциональное отношение к ним, например, благодаря использованию_____ « поток, потоп, наводнение» ( предложение 17), приёма ____( предложения 7, 8). Экспрессия связана с тем, что автор не может быть молчаливым свидетелем того, как убивается живое начало в языке, которое в тексте обозначено с помощью ____( предложение 1) и приема ____: « язык обеспамятел», «забыл», «мертвеет», «выращивал».

Список терминов:

  1. Риторический вопрос                    6) ряды однородных членов
  2. метафоры                                          7) термины
  3. литоты                                               8) парцелляция
  4. олицетворение                                  9) фразеологические обороты
  5. синонимы                                         10) сравнительный оборот

Текст 8

  1. Можно по- разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь, а прозябание.

2) Надо иметь и принципы в жизни. 3) Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

4) Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и  в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

 5) Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

6) Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…              

7) Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить м врать.

8) Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. 9) Вранье всегда видно.

10) Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена. 11) Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию. 12) Как это понимать, как прилагать к своей жизни? 13) На это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. 14) Жизнь разно-образна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. 15) Как вы считаете?

16) В жизни есть какой- то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведем отсчет высоты от уровня моря. 17) А задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. 18) И своё личное счастье тоже не останется вне этих забот. 19) Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко.    20) А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества.

21) Способы различные, но для каждого что-то доступно. 22) Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то ровысить этот уровень можно и в  пределах своего рабочего окружения,  в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. 23) У каждого есть такая возможность.

24) Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным.

25) Творчество тоже можно творить. 26) Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

27) Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 28) Вот это и есть творчество. 29) Творчество беспрерывно. 30) Так что жизнь – это и есть вечное созидание.

31) Человек рождается и оставляет по себе память. 32) От тог, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.

                                                                                             ( 460 слов. По Д.Лихачёву)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово такая ( предложение 23).
  2. Из предложения 8  выпишите все союзы.
  3. Определите способ образования слова подозрительности ( предложение 27).
  4. Из предложений 21 – 23 выпишите слово с пятью морфемами ( основа не считается)..  
  5. В  предложениях 21 - 29 найдите предложения, в составе которых есть  грамматическая основа, выраженная одинаковыми частями речи.
  6. Укажите номера простых предложений с составным глагольным сказуемым ( предложения 21 – 26)..
  7. Из предложений 29 - 32  выпишите  все словосочетания со связью согласование.
  8. Среди предложений 8 -11 найдите сложные предложения, в структуру которых входит двусоставное неполное предложение. Напишите номера этих предложений.
  9. Найдите  сложноподчинённое  предложение с последовательным подчинением                                    ( предложения 16 - 20).
  10. Среди  предложений 18 -23  укажите номера  предложений,  связанных с предыдущим с помощью лексического повтора.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Эссе Д.С. Лихачёва посвящено серьёзной философской проблеме – цели существования человека. Однако текст не перегружен сложными научными рассуждениями. Мысль как бы обнажается, делается прозрачной и доступной во многом благодаря языку. Для этого используются ___ (предложения 4, 5, 13, 24, 26). Раз обозначенная, тема развивается, а поступательное движение мысли понятно за счёт ____( предложения 16, 18, 19, 20, 22). Для этой же цели автор намеренно использует _____( « создавала», «созидательную», «созидание», «созидательность»), сталкивает однокоренные  слова ( предложение 25), показывая скрытые стороны ситуации: « обманывая… обманывает самого себя». Прозрачность языка достигается и благодаря использованию ____: «юлить и врать», «атмосфера» и «аура». Простота языка призвана не представить тему лёгкой, азбучной, а сделать доступной глубину поставленной проблемы. Ведь текст адресован молодым. Эта обращённость к читателю определяет и включение в текст____( предложения 12,15).

Список терминов:

  1. вводные конструкции                    6) ряды однородных членов
  2. метафоры                                          7) риторические  вопросы                    
  3. литоты                                               8) лексический повтор
  4. синонимы                                          9) фразеологические обороты
  5. анафора                                             10) тавтология

Текст 9

  1. В каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости?
  2. Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. 3) Вспоминая момент проявления жалости к человеку с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборшили. 4) Этот человек был недостоин этой степени жалости. 5) Но, вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости.

6)Жалость, я уверен, не объяснима никакими рациональными соображениями, она идёт к человеку сверху, от Бога. 7) Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был провить жалость, но не проявил. 8) Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были настолько «расчеловечены», что не могли их принять. 9) Однако человек нравственно не тупой сохраняет этическую память и, восстанавливая картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души.

10) Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное: пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы сравниваем одного с многими, мысленно перебегаем от этого человека к другим и от этих многих – как вывод – к этому одному.

11) Первоначальным ьолчком чувству справедливости может быть жалость к человеку, но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам.

12) Таким был наш социализм на практике. 13) Можно со всей безусловностью утверждать, что первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку, жалость к «униженным и оскорблённым». 14) Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество?

15) И стали его лозунгом не совсем случайные слова Горького: жалость унижает человека. 16)Были же среди революционеров искренние, желающие добра люд. 17) Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства – любви к народу – и самым безжалостным отношением к нему в жизни? 18) Безусловно, видели, но оправдывали. 19) Чем безупречней выполнение единого революционного долга, тем свободнее чувствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь он дальше других пошёл ради будущей справедливой жизни. 20) Так он компенсирует своё революционное усердие и порождает новые (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости.

21) Из живого опыта жизни человек знает, что иногда к человеку надо проявить безжалостность для его же пользы. 22) Так, безжалостен учитель, оставляющий нерадивого ученика в школе после занятий, безжалостен родитель, наказывающий расшалившегося ребёнка, безжалостен хирург, распарывающий живого человека.

23) Хитрый механизм приспособляемости легко затмевает разум. 24) Революционер, благословляющий пролитие крови, охотно уподоюляет себя хирургу, чаще всего забывая, что хирург проливает кровь человека для того, чтобы спасти именно этого человека. 25) А революционер проливает кровь этого человека, чтобы сохранить верность идее, правильность которой ничем не доказана.

26) Произошла подмена жалости к человеку жалостью к сказке, понятой как новая истина. Платонов в «Чевенгуре» это замечательно описал.. 27) Все коммунисты этого произведения вполне искренние люди, и они бесконечно теоретизируют о справедливости и безжалостно убирают тех, кто, по их мнению, мешает устанавливать будущее царство справедливости.

                                                                                                     ( 460 слов По Ф. Искандеру)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово должен ( предложение 7).
  2. Из предложения 10  выпишите слово, соответствующее схеме: корень+ суффикс+ суффикс+ суффикс.
  3. Определите способ образования слова подмена ( предложение 26).
  4. Из предложений 23 – 27 выпишите все причастия.  
  5. Определите количество морфем в слове произошла ( предложение 26).
  6. Укажите номера сложных предложений, включающих   двусоставное неполное предложение  ( предложения 7 – 11)..
  7. Выпишите  сказуемое из предложения 12.  
  8. Среди предложений 1 - 9 укажите номер  сложного предложения, имеющее в своём составе придаточное меры и степени.  
  9. Укажите номера  сложных предложений,  состоящих из трёх частей ( предложения 3, 7,  8, 21, 22)..
  10. Среди предложений 12 – 19 укажите номера предложений, связанных с предыдущим с помощью личного местоимения.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Никто, наверное, не будет спорить о том, что надо проявлять добро. Чувствовать боль за человека.                 А что такое жалость и справедливость? Как они соотносятся друг с другом? И всегда ли жалость и желание восстановить справедливость несут доброту? Подобными вопросами задаётся Ф. Искандер.                                                                                        Привычные  понятия предстают в неожиданном ракурсе. Таковы рассуждения в предложении 22. Чтобы усилить эффект, здесь используется____. Автор хочет размышлять вместе с читателем, стремится показать емудиалектическую трудность поставленного вопроса, поэтому включает в текст __( предложения 1, 14, 17). А чтобы нагляднее продемонстрировать неоднозначность похожих ситуаций, в предложениях 24, 25 применяет ___( « проливает кровь»).                                                                                                                                                Жалость и справедливость рассматриваются всопоставлении и противопоставлении. Во-первых, как одномоментные чувства. Чтобы открыть в себе жалость, мы должны быть настроены на эту волну, как говорит автор, используя ___, прочистить «приемник души». Обратный процесс получает характеристику с помощью авторского ____(«расчеловечены»). Во-вторых, в исторической перспективе, в причинно-следственном ряду. И здесь Искандер опирается на литературу прошлого, использует в предложениях 13, 15 ___. Писатель противопоставляет век XIX, который призывал к снисхождению и милосердию к человеку, веку XX, который утверждал, что оскорбление в самой жалости к человеку, в неверии в его силы.

Список терминов:

  1. парцелляция                                     6) восклицательные предложения
  2. метафоры                                          7) риторические  вопросы                    
  3. неологизм                                          8) цитирование
  4. профессиональная лексика             9) развёрнутое сравнение
  5. анафора                                             10) экспрессивный лексический повтор

Текст 10

  1. Идёт необратимое Время. 2) Идёт и оставляет следы: египетские пирамиды, холм Гиссарлык, камни римского Колизея – памятники былого честолюбия, геройства, страданий, возвышенных и низменных страстей, бурлившей и остывшей жизни. 3) Идёт необратимое Время.

4)Я принадлежу к тому разряду людей, которых противопоставляют лирикам. 5) Занимался чистой теорией, был одним из многих избранных, кто пытался объять необъятное – призрачные элементарные частицы и необозримую Вселенную мечтал заключить в едином охвате.

6) Мне постоянно приходилось оперировать временем, символ «t» был составной частью едва ли не всех формул, какие создавал сам и заимствовал у других. 7) Оно, время, непостоянно и богато сюрпризами. 8) Протон и электрон не подвержены его влиянию, практически вечны,а, скажем, пион существует невообразимо короткий миг – долю секунды с шестнадцатью нулями после запятой. 9) Но и эта  супермгновенная жизнь столь же нужна мирозданию, как и жизнь вечных частиц. 10) Космонавт в полёте живёт чуть- чуть медленнее, чем его товарищ на Земле. 11) И в просторах Вселенной есть колодцы – черные дыры, куда время как бы проваливается и застывает в бесконечности.

12) Относительность времени вне нас, вокруг нас, внутри нас. 13) Миллион лет или много более того понадобилось нашим далёким праотцам, чтоб создать себе грубое рубило, несколько сотен тысячелетий – чтоб вооружиться луком и стрелами, а за какой-нибудь неполный десяток тысяч лет в бурном темпе промчались к теории относительности, к космическим ракетам!                         14) Природа подарила нам разум и получила взамен динамичность.

15)  Наше время… 16) Насколько известно, люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое – мол, вот когда-то была жизнь, не чета нынешней, золотой век, - или с надеждой в будущее. 17) Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые  станут жить в 1940 году…» 18) А в том году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая. 19) Я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.

20) Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития.

21) В некоторых солидных работах, я наткнулся на многозначительные слова «золотой век энеолита». 22) Еще не возникло рабство, еще не произошло резкого разделения на богатых и бедных, а распространившееся земледелие – хорошо ли, плохо – кормило людей. 23) Но кто из нас удовлетворится таким ненадёжным благополучием, которое добвается мотыгой, зависит от малейших капризов природы – дождя не вовремя, случайного града, свалившейся засухи.                 24) Золотой век – ой ли?

25) Счастливейшими в истории считаются четырадцать лет правления Перикла в Афинах. 26)Да, но это счастье казначея, прибравшего к рукам общую кассу. 27) Афины возглавляли союз эллинов, бесконтрольно распоряжались стекавшимися со всех городов взносами. 28) А Сократ в это время был приговорен к смерти, а великий Фидий брошен в тюрьму…

29) Ни одно время, если пристальнее вглядеться, не счастливее нашего. 30) Я так и не отыскал в истории мгновения, про которое можно бы сказать: остновись, ты прекрасно!

                                                                    (451 слово. По В. Тендрякову)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово куда ( предложение 11).
  2. В предложениях 5 - 10  найдите слова со звуком [ ф ],  выпишите их.
  3. Найдите в предложении 9 слово, образованное сложением.  
  4. Из предложений 11, 12  выпишите все предлоги.  
  5. Укажите номера предложений, осложнённых приложением ( предложения 6 - 10).
  6. Найдите предложения с   придаточным определительным  ( предложения 4,11, 16, 26)..
  7. Определите тип связи в словосочетании кто из нас  из предложения 23.  
  8. Среди предложений 19 – 23 найдите  сложное предложение, части которого являются  безличными предложениями.  
  9. В третьем абзаце найдите предложения, осложнённые сравнительной конструкцией                              ( предложения 6 - 11).. Укажите номер.
  10. Среди предложений 15 – 19 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью указательного местоимения.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Время – это физическое измерение. Именно эта сторона всегда интересовала героя произведения Тендрякова. Поэтому в тексте используется ___( «протон», «электрон», «черные дыры», «частицы»). Но и для человека науки время оказывается загадкой. Жизнь пиона выражена математически – «доля секунды с шестнадцатью нулями после запятой». Прием ___ помогает перевести на математический язык слово «миг». А авторский неологизм ( «супермгновенная») ещё раз подчёркивает бесконечную малость жизни цветка, которая противопоставлена вечности, но является ее необходимой частью. Время подобно магме: «проваливается и застывает» ( предложение 11), эти удивительные метаморфозы во Вселенной показывает прием ____.                                                                                                              Но время – это не только научная величина, которой дано символическое обозначение «t», но и философская, историческая, культурная категория. В данном фрагменте текста сделана попытка осмыслить это понятие, рассмотреть различные аспекты «времени». В первом абзаце автор отмечает такие признаки аремени, как подвижность, неотвратимость, изменчивость. Поступательный ход времени подчеркивается построением фраз. Прием ____ в предложениях 1, 2, 3 создает ритмический рисунок. А мысль о круговороте времени ( своеобразная циклическая модель) выражена посредством ____ ( предложения 1, 3).                                                                                                                                                                                                                                                  Автор показывает, какие возможны ошибки при осмыслении чужой эпохи, которая находится за пределами «нашего времени», за гранью настоящего. В предложении 23 автор приводит аргументы, ращрушающие представление о веке, в названии которого используется ____. Образ счастливейшего периода в истории снижается за счёт употребления в речи ____ ( предложение 26).                                                                                             Краткий исторический обзор  автор завершает выводом, включающим ___: « не отыскал в истории мгновения, про которое можно бы сказать: остановись, ты прекрасно!»

Список терминов:

  1. вводные конструкции                      6) переносное значение слова
  2. метафоры                                          7) вопросно - ответная форма                    
  3. литоты                                               8) цитирование
  4. профессиональная лексика             9) развёрнутое сравнение
  5. анафора                                             10) экспрессивный лексический повтор

Текст 11

  1. Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира».               2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. 3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. 4) Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно  влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.
  1. И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. 6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.
  1. Созданные более века назад, «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. 8) Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».
  1. Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. 10) На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. 11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. 12)Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, « как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности… чем наука».                                       13) Несколько парадоксально звучали в наш век НТР и покорении космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьёзный писатель или думающий читатель.           14) Не случает и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтоб жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. 15) А спокойствие – душевная подлость».
  1. Вся жизнь  Толстого – непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. 17) Несмотря на ряд поражений и утрат: он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. 18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех – его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?

                                                                                                             ( 410 слов По В. Быкову)

Вопросы к тексту:

  1. Определите, какой частью речи является слово оторван ( предложение 1).
  2. Из  предложений 3, 4  выпишите все наречия.
  3. Определите способ образования слова  самоуспокоенность ( предложение 17).
  4. Из предложений 17, 18  выпишите слово, образованное  бессуффиксным способом.  
  5. Определите количество морфем в слове постоянно ( предложение 10).
  6. Укажите номер  предложения, осложнённого   обособленным обстоятельством ( предложения 17, 18)..
  7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.
  8. Укажите номера  безличных предложений ( предложения 9, 10, 11, 12).  
  9. Укажите номер сложного  предложения с  однородным подчинением придаточных                              ( предложения 4, 5, 6, 7)..
  10. Среди предложений  9 – 13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.
  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

Поиск самого себя, цели своей жизни – вот проблема, которая волнует В.Быкова. Видя ярчайший пример для подражания в жизни и творчестве Л. Н. Толстого, автор показывает, насколько мучителен бывает путь к самому себе, и в этом на раз автору помогает прием использования рядов ___________                                ( предложения 2, 4, 6). Обращаясь к авторитету великого писателя, В. Быков использует ___________      ( предложения 8, 12, 14), которые позволяют читателю более глубоко проникнуть в суть проблемы. Неравнодушное отношение автора к поднятой проблеме подчеркивается употреблением ярких эпитетов, метафор, а также использованным в конце текста и обращенным к читателю ____________   (предложение 18).

Список терминов:

  1. вводные конструкции                               6) переносное значение слова
  2. гипербола                                                   7) вопросительное предложение                    
  3. литоты                                                         8) цитирование
  4. однородные члены предложения             9) развёрнутое сравнение
  5. анафора                                                      10) экспрессивный лексический повтор

Ответы к текстам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

т1

частица

зимой, кое- где, там

приставочно- суффиксальный

преграда

4

14

должны делать,

непрерывно делать

18,

19

23

15

3,6,8

т2

местоимени

если, и  но

суффиксальный

закат, пролет

4

12

нам кажется, знаем всё, не удивишь, ничем не удивишь

14

30

3

3,6,9

т3

местоимени

тот, кто, ему, его

бессуффиксный

прошлое

6

4

мне нравится, в нее поверил

23

14

20

9,12,

5,7

т4

местоимен

окуты

вающей

приставочно- суффиксальный

скачущих

выписанные одет

4

3

того времени,

далекие предметы

11

14

8

10,7, 8

т5

частица

разоблачение

суффиксальный

вдруг, точно

4

17

радуемся произведению, не осознавая причину, причину радости

1,3

3

8,10

7,6,9

т6

местоимение

собственность, ложь

суффиксальный

Грош, сказал, Крылов

1,3

12

15

той целью

чужих душ

17,21, 27

12

19

6,9, 5,10

т7

наречие

чужеземные, иностранные

перемены

не, же

29

34

не склоняются почему-то издавна выращивал

13, 14, 19

26

2

7,1, 5, 8,10

т8

местоимение

ибо, что а,и

суффиксальны

возмож-ность

24, 26

25

вечное созидание, своей жизни

какую память

8, 10

16

2022

6,8, 10, 4, 7

т9

прилагательн

пытаясь

бессуффиксн

благослов-ляющий       доказана

понятой

5

7, 11

таким был

8

8,22

17

5,7, 2, 3, 8

т10

наречие

вселенной, всех, формул

космонавт

мироздание

в, мне, вокруг, внутри

7,8

4,11

управление

20

9,10

18

4,3, 5,10 6, 9,8

т11

причастие

нелишне

постоянно

сложение

утрата

5

17

весьма плодотвор-ным

9, 10

7

12

4,8,7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста»

Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса....

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...