Методическая статья "Повторять, не повторяясь"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Нефедова Светлана Геронтьевна

Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.

При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.

Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoryat_ne_povtoryayas.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

                Повторять, не повторяясь (из опыта работы)

Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.

При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.

Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.

1.Повторение правил деления слов на слоги, на переносимые части и по составу.

Для повторения важнее всего синтез, обобщение материала. Это дает возможность увидеть ту или иную грамматическую тему в новом аспекте. Вот,  например, умения делить слово на слоги, переносить слова и разбирать слова по составу. После небольшой беседы ученики могут выполнить такое задание: разделить слова на слоги 3 способами: на слоги, на переносимые части и по составу. Например: о- гонь- ки, огонь- ки, огонь- к- и.

2. Повторение правописания слов  с непроверяемыми гласными и согласными в корнях слов.

Данная тема трудна тем, что все эти  слова требуют запоминания. Процесс запоминания можно сделать более легким и интересным. Для этого надо давать задания, требующие не только работы памяти. Например:

  1. На все буквы алфавита (кроме Ь- Ъ )подобрать по одному слову с непроверяемой гласной (согласной). Для этого использовать слова, данные в учебнике «Пиши правильно» или в орфографическом словаре.
  2. Составить кроссворд из слов с непроверяемыми гласными и согласными. Учитель дает образец, ученикам надо лишь разгадать. Затем задание усложняется: слова даны, а значение их надо найти в толковом словаре и составить кроссворд.
  3. Составить анаграмму. Учитель дает слова, переставив буквы, ученики образуют новые слова. Например: салат- атлас и т.д.

Все эти приёмы требуют усиленной работы со словарями. В результате у детей развивается орфографическая зоркость и умение работать со  словарем.

3.Повторение слитного написания приставок и раздельного- предлогов. Дидактический материал должен быть интересным, при повторении это имеет особенное значение:  пусть ученики не только думают, пусть они и улыбаются.

4.Немного о правописании наречий. Есть ряд наречий, которые пишутся раздельно. Чтобы  запомнить правописание  таких наречий ученики превращали их в подобие стихов. Например:  Без удержу, без умолку,

                    Без устали, под стать,

                     С лихвой, на слом, в обнимку-

                     Учу, твержу опять.

5.Повторение словообразования, лексики и грамматики.

 1) Разобрать по составу прилагательное пылеводонепроницаемые (часы)

2) Шарада. Первая часть слова- лес, вторая- количественное числительное, третья- гласная буква, которая может быть соединительной гласной, предлогом или междометием. Все слово-  место знаменитого сражения. (Бородино)

3) Разобрать по членам предложения пословицу. Смелый  сильнее трусливого. Назвать части речи.

4) Мать спросила у дочери: «Чашки всё ещё грязные?»  Дочь ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?  (Они вы-  мы- ты)

5) Назовите начальную форму слов самого, самого себя. Какие это части речи? Какого разряда?

6) Какой союз зашифрован в этих буквах?         ОД

                                                                                 КО

При повторении у  учителя есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве меры,  помочь детям проявить свои творческие способности. Достаточно, исправляя ошибку в слове каменщик, сказать: «Как хочется мягкому знаку забраться в слова! Но мы ему это не позволим». На следующий день появились рисунки со всеми случаями  сочетаний ч и щ с согласными. Таким образом ребята повторили правило. Тогда я предложила всему классу написать сказку «Проказы ь знака» Работы получились разнообразными, писали их дети с интересом.

Таким образом, рисуя, сочиняя, играя и думая, ребята повторяют пройденное,  испытывая удовольствие, интерес к предмету «русский язык»

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Систематизируем и повторяем элементарную алгебру»

Элективный курс «Систематизируем и повторяем элементарную алгебру» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся,...

ТАКИЕ ИСТИНЫ НЕ СТЫДНО ПОВТОРЯТЬ И 100 РАЗ..

15 ЗАКОНОВ ЖИЗНИ СВАМИ ВИВЕКАНАНДА vivekananda_svami.jpgСвами Вивекананда — индийский философ и общественный деятель. Вивекананда был главным учеником Рамакришны и основателем Ордена Рамакришны и Мис...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии.  Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфогра...

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Этот курс разработан прежде всего для восьмиклассников,  желающих самостоятельно повысить грамотность, но кроме того,  материалы курса  можно использовать на уроках при изучении или ...

Методическая разработка. Буклет "Повторяем геометрию"

В буклете собран теоретический  материал  по геометрии. Предназначен материал для учащихся 9 кл. Материал может быть использован как справочный материал обучающимися к подготовке к экзаменам...

Методическая разработка внеурочного занятия по геометрии в 9 классе "Геометрический калейдоскоп". ( Повторяем и готовимся к ОГЭ)

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Часто то, что на уроке казалось трудным, даже непостижимым, на внеклассном занятии,...