Урок повторение "Сложные предложения" в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Левашова Елена Петровна

Урок повторениясложных предложений. Тема важная для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-povtorenie_slozhnye_predlozheniya_v_9_klasse.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе с использованием презентации (повторение и обобщение темы «Сложные предложения», подготовка к итоговой аттестации).

I. Организационный момент.

-Добрый день, ребята!  А что это значит?  Значит – день был по – доброму начат! Перефразируя эти строчки, я хочу всем нам пожелать сегодня доброго дня, хорошего настроения и успеха.

Сегодня наша задача – повторить и систематизировать ранее изученный материал о сложных предложениях, вводных словах и продолжать  подготовку к итоговой аттестации, в частности продолжаем работу над некоторыми заданиями части В.

Итак, объём работы достаточный, поэтому приступим.

- Напишите сегодняшнее число. Повторение.

 2. -Прежде чем приступить к повторению сложных предложений, нам надо вспомнить, что такое грамматическая основа предложения. (Грам.основа предложения –это подлежащее и сказуемое.).

- Правильно. Дома вы должны были повторить способы выражения подлежащего и повторить сказуемое.

-Итак, ваши ответы с примерами. Чем выражается подлежащее?

(Именем существительным,именем прилагательным (субстантивированным), местоимением,числительным,наречием,причастием,неопр.формой глагола, служебными частями речи,н-р,«И»-это союз;междометием,н-р,*На улице прогремело «ура»,цельными словосочетаниями.

- А теперь выступит Маслова Алина. Она подготовила презентацию о сказуемом. 

Основная часть.

  -Повторим ранее изученное.

Ребята, сегодня мы с вами повторим то, что уже знаем о сложных предложениях. Дома вы должны были подготовиться по контрольным вопросам: вспомнить всё, что знаете о сложных предложениях.

Теперь проверим ваши знания в групповой работе.

 Групповая работа «Хоровод».

Ученики делятся на две группы и образуют 2 круга:внешний и внутренний.

1.     Какие предложения мы называем сложными? (Сложными называются  предложения, состоящие из нескольких простых предложений)

2.     На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями? (На бессоюзные и союзные). Слайд№1

3. Какие предложения называются бессоюзными? (Бессоюзными называются такие предложения, в которых простые предложения связаны между собой при помощи интонации).  

4.На какие группы делятся союзные предложения? (На сложносочинённые и сложноподчинённые). Слайд№1.

5. Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочинёнными называются такие сложные предл., в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются друг с другом  интонацией и сочинительными союзами)

6.  На какие группы делятся сложносочинённые предложения по характеру  и значению союзов? (сложносочинённые предложения с соединительными союзами, с разделительными союзами и противительными союзами) 

7. Какие предложения называются сложноподчиненными? (Сложные предложения, состоящие из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются СПП. В СПП одна часть является главной, а другая – придаточной (зависимой)

 8.  На какие виды делятся СПП?( На СПП с придаточными изъяснительными, которые отвечают на падежные вопросы, на СПП с  придаточными определительными, которые отвечают на вопросы определения, на СПП с придаточными обстоятельственными, которые отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на те же виды, что и обстоятельства)

           Слайд№2

9.  А какие предложения мы называем СПП с несколькими придаточными? (СПП, состоящие из главного и двух или нескольких придаточных, называются СПП с несколькими придаточными)

10. На какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?

(СПП с однородным подчинением, 2.СПП с неоднородным,параллельным подчинением и 3.СПП с последовательным подчинением) Слайд№3.

10. И, наконец, о чём мы ещё не сказали? (В сложных предложениях, состоящих больше чем из двух простых, могут быть разные виды связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная) Слайд 4.

Спасибо, мы с вами хорошо поработали.

3.     Ребята, мы с вами урок начали с добрых слов. Давайте и продолжим наш урок на этой ноте и пусть эпиграфом нашего урока и вашей дальнейшей жизни будут слова: «Люди опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга». В нашем сложном мире итак мало доброты. Не обидь того, кто и так обижен.

   Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия в тетрадях.

- На уроке прозвучало  слово милосердие.  Давайте посмотрим, как толкуется это слово в словаре Ожегова.(Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.) .Запишите это  в тетрадях.

- Быть милосердным – проявлять милосердие,  сострадание, помочь в чем – либо, проявлять великодушие к другому человеку.

Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.(терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость). Напишем некоторые из них в тетрадях.

  - Ребята, а что для вас быть добрым? С чего можно начать, как выработать в себе доброе отношение к людям?

- помочь маме нести тяжёлую сумку, и всем кому тяжело.

- уступать в транспорте место;

-защищать девочек, маленьких детей;

- писать письма родным, когда уезжаем;

- не допускать грубости в разговоре, в отношениях;

- стараться во всём помощь ближним;

- не перечить, а спокойно выслушивать старших.

- вообще быть добрым и милосердным человеком.

        - вы назвали очень хорошие качества, претворяйте их в жизнь.

4. А теперь перейдём к практике нашего урока повторения.

 Первое задание. Посмотрим на слайд.

       1.  Подчеркнуть грамматические основы предложений.

1. Добрая слава лежит, а худая – бежит.

2.Жить – Родине служить.

3. Добрые умирают, да дела их живут.

4.Если мы добры, значит мир станет добрым.

 Всё правильно, молодцы!

2. Прочитайте схемы предложений:

  1. (Если…) , [ то…        ].
  2. […так + глаг.] , (          …).
  3. [-  = ] , а  [ - = ].
  4. [ - = ] , и [ = ] , и [ = ].
  5. [ - , ( в который  - = ), =  ].
  6. [    ]  :  [ причина ].

3.

 Напутствие.

Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...