ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА. 6 класс. 2017-18 уч.год.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Елисеева Анна Семёновна

Дидактический проект урока по теме "Имя существительное. Правописание НЕ с существительными".

Тип урока: Формирование способностей добывания знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический проект урока38.27 КБ

Предварительный просмотр:

                               ДЕПАРТАМЕНТ  НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА  мун. КИШИНЭУ

                                                    Теоретический  лицей  им. Дмитрия  Кантемира  

            Дидактический  проект  урока.

           

            Учитель: Елисеева Анна Семёновна

                              I-ая дидактическая категория.

           

            Предмет: Русский язык

           

            Класс:  6 «Б» // Дата. 19 октября 2017 г.

            ТЕМА  УРОКА:   Имя существительное. Правописание НЕ с именами существительными.

           

            Специфические компетенции

            (Субкомпетенции):   Ученик будет способен на уровне слушания

  • воспринимать и понимать тексты художественного и научного стилей;
  • осмысливать и запоминать главное в содержании услышанных художественных

и учебно-научных текстов;

                              на уровне говорения

  • воспроизводить содержание текстов, построенных по различным

функционально-смысловым типам;

  • составлять собственное высказывание с соблюдением основных

коммуникативных качеств речи;

                              на уровне чтения

  • осмысленно читать тексты научного стиля, выделяя в них основную информацию;

                              на уровне письма

  • оформлять чужие и собственные письменные высказывания в соответствии

с орфографическими и пунктуационными нормами.

Операциональные  цели:  

                                              О-1. Ученик будет знать правила правописания НЕ с именами существительными.

                                             

                                              О-2. Уметь составлять связное монологическое и диалогическое высказывание

                                                      по теме урока.

                                             

                                              О-3. Уметь, используя алгоритм, применять условия выбора слитного и раздельного

                                                       написания НЕ с существительными.

                                             

                                              О-4. Уметь выразить своё отношение к изучаемой проблеме.

Тип  урока:                       Урок формирования способностей добывания знаний.

Методы, приёмы и техники:   Защита проектов, эпиграф урока, беседа, чтение текста, таблица, алгоритм,

                                                       сценка-импровизация, тест, исследование текста, цветопись, сюжетный конспект.

Дидактические материалы:    Доска, мел, постеры, маркеры, тетрадь, карточки, ИКТ, таблички.

Учебник:   Горленко Ф.М., Сузанская Т.Н. «Русский язык и литература».

                   Учебник для школ с обучением на русском языке. 6 класс.

                    Litera . Vector  Кишинэу. 2015, стр. 79 – 80.  

 Этапы урока.

Цели

       Деятельность учителя

Деятельность ученика

Техники

Оценивание

Время

1.Организационный

   момент. 

2.Актуализация

   знаний.

Актуализация знаний.

(продолжение)

3.Постановка

   учебной задачи.

4. «Открытие

     нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)

«Открытие нового

знания»

(продолжение).

5.Первичное

   закрепление.

6.Самостоятельная работа с проверкой

по эталону.

Самоанализ и самоконтроль.

7.Включение нового знания в систему знаний

и повторений.

8.Рефлексия деятельности.

(Итог урока).

9.Итоговое оценивание и самооценивание.

10.Задания для углубления.

11.Будущее представление темы.

О-4

О-1

О-2

О-1

О-3

О-2

О-3

О-4

О-2

О-3

О-4

О-1

О-2

О-4

О-1

О-1

О-3

О-1

О-3

О-1

О-3
О-4

О-1

О-3

О-1

О-4

О-1

О-2

О-3

О-1

О-3

О-1

О-2

О-3

О-4

О-2

О-4

О-2

О-4

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Пожелания удачи и успехов. Запись даты урока в тетрадь. Блиц-викторина «Имя существительное».

1.Имя существительное-часть речи

  • привлекательная
  • самостоятельная
  • развлекательная.

2.Имя существительное имеет общее грамматическое значение

  • рассвета
  • ответа
  • предмета

3.Имя существительное может быть членом предложения

  • прямым
  • любым
  • скупым

4.Имя существительное может быть

  • порицательным
  • отрицательным
  • нарицательным

5.Имя существительное

  • спрягается
  • не изменяется
  • склоняется.

Беседа по вопросам дом. задания.

  • Почему существительные на мя, а также существительное путь называются разносклоняемые?
  • Назовите разносклоняемые сущ.
  • Какое разносклоняемое сущ. скрыто

в кроссворде?    // ИМЯ //

Ребята, вам было задано разработать проект по теме «Что в имени моём»? Предлагаю желающим защитить свой проект.

В качестве оценки выступает оценочная медаль. Учитель с помощь коллективного оценивания вручает медали.

Сегодня мы продолжим изучать тему «Имя существительное» и будем говорить о правописании НЕ с существительными.

Поэтому посмотрите на доску и запишите в тетрадь тему урока.

Объявление темы урока:

Имя существительное. Правописание НЕ с именами существительными.

Определение цели урока.

Предлагает учащимся индивидуально определить цель  по заданной теме, опираясь на цели урока, разработанные учителем.

Послушайте внимательно инфоурок «Правописание НЕ с существительными».

Поработайте в группах над сюжетным конспектом, представьте сюжетный конспект

в виде творческого проекта.

(смотрю Приложение к дидактическому проекту урока).

Заполните таблицу. Пользуясь информацией таблицы, приведите 2 примера слитного написания НЕ с существительными. Таблицу подпишите и в конце урока сдайте на проверку.

Сценка-импровизация. Проведём работу по отработке алгоритма

«НЕ с существительными пишу раздельно».

Ученица выбирает группу ребят из 5 человек, которые получают цветки незабудки с напечатанными шагами алгоритма.

По каждому цветку ученица прочитывает правило «НЕ с сущ. пишу раздельно».

Используя алгоритм, выполните тест «Имя существительное пишется с НЕ раздельно».

Проверьте тест по ключу.

Посмотрим на доску, прочитаем предложения

и ответим на вопрос. С каким произведением связаны данные предложения?

Владимир Дубровский старался заглушить душевную скорбь. Слёзы (не)годования навернулись на глаза его. Всё внимание его устремилось на (не)приятеля. Отец не снёс своего (не)счастья.

Запишите в тетрадь предложения, раскройте скобки и объясните правописание не с существительными.  

Исследуем текст  «Восточной притчи».

Прочитаем текст  притчи и ответим на вопрос: как вы понимаете смысл последнего предложения.

Найдите в тексте существительные с НЕ,

закрасьте цветом, объясните правописание.

Ребята, обратите внимание на Бабочек Успеха.

Определите, какая Бабочка Успеха к вам полетит. Бабочка Знаю. Бабочка Понимаю.

Бабочка Умею.

Обратите внимание на мотыльков и бабочек, которые разлетелись вокруг солнышка.

Розовые и красные – оценка 10.

Зелёные и жёлтые – оценка 9.

Синие и голубые – оценка 8.

Сиреневые – оценка 7.

Оцените свою деятельность на уроке через

творческое сочинение СИНКВЕЙНА.

Дома на стр. 79-80 правила читать и учить;

На стр. 81 упр. 142 (6.8.9) выполнить по целевому заданию и одно предложение по собственному выбору.

На данную тему отводится 2 часа, поэтому тема следующего урока «Правописание НЕ с существительными». Мы будем формировать способности применять знания.

Приветствуют учителя, слушают,  записывают в тетрадь число, думают, отвечают на вопросы викторины;

 Отвечают на вопросы учителя, называют разносклоняемые имена существительные, отгадывают кроссворд;

защищают проект,

высказывают своё мнение, оценивают работы учащихся;

слушают, думают,

записывают тему в тетрадь,

обсуждают цели

урока.

Слушают, думают;

Работают в группах, защищают проект.

Работают с таблицей, заполняют колонки примерами.

Отрабатывают предложения по алгоритму.

Выполняют тест, занимаются самопроверкой, используя ключ к тесту. (2.5.8)

Работают в парах, исследуют текст, представляют свою работу в цветописи.

Рассуждают, отвечают на вопрос учителя.

Думают, определяют, отвечают, поясняют.

Выставляют оценки в дневник.

Сочиняют синквейн при помощи схемы, выражают самооценку.

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник, задают вопросы.

Слушают тему следующего урока, радуются, задают вопросы по организации.

Викторина

Беседа,

ответы на

вопрос,

кроссворд;

Творческий проект

Карточки

Информационно-компьютерные технологии.

Работа в группах, карточки, сюжетный конспект,

 защита проекта.

Таблица.

Алгоритм.

Тест.

Ключ к тесту.

Беседа,

Выполнение упражнения, рассуждение.

Исследование.

Цветопись.

Рассуждение.

Бабочки Успеха.

Оценки-символы

Синквейн.

Активность

работы

Защита проекта.

Умение слушать учителя.

Умение слушать

Таблица

Объяснение правописания.

Работа в парах.

Упражнение

Работа с текстом.

Синквейн.

2 мин.

3 мин.

2 мин.

5 мин.

1 мин.

3 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

0.5 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

0.5 мин.

1 мин.

0.5 мин.

0.5 мин.

                          ПРИЛОЖЕНИЕ  К  ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ УРОКА ПО  ТЕМЕ

                           «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ  НЕ  С ИМЕНАМИ

                                                          СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ» .

ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА. Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды  

                                     почувствовал недомогание и задумался: «А всё ли я могу? Всё ли я знаю? НЕ незнайка ли я?» Он решил поймать

                                           бабочку и спросить у Мастера. Если Мастер скажет, что бабочка полетит, значит он поймал бабочку Успеха, значит

                                           он самый способный. А если не полетит…? Ученик приуныл. Он подумал, что его постигнет неудача.

                                           Он отправился на цветущий луг. Поймал там не мотылька, а самую красивую бабочку. Спрятал её между ладонями.

                                           Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

                                           Он подошёл к Мастеру и спросил:

                                           - Скажите, полетит моя бабочка или не полетит?

                                           Он держал бабочку в сомкнутых  ладонях и был готов в любое мгновение разжать свои руки.

                                           Мастер на бабочку не посмотрел и ответил:

                                           - Всё в твоих руках.

На доске написано упражнение:   Владимир Дубровский старался заглушить душевную скорбь.

                                                             Слёзы (не)годования навернулись на его глаза.

                                                             Всё внимание его устремилось на (не)приятеля.

                                                             Отец не снёс своего (не)счастья.

Таблица.             

                    Условие

                          Примеры

1.Слово не употребляется без НЕ.

2.НЕ является приставкой, и что-то

   утверждается  (слово можно заменить  

   синонимом  без НЕ).  

1.__________________________________

   __________________________________

2.__________________________________

   __________________________________

           

Алгоритм.  НЕ с существительными пишу раздельно.

Читаю предложение.  Не везение, а труд и настойчивость приведут к успеху.

                                      Не ловкость, а стойкость и выдержка помогали людям избежать беды. 

1.Вижу существительное.

2.Вижу НЕ.

3.Вижу противопоставление с союзом  а.

4.Пишу раздельно.

5.НЕ – частица. Подчёркиваю пробел.

 ч.

Не_ везение, а труд и настойчивость приведут к успеху. 

Тест.   Имя существительное пишется с НЕ раздельно.

            1.(Не)видимкою луна освещает снег летучий.

            2.Передо мной был (не)враг, а друг.

            3.Появилась (не)решительность.

            4.Мы остановились в (не)доумении.

            5.Это надо считать (не)удачей, а слуучайностью.

            6.Вновь наступило (не)настье.

            7.Друзья в (не)счастье познаются.

            8.(Не)место красит человека, а человек место.

Сюжетный конспект.  Учащиеся работают в группах. Группа получает карточку, на которой предложение-пословица, правила правописания

                                         НЕ с существительными и задания. 

                                         Первая группа:     Нашего непоседа ни дома, ни у соседа.

  • НЕ с именами существительными пишется слитно,

если эти слова не употребляются без НЕ.

  • НЕ с именами существительными пишется слитно,

если не является приставкой и слово можно заменить близким по смыслу (синонимом).

  • НЕ с именами существительными пишется раздельно, если является частицей.

Отрицание обычно усиливается противопоставлением с союзом  а.

                                       Задания:       Опираясь содержание пословицы, нарисуйте сюжетную картинку, используя правила.

                                                             Объясните правописание выделенного существительного.

                                       Вторая группа:       В осеннее ненастье семь погод на дворе.

                                       Третья группа:       Не место красит человека, а человек место.

                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английский язык 4 класс 2017

Технологическая карта урока 4 класс...

Технологическая карта урока 5 класс 2017

Технологическая карта урока 5 класс...

Разработка Урока Знаний 2017 "Готов к труду и обороне!"

Сегодня наш первый урок 2017 года  посвящен празднованию 80-летия со дня образования ростовской области. Ростовская область – крупнейший, динамично развивающийся регион Южного Федераль...

план открытого урока в 9 классе 2017 год

план открытого урока в 9 классе по учебнику Spotlight  , " Животные в опасности"...

Урок письма 2017

Учитель СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова г.Бежецка Бирюкова Н.Н. заняла 3 место во всероссийском конкурсе детских писем15.11.2017 303Методическая разработка у...