Проектно-исследовательская деятельность учащихся МКОУ ВСОШ №6 по теме: "Жаргоны и жаргонизмы"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Журавлев Александр Иванович

Исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы.

           2. Продолжить борьбу за чистоту русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhargonizmy_proekt.docx82.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (проектно - исследовательская деятельность учащихся  МКОУ ВСОШ №6 г.Новочеркасска при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 14  Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области»

Тема:Жаргоны и жаргонизмы. 

 

Цели: 1. Исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы.

           2. Продолжить борьбу за чистоту русского языка.  

 

Задача: Подготовить проекты:   истоки жаргона;

                                                      жаргон и жаргонизмы;

                                                      слова – сорняки;

                                                      воровской жаргон;

                                                      школьный сленг. 

  

                                                      Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя.

Слова бывают разные -                Есть речь огнем горящая,

То дельные, то праздные.            Есть тлением смердящая.

То честные, правдивые,               Слова – высокой доблести

То льстивые, фальшивые.          И самой низкой подлости…

Есть слово – утешения               Поэт, тебе назначено

И слово – удушения.                       Засеять душу зернами.

Есть трезвые и пьяные,             Так сей же не иначе, как

Лукавые, туманные.                     Чистейшими, отборными.

Есть чистые, алмазные,             Не злыми, не блудливыми,

А есть бесстыдно-грязные.       А добрыми, правдивыми.

Одни помогут выпрямить,       Чтоб хлеб добросердечности

Другие – душу вытравить.        Давала нива вечности.

 

                                                   В. Полторацкий «Слово о словах»

     Не случайно наш урок мы начинаем строками стихотворения ВиктораПолторацкого. 

        Современное общество нуждается в речевой личности. Ведь на обмен мнениями, идеями, знаниями, информацией люди тратят времени больше, чем на любую другую деятельность.

         А сегодня в нашем обществе происходит постепенное разрушение языка. Мы наблюдаем, как грубо вторгаются в нашу речь чужие слова и словечки, ненормативная лексика.

         Еще А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое - как – значит, и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно».

          Многими из вас допускается словесная небрежность в разговорной речи. И не только в разговорной. Каковы же причины этого явления?

         Мы часто не желаем искать нужное слово для выражения мысли. Мы думаем: «Как сказал, так и ладно!»

         Мода на бессмысленные словечки и грубый жаргон улицы переходит в языковой негатив. Об этом и поговорим сегодня. В чем сущность неумения и нежелания найти точное слово? В том, что в разговорной речи для определения какого – либо предмета или явления многие употребляют слово приблизительное, схожее, но не точное, суживая этим свой словарный фонд.

         Сегодня речь пойдет о жаргоне и жаргонизмах, о «модных» словечках, то есть о нелитературной лексике.

          Ребята, мы с вами решили исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы и создать на основании исследований информационные проекты.

         Вам был предложен план работы над проектированием: 

 

I.Ориентирование:

1. Определить цель;

2. Сформулировать проблему;

3. Построить задачи;

4. Составить план исследования.

 

II. Планирование:

1.     Собрать литературу по исследуемому вопросу;

2.     Обработать ее, сделать выписки;

3.     Составить вопросы анкеты.

 

III.Реализация:

1.     Провести анкетирование среди учащихся;

2.     Проанализировать анкеты;

3.     Систематизировать собранный материал;

4.     Оформить результат исследования.

 

IV. Самоконтроль:

1.     Проверить материал информационного проекта;

2.     Внести изменения, исправления, дополнения;

3.     Подготовиться к защите.

 

V. Защита проектов. 

 

 I. Свой проект представляет уч-ся 10 А класса.

Тема: «Истоки жаргона».

1. Истоки жаргона и особенности.

     Молодёжная культура-это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого эмоциональностью, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир.

     Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим отдельным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать общению людей, жаргон – «тайный язык, цель которого – скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, язык староверов- раскольников, преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» - тайный язык офеней – торговцев раскольничьими книгами и иконами. Вот как описывает это явление известный знаток раскольничьего быта, видный русский писатель П.И.Мельников-Печерский:

         …Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренек и, ни слов не сказав, ни с кем не поздороваясь, крикнет хозяину: - Хлябышь и дудоргу хандырит, пелышего шишлять!..

         И хозяин вдруг встревожится и начнет в палатке наскоро прибирать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон… . Сколько бы кто ни учился, сколько бы кто ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем так паренек напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскрикнул: «Начальство в лавку идет бумагу читать».

     Из толкового словаря Владимира Даля узнаем, что жаргон возник из языка старых русских торговцев (бродячих коробейников-офеней), уходящих из своих деревень на заработки. Отсюда и другое название жаргона – феня (ботать по фене).

         Все жаргонные слова представляют собой стилистически сложенную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.

         Так, среди названий денег сейчас уже не встречаются жаргонизмы: хруст (1 рубль), квинта (5 рублей), красненькая, декан (10 рублей), угол (25 рублей), кусок (1000 рублей), рыжие (деньги), но появились и другие: штука (1000 рублей), лимон (миллион), бабки, бабло (деньги).

            В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Поколения молодых сменяются через пять- семь лет, а с ними меняется и жаргон. Новый или старый, жаргон остаётся с молодёжью как условие непременной игры, как островок естественности и свободы в мире взрослых

                  С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растёт словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.

           Так каковы же источники их образования?:

             . Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий.Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзер – пользователь компьютером;

              Современная музыкальная культура. Одно из увлечений молодых людей – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать.

II. Выступление следующего участника исследовательской работы    (защита проекта). Тема: «Жаргон и жаргонизмы».(10-А класс)

     - Я хочу дать точное определение словам «жаргон» и «жаргонизм»

     Жаргон (фр. Jargon) – речь какой-либо социальной или иной, объединенной другими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.

     Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргоншкольников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоныжаргонымузыкантов и спортсменов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д. Так, к молодёжному жаргону относятся слова: ботаник — отличник, усердный ученик; клёвый, классный — высшая степень положительной оценки; крутой, круто — выше всяких похвал, напрягать — утомлять, докучать и т. п.

     Жаргонизм – это жаргонное слово или выражение, входящее в разряд «пассивной» лексики.

     В последние годы, в связи с активным развитием сред массовой информации, стали довольно распространённым» многие жаргонные слова:водила, , обуть, челнок, общага, наколоть, ящик, наехать, кинуть. Они употребляются и в речи людей, и в газетных и журнальных статьях.

     Слова обуть, челнок, наколоть, ящик, наехать, кинуть употребляясь какжаргонные, имеют иное значение: обуть -обмануть (надурить), челнок — мелкий частный импортёр, наколоть — обмануть, ящик — телевизор, наехать— угрожать, кинуть — обмануть, оставить ни с чем.

     Молодёжный жаргон называют также сленгом. Сленг - сравнительно недавнее заимствование из английского, обозначавшее первоначально исключительно язык молодёжи (сленг хиппи) или профессиональный жаргонкакой-либо новой, активно развивающейся сферы (бизнес-сленг, компьютерный сленг). В последнее время сочетаемость слова расширяется(медицинский сленг, армейский сленг), новый термин постепенно вытесняет слово жаргон.

     В литературе жаргонизмы ограниченно применяются при изображении речи представителей определенных социальных групп.

     Я исследовала сленг учащихся и составила мини-словарь:

 Шнурки в стакане – родители дома. «Ко мне сегодня не получится, у меня шнурки в стакане».

Щипач (жарг.) - вор-карманник. «Теперь ты понял, кто такой щипач?»

Щемиться – пролезать вперед. «Щемись быстрее».

Юзать – использовать. «Меня юзали, я не виноват».

Юрса (жарг.) – отделение. «Я в юрсе 3 часа отсидел из-за вас».

Ящик – телевизор.  «Пойду я  ящик посмотрю».

Базар - разговор, обсуждение какой-либо темы. У тебя гнилой базар.

База - дом.  Мне надо до базы сгонять, и я вернусь.

Батан  - усердный, прилежный ученик.  Этот Петров батан ещё тот!

Балдеж – удовольствие.  Балдеем.

Баклан – 1. приятель.  Здорово, баклан!

                2.пустомеля, не очень умный и уважаемый человек.

Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию.  Блин, вот я встрял!

Ботва – пустые разговоры, враньё. Не гони ботву!

Бухой – человек в невменяемом состоянии, пьяный.

Вертухаи (жарг.) – надзиратели.  Я вертухаем  заделался!

Валяй – говори, пр.. Валяй свою версию.

Все в шоколаде – все хорошо. У меня всё в шоколаде.

Выеживаться - привлекать к себе внимание. Хорош выёживаться!

Вока (жарг.) – ключи.  У тебя вока есть?

Гнать – врать. Не гони ботву.

Глобус – голова. Что-то у меня глобус разболелся.

Гоп – стоп (жарг.) – налет, грабеж, разбой.  Вышли парни на гоп-стоп.

Догонять – понимать. Что-то я не догоняю тему по геометрии.

Дятел – неумный человек.  Дятел, поворотник отключи.

Дыбнуть (жарг.) – взглянуть.  Дыбни-ка на меня.

Дебош – выяснение отношений.  Не разводи дебош.

Дурить – глупить. Не дури, Колян!

Ежик – хулиган.  Кругом одни ёжики.

Жбан-голова.  Я тебе ща жбан проломлю.

Жить в малине – жить богато. Тебе-то что?  Ты живёшь в малине!

Живем – все отлично, хорошо. Мужики, живём!

Зацени – попробуй; полюбуйся. Зацени мои кроссы.

Забить – перестать заниматься чем-либо.  Да забей на него!

Запалить (впалить) – поймать. «Меня вчера спалили».

Заметано – договорились. «Будет заметано».

Замутить – начать какое – либо дело. «Ща я всё замучу красиво».

Залетный (жарг.) – приезжий вор. «К нам скоро залётный придёт, шконку освободи».

Фигеть – недоумевать. «Я над вами фигею».

Фигня – ерунда. «Фигнёй не страдай».

Фуфло, киса (жарг.) – лицо, рожа. «У него киса, как кирпич».

Хавать – есть. «Мам, чё хавать есть?»

Хавчик – еда. «Купи хавчика, а то у меня в холодильнике пусто».

Хата( жарг.) – тюремная камера. «У залётного какой номер хаты?»

Хата – квартира.  «Может ко мне на хату, у меня предки на дачу уехали».

Черепа – родители. «У тебя черепа дома?»

Чел – человек. «Кульный чел».

Чеснок (жарг.) – вор в законе. «Сиплый - авторитетный чеснок».

Чмо – морально опущенный человек. «Ты такое чмо».

Шняга – не очень хорошая вещь. «У меня шняга, а не телевизор». 

Шершерить (жарг.) – искать. «Ты пошурши, где-нибудь мож чё найдёшь?»

Шнифы (жарг.) – глаза. «Шнифы-то открой».

Шкары (жарг.) – штаны. «Ты мне все шкары замарал».

Лечить – врать. «Ты чё мне лечишь?»

Левый – не правильный. «Ты левый парень».

Лажа – чушь. «Такой лажы я ещё ни разу не слышал».

Ляпнуть – сказать что – то невпопад. Ну ты и ляпнул!

Лепень, клозы (жарг.) – одежда.

Лапотник (жарг.) – бумажник. «Я лапотник стащил у того кента».

Маза – мысль.  «Главное, чтоб маза была».

Мутить – дружить.  «А ты с Танькой ещё мутишь?»

Мент – милиционер. «Валим, менты подтянулись».

Мокрушник(жарг.) – убийца.  «Отойди от меня, я не люблю мокрушников».

Майдашник (жарг.) – вор, крадущий вещи у пассажиров поездов.

Мешок (жарг.) – карцер. «А залётного чё в мешок перевели?»

Медведя завалить (жарг.) – вскрыть сейф. «Нам нужен тот, кто сможет медведя завалить!»

Надыбать – найти. «Я тут в нэте надыбал кое-что, посмотришь?»

Ништяк – хорошо.  «Ништяковско смотрится!»

Напрячьвыпрячь (жарг.) – заставить насильно что – либо делать.

Накачаться - напиться. «Сиплый опять накачался, ели ноги воротит».

Облом  - что-либо не получается.  «Сегодня день обломов».

Отстой – ерунда. «Это полный отстой».

Отпад, офигеть – здорово. «Офигено  смотрится».

Оттягиваться – хорошо проводить время. «Пошли в клуб, оттянемся?»

Отвалить – отойти. «Отвали от меня, я сегодня не в духе».

Окно – задний карман. «Положи себе в окно».

Прикольно – здорово, отлично. «Прикольно, завтра 2 блока».

Параллельно – все равно.  «Мне на всех параллельно, я сам по себе».

По фене ботаешь? – говоришь на жаргоне? «Парень ты по фене не ботай».  

Правиловка (жарг.) – поддельные документы. «Ты мне главное правиловку достань, а дальше я сам доберусь».

Полкан (жарг.) – полковник.  «Всё в ажуре, у меня в ментовке полкан знакомый есть».

Подфартило (жарг.) – повезло. «Вот мне подфартило».

Свалить – уйти. «Свалил отсюда».

Стопудово – точно.  «Стопудово прокатит, я так сто раз делал». 

Стебно – классно. «Стебно замутил».

Стингарь (жарг.) – облава, операция по массовому задержанию преступников. «Наши вчера на стингарь попались».

Сявка (жарг.) – мелкий вор мошенник.  «Сявка, рот закрой, тебе слово не давали».

Табло – лицо. «Табло умой».

Тусовка – дискотека. «Кто сегодня тусить пойдёт?»

Типа – (слово – паразит) имеет междометную функцию.  «Типа вот этой тачки я вчера видел».

Тормозить – медлить. «Вы чё тормозите?»

Трескать – есть.  «Типа, ты не ел сегодня, а кто тогда под одеялам ночью трескает всё время?»

Тачка – машина.  «Крутяцкая тачка».

Танк, штымп (жарг.) – мент, сыщик. «Меня вчера танк поймал».

Улет – круто. «Улётно смотрится».

Угол (жарг.) – чемодан. «Угол собрал?»

Ушлепок – морально опущенный человек. «Ну ты и ушлёпище».

Замочить – убить.  «Я тебя замочу».

Исперы (жарг.) – ботинки на широкой подошве. «Ты где эти конченные исперы купил?»

Клеить – флиртовать, заводить знакомство. «Ты чё мою девчонку клеишь?»

Косяк – что – либо сделанное неправильно. «Это полный косяк».

Крыша – защита. «Ты на меня бочку не кати, меня Сиплый крышует!»

Конт (жарг.) – отмычка для сейфа.

Кент – парень.  «Ну так ничё правильный кентик!»

Круто – здорово. «Крутая у тебя тачка».

Клюшка – девушка легкого поведения.  «С этой клюшкой больше никто не разговаривает».

Котлы – часы. «Посмотри сколько на твоих котлах?»

Косяк забить - выкурить марихуану. «На, забей косяк, круче станет».

Кондюк (жарг.) – проводник в поезде. «Кондюк вообще тему не рубит».

Коробка (жарг.) – поезд. «Ты на коробке поедешь?»

Кульно – хорошо  А ты кульный чел, Данило!

     

 

 III . О словах – сорняках в нашей речи расскажет 10-Б класс.

ИХ проект так и называется «Слова-сорняки».

 

     Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов-сорняков. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: «так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и другие». Это производит очень неприятное впечатление. В книге С.Соловейчика «Учение с увлечением» приводится письмо трех подружек.

         «Когда нас вызывают к доске, - пишут они, - появляется какая-то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее…», «Ну, значит», «так далее». И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем».

         Один из читателей газеты «Комсомольская правда» обратил внимание на то, что в выступлениях журналистов по радио и центральному телевидению слишком часто стали звучать вводные словосочетания: «скажем так», «будем так говорить». Например: «Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной», «Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех».

         Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

         Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Мы нынче как бы все глупеем,

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы неумело.

И чаще как бы невпопад.

 

 IV . Что такое воровской жаргон расскажут уч-ся 10 классов.

 

         Воровской жаргон («феня», «блатная музыка») – явление довольно старое. Своими корнями уходит в глубокую древность. Первоначально «империя жаргона» означала общность воров и мошенников. Сохранилось даже повествование конца XVI века, которое было написано на языке воров. Жаргону преступники учатся друг от друга.

         Что же такое «воровской жаргон»? Это условная, тайная информационная система, которая связывает находящиеся в противоречии с законом антиобщественные элементы в преступные группировки, это своеобразный показатель принадлежности к преступному сообществу, часть его субкультуры.

          Уголовный жаргон быстро проникает в повседневную речь подростков, а также в литературный язык. Поэтому было бы неправильным считать, что несовершеннолетние приобщаются к уголовному жаргону, только находясь в специальной школе или колонии.    В таких заведениях они получают уже повседневную практику его использования.

           Начало приобщения подростка к жаргону бывает связано с тем временем, когда он учится в средней школе, а иногда еще не ходит в школу. Многие дети-дошкольники, особенно те, у кого родители отбывали наказание, легко понимают и оперируют терминами уголовного жаргона, оскорбительными словами. Овладение уголовным жаргоном активизируется при вхождении подростка в преступную группу, когда возникает реальная потребность в его употреблении.

          Следует заметить, что уголовный жаргон легко распространяется среди несовершеннолетних и молодежи. Это связано с его образностью,   таинственностью, ироничностью, что привлекает подростков и молодежь. Сравним: слово "убегать" на жаргоне звучит "рвать когти", говорить вздор - "крутить динамо", появиться, прийти - "нарисоваться", уйти, исчезнуть -"слинять". Насмешка, сарказм, колкость, ирония - существенные особенности уголовного жаргона.

         Сейчас многие слова «фени» устарели, ими перестали пользоваться, некоторые стали общественными, их можно встретить и в разговорной речи, какие-то приобрели иное значение…

Например:

 Авторитет (т) - представитель высшей группы в неформальной иерархии заключенных .
Неформальный порядок, действующий в зоне, носит крайне авторитарный характер, поэтому реальная ситуация, складывающаяся в теневой жизни ИУСИЗО или их части (камере, ПКТ,ШИЗО и т.п.) определяется личностными качествами имеющих власть авторитетов и наличием связи с авторитетами на воле или в других ИТУ, а также тактикой, которой придерживаются местные работники оперативных служб. (См. также правильные понятия,правильная зонатюремный законразборка). 
В общеразговорном русском языке слово авторитет чаще используется в значении "влияние", и противопоставляется по смыслу слову “власть”, но не дополняет его. Власть существует в пространстве формальных структур, воздействуя на людей через систему статусов, престижей, должностей, санкций. 
Авторитету в большинстве подчиняются добровольно

Авторитетный (т) — заключенный, имеющий высокий статус в одной из двух групп (мастей) неформальной иерархии заключенных: блатные и мужики. Не употребляется по отношению к представителям таких неформальных групп, как козлычертиопущенные.

Активист (с) - заключенный, открыто сотрудничающий с администрацией ИТУ, вступивший в секции, "самодеятельные организации осужденных". 

Арестант (т) - 1) вор в законе; 2) блатной; 3) уважаемый, авторитетный заключенный.

Баклан (т) - хулиган (иногда - человек, осужденный за хулиганство ст. 213 УК РФ (ст. 206 УК РСФСР). Слово имеет презрительный оттенок; авторитетных, уважаемых заключенных, даже осужденных за хулиганство, бакланами называть не принято.

Бардак - 1) беспорядок в зоне (или в камере). От беспредела бардак отличается тем, что беспредел - это сознательное нарушение администрацией или лже - блатными тех норм и правил, которые признаются и поддерживаются другою частью зоны (или камеры), бардак же - это отсутствие всяких правил и общая распущенность, в результате которой также страдают люди.
Нарушение правил и нанесение, со стороны других, вреда заключенному в неясных обстоятельствах, когда сам пострадавший не оказывает решительного сопротивления и не ищет затем справедливости, называется канитель.

Барыга - спекулянт. Осужденный за спекуляцию (до отмены ст. 154 УК РСФСР 1961г.) или торгующий чаем, сигаретами, “колесами” в зоне. 
       На свободе - скупщик краденого или преступник, занятый только торговлей, обменом денег..

Белый Лебедь (т, с) - неофициальное название учреждений тюремного типа, имеющихся в восьми региональных управлениях лесными лагерями. Официальное название Белого Лебедя - ЕПКТ. Первый Белый Лебедь (Усольское управление лесными ИТУ, Северный Урал) иногда называют всесоюзным БУРом, т.к. сюда собирали "отрицательно настроенных осужденных" из различных регионов СССР.
Точное происхождение названия "Белый Лебедь" неизвестно. По одной из версий, первая тюрьма этого типа построена на месте, где была лесная поляна с таким же названием (г. Соликамск).

Бесконвойник (расконвойник) - заключенный, получивший право свободного передвижения (в определенных пределах) за пределами зоны, а также на работу и с работы.

Беспредел (т) - отсутствие порядка, произвол, беззаконие, "беспонятие". 
Беспредел блатной, шерстяной
 - открытое насильственное нарушение тюремного закона со стороны блатных или шерстяных по отношению к другим заключенным. Ментовской беспредел - беззаконие, сверхжестокость, садизм по отношению к заключенным со стороны администрации колонии или других должностных лиц, например: прокурора, инспектора МВД и т.п. 

Беспредельный (т) - беззаконный, с точки зрения норм и правил тюремного закона.

Беспредельщик (т) - чаще - заключенный, реже - сотрудник ИТУ, творящий беззаконие, произвол.

Бич - то же, что черт или чушкан, - человек слабовольный, всегда попадающий в зависимость от других и быстро опускающийся. Он не может вести какой-то своей линии и обычно прислуживает другим.

Блатной (т) - представитель высшей по статусу группы в неформальной иерархии заключенных. Блатной обычно является профессиональным преступником. Кроме того, он должен признавать тюремный закон, следовать "правильным понятиям", иметь "чистое" прошлое, не работать в зоне. 

Бродяга (т) - то же, что и босяк.

Бычок - окурок. Когда один заключенный просит другого: “Оставь покурить”, этика правильных понятий требует выполнить просьбу.

В

Вахта (о) - 1) помещение для дежурного надзорсостава на территории ИТК
2) Помещение для работников ИТУ и солдат внутренних войск, охраняющих колонию, расположенное обычно в непосредственной близости от ворот для въезда и выезда транспорта.

Вертухай (дубак, пупок, пупкарь) - надсмотрщик. Слово сохранилось с давних времен. (Также смотри "Рекс").

Взросляк - взрослая зона. “Подняться на взросляк” - перейти из колонии или камеры несовершеннолетних во взрослую зону или камеру.

Взять квартиру (т, с) - то есть взять на себя еще одну нераскрытую квартирную кражу.

Вломить - дать информацию оперу о человеке или спрятанных предметах.

Вмазаться - 1. Быть задержанным с поличным;  2). Принять наркотик. 

Вольняшки, вольные (т) - вольнонаемные сотрудники колонии, которые не проходят аттестацию и не имеют воинского звания (учителя, мастера, шоферы). Вольняшками называют и тех, кто не являясь сотрудниками колонии, посещают ее официально по различным делам (снабженцы, грузчики, продавцы книжных ларьков и т.п.). 
Для заключенных вольняшки часто являются посредниками в различного рода коммерческих делах (обмен, купля, продажа), которые носят нелегальный или полулегальный характер. Через вольняшек обычно передают и получают нелегальные (не прошедшие цензуру) письма, денежные переводы и т.п.

Вор, вор в законе (т) - представитель элиты преступного и тюремного мира, его лидер, своего рода посвященный. Вор занимает высшее положение в неформальной иерархии заключенных. 

Гопник - насильно отнимающий что-то у другого человека, грабитель, разбойник.

Гоп-стоп - уличный разбой.

Грев - деньги и продукты, нелегально поступающие в места лишения свободы на поддержание заключенных.

Домушник (т) - квартирный вор. (См. Домушники, шнифера...)

ДПНК (о) - дежурный помощник начальника колонии. Сотрудник ИТК, офицер, осуществляющий непосредственный контроль за ситуацией в конкретной ИТК.

ДПНСИ (о) - дежурный помощник начальника следственного изолятора (СИЗО). Должность, аналогичная должности ДПНК.

ДТК (о) - детская трудовая колония. В 30-50-е годы — лагерь для несовершеннолетних правонарушителей.

Дубак (вертухай, пупок) - контролер СИЗО, надзиратель, надсмотрщик. 

Дурак (т) - 1) Подследственный, направленный на психиатрическую экспертизу. 
2) Подследственный, прошедший психиатрическую экспертизу и признанный невменяемым во время совершения преступления (признанные дураки, признанные). 
3) Заключенный, признанный психически больным после соответствующего заключения комиссии психиатров.

Душняк (т) - создание особо невыносимых условий для одного, нескольких заключенных или для всей колонии с целью добиться изменения поведения заключенных. Душняк может быть ментовский (создаваемый администрацией) или зековский (в отношении одного заключенного или группы заключенных).

Загашенная камера - камера, в которой содержатся заключенные, решившие выломиться из других камер.

Закон (т) - система неформальных норм, правил, установок, санкций против нарушителей, "понятий", процедур разрешения конфликтов, введения новых норм и т.д., действующая в сообществе заключенных (тюремный закон) или в пределах отдельной группы, касты заключенных (например, воровской закон).

Законтачить (т) - предметы, а особенно продукты питания, до которых дотронулся опущенный, табуируются для других групп заключенных; такие вещи и называются "законтаченными", то есть грязными, испорченными, представляющими опасность для нормальных людей.

Закрыть (т, с) - посадить в ШИЗО.

Западло (т) - нарушения тюремных норм, которые для заключенных разных групп (мастей) могут быть различными. "Не западло" - то есть поступок в соответствии с этими нормами.

Заочница - женщина, вступающая с заключенным в переписку заочно, не будучи с ним лично знакомой. 
Иногда такая переписка длиться годами и - бывают случаи - завершается она созданием семьи. Для заключенного это очень важное средство восстановления утраченных связей с внешним миром.

Заточка - железный стержень, заостренный с одного конца, оружие, применяемое в междоусобных столкновениях и во время бунтов.

Зачушканить (т) - примерно то же самое, что и законтачить, т.е. осквернить, испоганить. "Зачушканенный" предмет может иногда использоваться после ритуального очищения. См. также чушок.

Зашкварить (т) - см. законтачитьшкварной.

Зек, зека (ж, с) - заключенный, заключенные.  
От устаревшей официальной аббревиатуры з/к (“заключенный каналоармеец”), появившейся на строительстве Беломорканала в 30-х годах. В настоящее время заключенных закон именует подследственными, подсудимыми, содержащимися под стражей, а после вступления приговора в законную силу - осужденными.

Канитель - нарушение правил отношений, нанесение вреда одному заключенному со стороны другого или других. (См. бардак).

Капо (т) - 1) Заключенный, добровольно сотрудничающий с администрацией ИТУ.  
2) Доносчик, осведомитель. Термин появился в концлагерях Германии времен Третьего рейха.

Кентовка - то же, что семья.

Козел (т) - представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество 

Конь (т) - способ нелегальной связи между камерами. Например, бечевка, натянутая по внешней стороне корпуса тюрьмы между окнами камер, леска, пропущенная по трубам канализации и т.п. С помощью коня передаются из камеры в камеру записки, мелкие вещи и т.п.

Косяк (т) - 1) Нарушение правил, норм тюремного закона
2) Нарукавная повязка члена 
СПП или другой секции с соответствующей аббревиатурой. Чаще всего синего цвета; 
3) Неудачное действие или поступок; 
4) Папироса или самокрутка с анашой.

Косячный (т) - человек, постоянно совершающий поступки, противоречащие общепринятым в сообществе заключенных нормам.

Красная зона - зона, где правит администрация с помощью козлов и, не считаясь с тюремным законом, например, старается посадитьопущенных в столовой за общие столы, требует, чтобы в столовую и из столовой заключенные ходили строем, запрещает перемещение позоне, вход в чужие бараки и проч.
В такой зоне 
активисты имеют широкие полномочия и могут вести себя весьма агрессивно, поощряется слежка друг за другом, доносительство, мелочные придирки к поведению и одежде заключенных.

Красный (т) — эвфемизм слова козел.

Круг - образование более широкое, чем семья или кентовка; формируется чаще всего по принципу землячества.

Ларек, ларь (т, с) - 1) Магазин для заключенных в ИТУ, покупки в котором оформляются по безналичному расчету; 
2) Продукты, курево и т.п., приобретаемые заключенным официально в магазине 
ИТУ. Для основной массы заключенных существуют ограничения как в сумме, которую они могут истратить ежемесячно на покупку ларька, так и в том, что использовать можно только деньги, заработанные в ИТУ .

Локалка (т, с), локальная зона (о) - так называют отгороженные друг от друга участки жилой зоны, где расположены бараки для одного-двух отрядов; мера, принятая для ограничения контактов между заключенными и сокращения вероятности массовых эксцессов.

Локальная вышка (о) - вышка с кабиной, в которой дежурит назначаемый администрацией заключенный (“ключник”) и в которой есть местный телефон, связывающий его с надзоркой или штабом. В его функции входит: наблюдение за общим порядком в жилой зоне, сообщение в надзорслужбу о замеченных беспорядках, эксцессах и т.п. Он же обычно открывает с пульта управления калитки из локальных зон, ворота жилой зоны.

Ломка (т, с) - 1) Различные, как правило, латентные способы воздействия на заключенного, с целью заставить его отказаться отправильных понятий

Малява - записка, письмо, в отличие от ксивы более частного характера, но в некоторых случаях слова употребляются и как взаимозаменяемые.

Мама (т) - один из неформальных лидеров в касте опущенных. В паре с другим лидером (папой) решает все вопросы в этой неформальной группе заключенных. В отличие от папы занимается хозяйственными проблемами опущенных и вопросами, связанными с продажей, поставкой, блатным своих подопечных в качестве сексуального объекта. Папа разрешает конфликты между опущенными, обращается кавторитетам в случае, когда с его подопечными поступают в нарушение правильных понятий (например, не платят за оказанные сексуальные услуги и т.п.). Папа является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп. Чаще функциипапы и мамы исполняет один человек - главпетух.

Масть (т) - 1) Каста в неформальной иерархии заключенных. В тюремном мире существуют четыре основные касты (в порядке понижения статуса): блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные), опущенные (голубые). Каждая каста внутри имеет свою иерархию. Тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, вертикальные переходы (повышение статуса) практически невозможны. Существование мастейпризнается и учитывается сотрудниками ИТУ. Например, прежде, чем отправить наказанного заключенного в камеру ШИЗО или ПКТ, дежурный спрашивает о его масти (заключенных разных групп держат в разных камерах); 
2) Статус заключенного в неформальной иерархии (мужик, блатной и т.п.).

Мусор - то же, что мент, - милиционер, полицейский.

Наезд - агрессивная провокация по отношению к человеку со стороны других людей; например, предъявление каких-то необоснованных требований или обвинений с целью запугать данного человека или вызвать его на сопротивление, в результате можно будет побить, отнять какие-то вещи, или (со стороны администрации) составить постановление и закрыть его в изолятор, устроить обыск и т.д.

Наседка (т, с) - агент опера, кума, подсаженный в следственную камеру для "раскалывания" подследственных или конкретного подследственного. Кроме получения нужной информации о совершенном преступлении иногда имеет задачу оказать психологическое давление на сокамерника с целью склонить его к даче показаний.

Обиженка (т) - камера для заключенных, которым удалось "сбежать" (во время проверки, вывода на прогулку, записавшись на прием коперу и т.п.) из прежней камеры. На тюремным жаргоне "сбежать" звучит "выломиться из камеры". Это действие, связанное с обращением за помощью в решении конфликта с сокамерниками к администрации, считается, по правильным понятиямкосякомТюремный законпредписывает за разрешением всякого рода внутренних конфликтов обращаться к авторитетам. Исключением из этого правила является случай "выламывания" из пресс-камеры (но при условии, что "выломившийся" заключенный сопротивляется помещению его в обиженку). Вобиженку иногда помещают и изгнанных ("выломившихся") из камеры заключенных.

Обиженный (т) - 1) Заключенный обиженки или сидевший в обиженке
2) В некоторых регионах то же, что и 
опущенный
3) Эвфемизм слов опущенный, 
петух
4) В некоторых зонах, СИЗО -  униженный, “посаженный на метлу”, лишенный своих кастовых прав; он может искать оправдания и удовлетворения и “получить” с обидчиков.

Общак - 1) ИТК общего режима.  
2) Многоместная (на 20-30 и более человек) камера в 
СИЗО
3) Группа 
авторитетных блатных.  
4) Порядок, при котором все поступающие в камеру продукты, чай, курево распределяются поровну между всеми заключенными (кроме
опущенных). 
5) Нелегальный фонд взаимопомощи заключенных. (См. 
Общак). Может состоять из денег, продуктов, чая, курева, вещей и т.п. По тюремному закону взносы в общак должны делаться исключительно на добровольной основе мужиками и блатными. Средства общака используются на общие нужды, на помощь заключенным, оказавшимся в бедственном положении: прежде всего содержащимся в ШИЗО и ПКТ, заключенным, отправляемым в крытую или на больничку; новичкам, не имеющим помощи со стороны, и т.п. Хотя общак предназначен для заключенных, живущих по правильным понятиям (мужики и блатные), иногда из этого правила делаются исключения: некоторая часть грева из общака, направляемого в ШИЗО и ПКТ, должна распределяться между содержащимися там козлами и опущенными. На практике многие из перечисленных принципов (добровольность взносов, равноправие в получении помощи и т.д.) нарушаются.
Смотрящий за 
общаком - это, как правило, блатной, назначаемый на сходняке. Смотрящий подбирает себе помощников для сбора средств. Участие в сборе, распределении, хранении общака жестоко преследуется администрацией.
Свои 
общаки могут быть у козлов и опущенных.

Общаковый (т) - относящийся к общаку.

Пайка (т) - 1) Все казенные продукты (хлеб, сахар и т.п.), положенные по закону заключенным; 2) Порция хлеба, положенная заключенному.

Папа (т) - неформальный лидер в касте опущенных. См. мамаглавпетух.

Параша (т) - 1) Сосуд для испражнений в камере, где нет канализации. 2) Унитаз в камере. Место у параши считается самым непрестижным. В камерах малолеток и первоходочников иногда существует правило, согласно которому опущенный должен есть, сидя на параше (или около нее). 3) Вздорный слух, сплетня.

Парни - то же, что людиблатные и приближенные к ним

Пахан (т) - самый авторитетный блатной в данном сообществе (камере, тюрьме, колонии).

Пацан (т) - человек, занимающий высокое положение в обществе заключенных в колониях общего режима (иногда на малолетке), блатной.

Резка - сокращение срока.

Раскрутка (т, с) - получение в лагере второго дополнительного срока за новое преступление по решению суда.

Режимник - сотрудник режимной части ИТУ, которая следит за выполнением заключенными правил внутреннего распорядка ИТУ.

Рога мочить - отбывать срок наказания полностью.

Рябый (т) - (устар.) то же, что и особнякполосатый.

Свалить - убежать, удрать, уйти.

Свояк (т) - кандидат в касту воров, который, однако, еще не признан на сходке вором в законе. Свояки занимают второе (после воров в законе) место в иерархии блатных.

СВП (о) - секция внутреннего порядка - самодеятельная организация осужденных, члены которой активно сотрудничают с администрацией. Современное название - СПП.

Сдать (т) - выдать, донести администрации.

Секция (т, с) - 1) жилая комната в бараке или общежитии. В секции может размещаться от 20 до 200 человек. 
2) Обобщенное название 
самодеятельных организаций осужденных.

Семья (т) - группа из 3-5 заключенных (иногда больше), связанных между собой доверительными отношениями. Члены семьи оказывают друг другу помощь и поддержку в повседневной жизни, но также несут и ответственность друг за друга.

Серые (т) - 1) синоним мужиков;
2) 
Масть.

Сходняк (т) - что-то вроде постоянно действующего совета блатных в ИТУ, который разбирает конфликты между заключенными, вопросы, связанные с жизнью заключенных, объявлением забастовок, подготовкой бунта, изменением некоторых норм поведения, действующих среди заключенных данного ИТУ, обращением к блатнымворам других ИТУ или находящимся на воле и т.п. См. также тюремный закон, блатные.

Сход воров (т) — периодически собираемый коллегиальный орган воров в законе отдельного региона или нескольких регионов. Выносит решения о наказании нарушителей воровского закона, разрешает возникающие споры, назначает смотрящих за отдельными ИТУ, принимает в воры достойных кандидатов и т. п. 
Сход воров может происходить и в тюремных заведениях. Для этого воры из разных ИТУ могут различными способами попадать в тюремную больницу, где такой сход устроить легче. Более важные вопросы, касающиеся, например, уточнений в толковании закона, совместных действий различных группировок разрешаются на сходах, собираемых на воле. См. также ворворовские наказыворовской закон.

Тихушник - скрытый стукач, безынициативный стукач или козел, не очень ревностный активист.

Торпеда - 1) Телохранитель; 
2) Заключенный, который выполняет вынесенный 
сходняком смертный приговор в отношении другого заключенного. Нередко торпедапосылается с этой миссией из одного лагеря в другой.

Трюм, загрузить в трюм, трюмануть - водворить в ШИЗО или ПКТ

Угловой (т) - блатной, являющийся неформальным лидером в секции, бараке или назначенный на эту роль сходняком. Как правило, занимает почетное нижнее место в углу спального помещения в бараке.

УДО (о) - условно-досрочное освобождение от наказания. Окончательное решение об УДО принимается выездной сессией районного суда по месту расположения исправительного учреждения. 

УИТУ (о) - управление ИТУ. До 1999 г. структурное подразделение регионального (областного, краевого) управления внутренних дел, в введении которого находятся расположенные на его территории ИТУ (кроме лесных). В настоящее время переименованы в УИН (управление по исполнению наказаний), переданы в ведение Минюста РФ.

УЛИТУ - Управление лесными ИТУ, региональное подразделение ГУЛИТУ.

УР, БУР (т) - барак усиленного режима, помещение, в котором заключенные находятся под замком (иногда - в камерах). По существу - внутренняя тюрьма лагеря, куда помещают нарушителей дисциплины, "отказчиков" от работы и т.п. 
БУР возник еще в 20-х годах, в начале 60-х был заменен ПКТ. Однако до сих пор заключенные часто называют ПКТ БУРом.

Урка - старое название блатного, выходит из употребления.

Усилок (т) - ИТК усиленного режима.

Фанеру ломать (т) - разбивать человеку грудную клетку. Один из способов истязания у малолеток.

Фаршмануться (форшмануться) - 1). Оказаться в смешном положении;
2). Быть уличенным в преступлении;
3. Быть скомпрометированным.

Фраер (т) - Ранее - "лицо, не принадлежащее к воровскому миру", при этом старое значение ближе по смыслу нынешнему слову  "лох". 
В настоящее время во многих регионах приобретает прямо противоположный смысл: заключенный близкий к "блатным, блатной". 

Фраериться означает - в своем поведении подражать блатным; козырный фраер - блатной. Сохраняет и прежнее значение в некоторых словах, например, фраернуться - совершить ошибку, неправильный с точки зрения арестанта (но не вольного) поступок. 

Фуфло - 1) зад; 
2) ложь.

Фуфлыжник - ведущий себя недостойно заключенный, чаще всего в отношении платежа карточных долгов, за что всегда подвергается опасности опускания
Иногда, проигравшись, он договаривается еще на одну попытку, соглашаясь в случае проигрыша на опускание: это называется - “играть на фуфло”.

Хвост - проступок заключенного, от наказания за который он уклоняется, стремясь перейти в другой барак, в другую зону, где о его проступке никто не знает. Информация о его проступке идет обычно следом за нарушителем. “Длинный хвост за нарой” - несколько проступков или один крупный, который скрывается нарушителем. Иногда (когда проступок уже известен и осужден) хвост - это заочный приговор, вынесенный в соответствии с тюремным законом.

Хата (т) - камера.

Химик (т) - заключенный, освобожденный условно-досрочное  (УДО) или лицо условно осужденнное с обязательным привлечением к труду. (См.  химия).

Хипеж (кипеж) - волнения, смута, мятеж, затеваемые заключенными против администрации, либо администрацией против заключенных.

Хозяин (т) - начальник тюрьмы или колонии.

Цветной (т) - 1) Сотрудник МВД, иногда - любой кто служит в армии, носит погоны. Так же называют бывших сотрудников МВД, прокуроров, судей, государственных служащих высокого ранга и т.п., которые содержатся в СИЗО и ИТУ. Их помещают в отдельные камеры в следственных тюрьмах, для них существуют отдельные ИТК, что делается для предотвращения расправы над цветными со стороны других заключенных. Известны случаи, когда следователь добивается от цветных любых показаний под угрозой помещения в камеру для обычных заключенных. Угроза судом Линча чаще всего оказывается гораздо страшнее любого уголовного наказания.  
2) В  прежнем (30-50-е годы) значении 
блатной или вор в законеурка.

Центряк (т) - блатные и их окружение.

Черный (т) - принадлежащий к черной мастиблатной.

Черная зона, черная масть - блатные; черная зона - зона, управляемая блатными.

Черт (т) - человек, занимающий одну из самых нижних ступеней в неформальной иерархии заключенных (ниже - только чушки и опущенные).Черт отличается невыдержанностью своих моральных принципов, безответственностью в поведении и неопрятным внешним видом.

Чушок (т) - представитель группы с низким статусом в неформальной иерархии заключенных (ниже по статусу только опущенные). Их заставляют делать грязную работу, на общаке и малолетке обирают, отнимают у них вещи. Чаще всего это люди неприспособленные (по разным причинам) к жизни в тюрьме, не способные оказать сопротивление, постоять за себя, равнодушные ко всему. Их основной отличительный признак - запущенный внешний вид. Слово чушок чаще используется у малолеток.

Шерсть, шерстяные (т) - 1) Заключенные, которые выдают себя за авторитетныхблатных, но на самом деле беспредельничают, действуя в собственных интересах или по указанию администрации. 
2) 
Блатные беспредельщики.

ШИЗО (о) - штрафной изолятор. Отделение ИТУ, где расположены камеры для нарушителей режима содержания. 
Водворение в ШИЗО - одно из самых тяжелых наказаний. Водворенный существенно ограничен в правах. До 1988 года в ШИЗО существовала пониженная норма питания. Кроме того, у заключенных отбиралась вся одежда и выдавался лишь легкий хлопчатобумажный костюм, они не выводились на прогулку, не получали постельное белье и матрас, письма, бандероли, посылки.  По Закону ВС РФ от 12 июня 1992 года многие из этих ограничений отменены. Введен и предельный срок содержания в ШИЗО: разовое помещение в ШИЗО - до 15 суток, общий срок наказания за год - не более 2-х месяцев. 
ШИЗО обычно объединено с ПКТ, образуя что-то вроде внутренней тюрьмы ИТУ.
В некоторых ИТУ (чаще в лесных ) бывает
 ШИЗО с выводом на работу, т.е. днем заключенный работает на своем обычном месте, а после работы возвращается вШИЗО. В этом случае, хотя бы на работе наказанный заключенный может перекурить, погреться, получить помощь от семьи. Бывает и худший вариант, когда заключенные в ШИЗО выводятся на работу в расположенные в том же здании рабочие камеры.

Шкварной (т) - то же, что и опущенный.

Шконка, шконарь (т) - койка. В тюрьме - лежанка, сваренная из металлических труб и полос, вмурованная в пол; часто двух- или трехъярусная. По числу шконок обычно судят о размерах и вместимости камер.

Шкура - арестантская куртка.

Шкурка (т) - донос, докладная на другого заключенного (см. сдать шкурку).

Шмон (т, с) - обыск.

Шнырь (т) - 1) Заключенный, взявший (иногда под давлением со стороны других заключенных) на себя обязанность убирать камеру, барак, производственное помещение, выполнять работу, которую заключенные обязаны делать по очереди. За эту работу он получает от самих заключенных определенную плату продуктами, куревом, деньгами. 
2) Заключенные, занимающие должности дневальных (дежурные, порученцы, уборщики) в отдельных структурных подразделениях ИТУ (ШИЗО, ПКТ, штаб, комнаты свиданий, отряды и т.п.). 
Шнырь считается козлом уже по самой должности.

Шпилить - шпионить в чью-то пользу, чаще всего в пользу администрации.

Штаб (с) - помещение ИТК, в котором расположены кабинеты сотрудников колонии (начальник, заместители, оперативные работники и т.п.). Часто в этом же помещении расположена и медчасть.

Этапка (т) - помещение для вновь прибывших в колонию заключенных (этапников), где их выдерживают в изоляции от остальных заключенных ИТУ в течение нескольких дней.

 V. Вопросы анкетирования, которые были предложены учащимся :

1.Употребляете  ли Вы жаргонизмы:
а). Да;

б). Нет;

в). Иногда;

2. Почему?
а). Хотите лучше выразить свои мысли;

б). Не хотите отличаться от сверстников;

в). Боитесь быть осмеянными другими:

г). Не можете заменить жаргонизмы:

д). Другие варианты.


3. Какие жаргонизмы вы чаще всего употребляете?


4. Как Вы понимаете значение этих слов?


5. Сколько раз в день Вы употребляете такие слова:

а). 1-5 раз;

б). 6-10 раз;

в). Более 10 раз.

6. Как Вы считаете, в результате речь становится:

а). Лучше;

б). Хуже;

в). Затрудняюсь ответить.

 

VI. С анализом анкетирования учащихся вас познакомит уч-ся 10 А класса

         - Анализ анкет показал следующие наиболее распространенные среди учащихся жаргонизмы:

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ                                                    ГЛАГОЛЫ

хавчик                                                                    приперся

хавальник                                                              зыркать

чувак                                                                      замутить

фигня                                                                     прошвырнуть

лажа                                                                       притащился

бабло                                                                      лыбиться

репа                                                                        мозговать

лох                                                                          схамякать

косяк                                                                      пахать

тупизна                                                                  не тормози

                                                                                звякнуть

                                                                                слухать

НАРЕЧИЯ

клево

круто

офигенно

стопудово

прикольно

зашибись

фиолетово

 

         

VII. Обобщение. Подведение итогов исследования.

 

         - Вы  проделали большую исследовательскую работу, имеющую несомненное значение в борьбе за чистоту языка.

         Не засоряйте свою речь жаргонизмами! Берегите свой язык!

         Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

         Ведь экология языка – есть экология духа!

Закончим мы наш урок-проект тоже стихотворными строками – другого русского поэта и писателя А. Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь 
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

 

VIII. Рефлексия.

 

Я  предлагаю выйти к учащимся нашей школы с обращением: «Один день без жаргона!» 

Давайте сейчас напишем такое обращение. А затем разработаем план проведения такого дня.

         Какой стиль речи вы будете использовать при написании? (Публицистический).

         (Учащиеся пишут обращение, затем зачитывают их).

 

Использованная литература

1. Балыхина Т. М. Я люблю тебя, русская речь? (Современное речетворство) // Сб. матер. Регионального форума преподавателей-русистов восточноевропейских стран СНГ. – К. : Изд-во «Журнал «Радуга», 2007

2. Розенталъ Д. Э., Теленкова М. А. « Словарь-справочник лингвистических терминов».
1985г.

3.  «Русский сленг». Ленинград. 1991 г.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E0%F0%E3%EE%ED

5. http://ilibrary.ru/text/1702/index.html

6. http://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/56207.html


Автор: учитель Русского языка и литературы МКОУ ВСОШ №6 Журавлёв А.И.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".

На  уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....

Статья "Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-7 классов МКОУ "Борковская основная общеобразовательная школа" по теме "Беспозвоночные особо охраняемых природныхтерриторий""

В статье описывается исследовательская  работа проводимая  обучающимися  5-7 классов основной общеобразовательной школы по разделу зоологии,тема "Беспозвоночные особо охраняемых природн...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...