рабочая программа факультатива по русскому языку "ОГЭ на 5!"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс   призван помочь учащимся успешно подготовиться к  ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.  Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_na_5_2.docx83.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУДНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:                           СОГЛАСОВАНО:                РАССМОТРЕНО:

Директор школы                         председатель МС школы      на заседании МО

__________________                  ___________________          _______________

           «___»_________ ____г                « __»________ __г.              « _31_»мая 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 ОГЭ на «5»!

(факультативный курс по русскому языку)

ФКГОС

 

уровень:   основное общее образование

8-9  класс

Зиатдинова Татьяна Александровна

                                                    1 квалификационная категория

   

 

 2016   - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для учащихся 8-9 классов  МОУ «Рудногорская сош» составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, учебного плана МОУ «Рудногрская сош»

  Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс   призван помочь учащимся успешно подготовиться к  ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.  Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.  

Образовательная область: «Филология»

Сроки реализации программы – 2  года – 67 часов (8 класс-34 часа, 9 класс- 33 часа). Считаю, что, начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.  

Цель курса: подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Задачи  курса:                                                                                                                                                  - систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;                                                                                                       - совершенствование умения излагать учебный текст;                                                      - совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.                                                                                                                                                    

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.                          

Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.                                

 Основные  виды учебной деятельности

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.

Средства обучения:  справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты  ОГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.

По окончании курса учащиеся должны

иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе, спецификации ГИА по русскому языку;                                                                                                         

 знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;

- нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

  уметь:                                                                                                                                                          - систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;                                                                                                                - уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;                                                                       - уметь писать сжатое изложение.  

Критерии ожидаемых результатов:  

- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;                                                                                                                             - качественная сдача  ОГЭ;                                                                                                                                  - овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;                                                               - умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;                                                                                                                                                       - повышение орфографической и пунктуационной грамотности. 

 

   Личностные и метапредметные   результаты освоения содержания программы факультативного курса.

 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

 – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 –организовывать самостоятельную деятельность  

–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

 - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

                                                                                                                               

Содержание обучения

 Раздел I. (14 ч)

 ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения  

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.  

Извлечение информации из различных источников.  

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)  

Раздел II. (33 ч)

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы                          Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.  

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.

Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии.

Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней. Правописание приставок.  Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.  Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи          

Раздел III. (20 ч)

 ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм  работы над сочинением – рассуждением  15.1,, 15.2, 15.3

Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика.  Морфология. Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 Для учителя:

1. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

2. Львова С. И.  ОГЭ 2016. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2016.

3. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2016.

4. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2016.                          

5.  www:fipi.ru:

- документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);                                              

 - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2016 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.                        

6. Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2016 - №4

Для учащихся:

1. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2013. – 176 с.  

2. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2011. – 160 с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2011. – 704с.

5. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 2010. – 332с.

6. Егорова Г.Т. Русский язык ГИА 2014. Сборник экзаменационных тестов. М, Экзамен, 2016                                                                                                                                                                   7.  Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С. М,. Экзамен, 2016

Интернет-ресурсы

Грамматика русского языка   - http://rusgram.narod.ru 

Крылатые слова и выражения –   - http://slova.ndo.ru 

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru 

Национальный корпус русского языка –  - http://ww.ruscorpora.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно -   -http://www.gramma.ru 

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru 

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru 

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru 

Словари.Ру -   http://www.slovari.ru

Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

Центр развития русского языка   - http://www.ruscenter.ru

Электронные  учебно-методические  комплекты

Грамматика русского языка. Орфография.

Грамматика русского языка. Контрольные работы.

Электронные тренажёры по орфографии  «Первое сентября»

Электронный тренажёр «Фраза»

Методическое обеспечение программы

  Раздел I.  Методика обучения написанию сжатого изложения

1. План проведения занятий                                                                                                                           1)  Основные способы сжатия текст                                                                                                               2) Основные средства связи между предложениями в тексте                                                                     3) Основные правила работы над изложением                                                                                                  4) Работа над планом текста                                                                                                                          5) Отрабатываем навыки сжатия текста.                                                              6)   Анкета  «Нравится ли Вам писать изложения?»                                                              2. Аудиозаписи текстов изложений                                                                                          3. Тексты для сжатых изложений

Раздел II.  Культура речи.

1. Орфоэпический минимум                                                                                                    2. Краткий словарик паронимов                                                                                                            3. С.И.Львова. Схемы – таблицы по орфографии и пунктуации. М, Дрофа, 2007 (15 комплектов)                                                                                                                           4. Раздаточный материал по  орфографии и пунктуации                                                               5. Тестовые задания по темам:                                                                                                1) Средства выразительности                                                                                                     2) Правописание приставок                                                                                                       3) Правописание суффиксов                                                                                                          4) Синонимы                                                                                                                                5) Виды связи в словосочетании                                                                                              6) Грамматическая основа предложения                                                                                     7) Обособление                                                                                                                                 8) Вводные слова                                                                                                                         9) Сложносочинённое  предложение                                                                                     10) Сложноподчинённое предложение                                                                                      11) Бессоюзное сложное предложение                                                                                        12) Цитаты и способы их оформления                                                                                       13) Г.Т.Егораева. Тренировочные тестовые задания. М, Экзамен, 2016

Раздел III.  ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение

1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1) Критерии оценивания

2) Разработка занятия  «Работаем над заданием 15.1»

3) Разработки занятий: «Морфология», «Морфемика», «Язык и речь», «Синтаксис», «Лексика»

4) Примеры сочинений-рассуждений 15.1.

5)  Материал (высказывания о языке) для работы над сочинением 15.1

6) Комментарии к цитатам

2. Сочинение-рассуждение 15.2, 15.3.

1) Критерии оценивания

2) Разработка занятия  «Работаем над заданием 15.2, 15.3»

3) Примеры сочинений-рассуждений 15.2, 15.3.

3. Тексты для написания сочинений.

Дидактический материал.

  Раздел I.  Методика обучения написанию сжатого изложении

1) Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1.   Определите тему текста (о чем текст?).

2.  Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3.    Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4.   Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

2)  Рекомендации по написанию сжатого изложения 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

3)  Приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

4) Упражнения

Упражнение  I. Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию.

 А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологическго происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

 Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из – за пыли машины преждевременно изнашиваются).

Таков может быть окончательный вариант сокращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

 Упражнение II.

А) Прочитайте микротекст, подчеркните главную информацию.

Сократите текст, использовав соответствующие приёмы сжатия.

(1)Каждый человек должен писать так же хорошо, как и говорить. (2)Чтобы научиться писать, надо писать, нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. (3)Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).

Б) Прочитайте микротекст, подчеркните главную информацию.

Сократите текст, использовав соответствующие приёмы сжатия.

(1)Художники, иллюстрирующие былины, сталкиваются с определёнными трудностями. (2)Им необходимо учитывать, что былина содержит не только вымысел, но и некоторые исторические факты, даже, можно сказать, описывает реальные события в сказочной форме. (3)Поэтому иллюстраторы должны знать, как выглядели предметы быта, костюмы и оружие того времени, и достоверно их изобразить.

 

Возможный вариант сокращённого текста.

 

Былины содержат не только вымысел, но и некоторые исторические факты, описывают реальные события в сказочной форме, поэтому иллюстраторы должны знать исторические реалии и достоверно их изображать.

 

 Упражнение III.

Перед вами два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал (35 слов).

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в ВУЗ или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитывать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

 

Примеры выполнения работы учащимися:

1

1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)

 

2

1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. (23 слова).

 

3

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точно достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)

5. Анкета  «Нравится ли Вам писать изложения?»                                                                     1.  Что Вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.                                                                                                     2.  Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии Вам может пригодиться?                                                        3. Какие тексты Вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о...?                                 4. Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли Вам было бы написать изложение?                        5. Какие трудности вы испытываете при написании изложения? 6.Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст?

 

Раздел II.  Культура речи.


1) Текст для анализа.

1.Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(А)Понятия “виртуальный” (1) “виртуальная реальность”(2) становят…ся сегодня всё более популярными.

(Б) Знакомое нам значение ис…кус…тве…ой реальности (1) созда…ой техническими средствами (2) и в той или иной мере (3) имитирующ…й реальность действительную (4) они пр…обрели в середине ХХ века (5) как раз (6) когда начали разв…ват…ся (7) эти самые технические средства.                   (В) Со времён первых тренаж…ров для водителей (1) лётчиков (2) и так далее (3) помогающих обрести (не)обходимые навыки (4) виртуальный мир шагнул из области практического обучения (5) в повседневную жизнь.

(Г) Время идёт (1) комп…ютеры становят…ся мощнее (2) средства изощрё…ее (3) возможности шире (4) а виртуальные персонажи (5) всё менее и менее отл…чимыми от тех (6) кто об…тает по эту сторону монитора.

2. Найдите предложение(-я) с однородными обособленными определениями.

3. Укажите количество грамматических основ в предложении Г.

 4. Замените словосочетание ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление.

5. Выпишите из данного предложения слово, правописание приставки в котором зависит от значения.

6. Найдите предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.                        7. Определите, какое средство выразительности использовано в последнем предложении

8. Найдите ключевые слова, выделите главную информацию. Что можно считать  второстепенным и опустить при сжатии текста? Сократите текст до 40 слов.

Возможный вариант ответа: Популярные сегодня понятия “виртуальный”, “виртуальная реальность” с середины ХХ века имеют значение созданной техническими средствами реальности, имитирующей реальность действительную. Сейчас это не только различные тренажёры, так как компьютеры становятся мощнее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее отличимыми от людей.

2) Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий  (2– 14).  

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) У нас был урок – труд.  (2) Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. (3) Я взял картонку, оклеил ее зелёной бумагой, посредине прорезал щёлку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял.

 (4) Получился очень красивый календарь для маленьких детей. (5) Например, если у кого куклы, то для этих кукол. (6) И Раиса Ивановна поставила мне пять. (7) И я пошёл к себе и сел на место.

 (8) В это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит: «Наляпано».  (9) И поставила Лёвке тройку.

(10) Наступила перемена – Лёвка остался сидеть за партой.  (11)У него был довольно-таки невеселый вид.  (12) А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Лёвка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошёл к Лёвке.  (13) Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. (14) И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, чтобы я из нее сделал атомный телескоп. (15) Я подошёл к Лёвке, состроив ему косые глаза, сказал: «Эх ты, Ляпа!» (16) И тут Лёвка ни с того ни с сего  как даст мне пеналом по затылку.  (17) Вот тогда я понял, как искры из глаз летят. (18) Я страшно разозлился на Лёвку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. (19) Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошёл домой. (20) А у меня даже слезы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы… (21) И тогда я решил отомстить.

(22) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту. (23) Он медленно затачивался, но я все точил и все думал, как приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед Лёвкой...

(24)  И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Лёвку – хороший он человек, но вспыльчивый, теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове.

(25) Утром я ничего не мог есть.  (26) Потом пошел в школу. (27) И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти, так сильно билось сердце. (28) Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. (29) В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. (30) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. (31) Но Левка в это время подбежал ко мне. (32) Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне, протянул золотую гильзу и сказал: «На». (33) И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. (34) А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел мстить…                                

(По Д.Драгунскому)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик решил отомстить Лёвке?»

1) Он решил унизить мальчишку, сделать ему больно.

2) Он был уверен, что отмщение – заслуженное наказание, которое

должен понести Лёвка.

3) Он хотел привлечь к себе внимание одноклассников, завоевать авторитет.

4) Он рассчитывал прославиться, совершая данный поступок.

 

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот?

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

 

Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется рядом стоящим согласным.

 

Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН»?

 

Замените разговорное слово наляпано (предложение 8) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Замените словосочетание нож из пластмассы(предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

 

Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

 

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Например,1 если у кого куклы,2 то для этих кукол. И ещё он обещал принести мне стреляную гильзу,3 чтобы я из нее сделал атомный телескоп.

 

Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите         цифрой.

 

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу,1 чтобы я из нее сделал атомный телескоп. Но все-таки я себя переборол,2 толкнул дверь и вошел. И глаза у него стали такие, 3 как будто он ещё что-то хотел сказать,4  но стеснялся.

 

Среди предложений 11-14 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

 Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий  (2– 14).  

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

(1) Младшая Баба-Яга стояла на пороге избушки и улыбалась во всё лицо.  (2) В душе она была романтиком. (3)Любила уходить в лес и слушать, о чём щебечут птицы. (4) Любила собирать цветы и лекарственные травы. (5) Больше всего на свете она хотела, чтобы в их лесу снова произошла сказочная история, и поэтому целыми днями бродила в поисках чего-нибудь сказочного.

(6)— Тоскуете, коряги старые? — повторила она.

(7)— А как не тосковать-то? (8) Совсем от безделья очумели, — сказала старшая, с трудом поднимаясь. — (9)Некуда в ступе слетать, некого на Кощея натравить…

(10)— Никто избушку к лесу задом не повернёт! — подхватила средняя сестра, прикладывая к шишке ржавое ведро.

(11)— Так что же ты такое нашла? — нетерпеливо спросила старшая.

(12)— Погодите, дайте отдышаться.

(13)Младшая села на лавку и начала свой рассказ:

(14)— Дело было так. (15) Вышла я из избушки рано утром. (16)Пошла подальше в лес, чтобы храпа вашего не слышать. (17)Трава росой переливается! (18) У речки ивушки плакучие перешептываются! (19)Где-то вдалеке дятлы перестукиваются…

(20)— Опять завела свою поезию! (21)Ты покороче можешь? — сердито спросила старшая.

(22)— Могу… (23)На чём я остановилась?

(24)— На дятлах, — напомнила средняя сестра.

(25)— На каких дятлах?

(26)— Которые перестукиваются!

(27)— С кем перестукиваются? — младшая явно потеряла нить рассказа.

(28)— Не знаю я, с кем они перестукиваются! — вспылила старшая. — (29)Ты про дело рассказывай!

(30)— Про какое дело?

(31)— Что ты нашла сказочное?!

(32)— Так вот я и говорю,— младшая поудобней устроилась на лавке. — (33)Дело было так. (34) Иду это я по лесу. (35) Тишина кругом, только где-то вдалеке вкрадчиво дятлы перестукиваются. (36)Пошла я на их дивный перестук, вдруг обо что-то споткнулась и упала. (37) Я поднялась, от росы утренней отряхнулась, посмотрела, а это… это…(38) Я такого никогда не видала. (39)Это…

(40)— Ну что? (41)Не томи! — заёрзали сестрицы.

(42)— Это… червяк!

(43)Старшая аж позеленела.

(44)— Ты что, издеваешься?!

(45)— Да погоди ты! (46)Дальше слушай! (47)Червяк длинный такой, что ни головы, ни хвоста не видать. (48)А худющий! (49)Лежит и не шевелится, как неживой. (50)Жалко мне его стало. (51)Дай, думаю, оживлю. (52) Стала я колдовать, и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.

(53)— Так, может, он сожрал кого, вот они там и беседуют, — сообразила средняя.

(54)— Да что ты! (55) Он такой худой, что, кроме муравьёв, там никто и не поместится.

(56)— А где он сейчас? — заинтересовалась старшая.

(57)— У трёх дубов.

(58)— А ну-ка, девки, давайте слетаем! (59)Послушаем!

(по сказочной повести М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)

 2.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему младшая Баба-Яга рано утром ушла подальше в лес?»

1) Она не хотела слушать храп сестёр.

2) Она собирала природные материалы для поделок.

3) Она ушла в гости к Кощею.

4) Она искала червяков.

 

3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  (2) В душе она была романтиком.

2) ((27)— С кем перестукиваются? — младшая явно потеряла нить рассказа.

3) (35) Тишина кругом, только где-то вдалеке вкрадчиво дятлы перестукиваются.

4) 47)Червяк длинный такой, что ни головы, ни хвоста не видать.

 

4.  Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З-, если после неё следует звонкий согласный.»

          5.  Из предложений 46-50 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором  подчиняется правилу: «В прилагательном, образованном с помощью суффикса Н от существительного с основой на Н, пишется НН»?

 

6.  Замените разговорное слово «сожрал» из предложения 53 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7.  Замените словосочетание «нетерпеливо спросила» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8.  Выпишите грамматическую основу предложения 58.

 

9. Среди предложений 5--9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

   

10.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Стала я колдовать, (1)и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.

— Так,(2) может,(3) он сожрал кого, вот они там и беседуют, (4)— сообразила средняя.

 

11.   Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

 

12.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Червяк длинный такой,  (1)что ни головы,(2)ни хвоста не видать. Лежит и не шевелится, (3)как неживой. Дай,(4) думаю, (5)оживлю. Стала я колдовать,(6) и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.

 

13.  Среди предложений 4-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 34-38 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого  предложения.

 Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик  получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

1 Вариант  

 

2 вариант

2

2

1

3

1

2

4

развеселить

Безделья

5

заслуженную

длинный

6

намазано

Съел

7

пластмассовый нож

Спросила с нетерпением

8

я решил отомстить

Давайте слетаем

9

15

8

10

1

23//32

11

3

2

12

1,3

6

13

13

5

14

10

35

  Раздел III.  ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение

1. Материал (высказывания о языке) для работы над сочинением 15.1

В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский

Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин

Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. В. Степанов

2. На стенд в кабинете:

15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату. 2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.  3. Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.                                                                                                                                                  4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Алгоритм работы над сочинением

1. Основная мысль.                                                                                                     2. Обобщения, объясняющие основную мысль (достаточно двух, но реально их три).                                                                                                                                                            3. Примеры - номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные объяснения.                                                                                                                                 4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.

15.3

Алгоритм работы над сочинением

1. Сформулируйте определение ключевому слову (тезис).                                                 2. Прокомментируйте данное определение, приведите два примера: один аргумент - из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта.                                    3. Сделайте вывод.

3. Формулировки заданий сочинения-рассуждения

15.2.

 Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим  учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника..."                         Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

15.3.

Как вы понимаете значение слова «Самопожертвование»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему : «Что такое самопожертвование?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведя 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  


Календарно -тематическое планирование

                           КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

                           Общее количество часов: 67

№  

Название раздела

 Тема

Количество часов

Деятельность учащихся

Дата

1

2

3

 ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

14 часов

Изложение. Виды изложений.    

Способы и приемы компрессии текста.

 

3

Знакомство с формулировкой задания, с критериями оценивания; работа с текстом. Составление таблицы.

4

5

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

2

Работа с текстом; повторение: основные средства связи между предложениями в тексте. Составление сводной таблицы.

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

1

Работа с текстом; сжатое изложение содержания абзаца

6

7

8

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.        

2

Работа с текстом; сравнить полученный вариант с образцовым

9

10

Текст как продукт речевой деятельности.

Смысловая и композиционная целостность текста  

2

Работа с текстом; составление плана текста. Тестовая работа

11

12

13

14

Извлечение информации из различных источников   Тестовая работа

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости  (сжатое изложение содержания прослушанного текста

4

Отрабатываем навыки сжатия текста: выделение ключевых слов, перестройка СП в простые, составление опорных фраз, выделение смысловых частей. Написание сжатого изложения.

 15

Культура речи

34 часа

Нормы ударения и произношения

Лексические нормы

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии

Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Нормы ударения и произношения

Трудности современного русского произношения и ударения

1

 Работа с тренажёром, решение тестовых заданий

16

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

1

  Выразительное чтение учащимися  предложенных текстов; работа с тренажёром

17

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы

Трудности современной русской фразеологии.  

1

 Решение тестовых заданий. Работа с толковыми словарями, решение тестовых заданий  

18

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.  

1

  Работа со словарями синонимов, антонимов. Найти лексические ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости. Определить, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной литературой

19

20

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.

2

Решение тестовых заданий; работа с текстами разных стилей    

21

22

23

Правописание корней  

Трудности современной русской орфографии.  

3

Решение тестовых заданий. Практикум по словообразованию

Решение проблемных заданий,  

Решение тестовых заданий, работа с тренажёром

 

24

25

26

Синтаксические нормы

Правописание приставок  

3

Трудности современной русской орфографии.  

27

28

29

Правописание суффиксов  

Трудности современной русской орфографии.  

3

30

31

32

Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Синтаксические нормы.  

Трудности грамматического управления в современном русском языке

3

Конструирование СС с различными видами связи, тестовая работа. Составление топорной таблицы

33

34

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Грамматические нормы.  

2

Работа с образцовыми текстами, построение алгоритма, тестовые задания  

35

36

37

38

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении:   при обособленных определениях, при обособленных обстоятельствах, при сравнительных оборотах, при уточняющих членах предложения.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

     

4

Конструирование  простых, односоставных и двусоставных, осложненных  предложений;  проведение синтаксического разбора.  Работа со схемами-таблицами, решение тестовых заданий

39

40

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в  сложносочинённом предложении.

2

Пунктуационные диктанты.                         Работа с тренировочными тестами.                                               Трансформация одного вида предложения в другой при сохранении смысла высказывания.                                Анализ предложений с многозначными союзами, решение тестовых заданий  

41

42

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.    

2

  Поиск заданных конструкций в тексте, решение тестовых заданий 

43

44

Синтаксический анализ сложного предложения.    

2

Сопоставительный анализ предложений, составление обобщающей таблицы, решение тестовых заданий  

45

46

Сложные бессоюзные предложения.    

2

Составление опорного конспекта на основе лекции учителя.   Пунктуационные диктанты.                         Работа с тренировочными тестами                                                                

Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное подчинение.)

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.    

2

Синонимическая замена синтаксических конструкций. Поиск заданных конструкций в тексте. Работа с тренировочными тестами                                                                

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

 

 ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения  

20 часов

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм  работы над сочинением – рассуждением  

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.  

Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации.

Тематика сочинений-рассуждений.

Лексика и фразеология.

Лексика и грамматика.

Морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Речь.

Язык и речь.

Средства речевой выразительности

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

Знакомство с формулировкой задания, критериями оценивания. Составление алгоритма, запись речевых клише. Работа с текстом. Анализ образцовых сочинений. Создание своего текста.

Написание сочинения-рассуждения  

 3

 1

Написание сочинения-рассуждения  

Оценивание работ одноклассников в соответствии с критериями.

Анализ сочинений.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса

Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

рабочая программа факультатива по русскому языку "В мире слов"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изуче...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...