Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10-11 классе "Говорим и пишем правильно"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorim_i_pishem_pravilno.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное  образовательное учреждение

Рудногорская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:                           СОГЛАСОВАНО:                        РАССМОТРЕНО:

Директор школы                         Председатель МС школы               На заседании ШМО

__________________                  ___________________                ___________________

«___»_________ ____г.             «___»_________ ____г.            «_31»_мая 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

Говорим и пишем правильно

(факультативный курс по русскому языку)

ФКГОС

уровень: среднее общее образование

10-11 класс

 Зиатдинова Татьяна Александровна

1 квалификационная категория

 

 

2016-2018 учебный год

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 10-11 классов  МОУ «Рудногорская сош» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, учебного плана, с учётом авторской программы С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно». Опубликована в сборнике   «Программы элективных курсов. Русский язык, литература.9-11 классы. Профильное обучение. – М: Айрис Пресс, 2007 год.

Программа адаптирована.

В авторской программе представлен раздел «Фонетика» (1 час), но так как в КИМах произошли изменения, данный раздел заменён на «Орфоэпию» с тем же количеством часов.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

  Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

 Сроки реализации программы – 2 года (67 часов, 1 час в неделю)

10 класс- 34 часа;  11 класс- 33 часа

Формы работы: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.

Основные  виды учебной деятельности:

 - анализ текстов различных стилей и типов;

- анализ готовых образцов сочинений;

- работа с тестами ЕГЭ;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- написание и редактирование сочинений-рассуждений;

- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

 

Личностные и метапредметные   результаты освоения факультатива.

 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

 – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 –организовывать самостоятельную деятельность  

–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

 - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Содержание обучения

1.  Орфоэпия.  (1 час)  

Нормы ударения и произношения в русском языке.                                                                        

 2. Лексика и фразеология (3 часа)

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты.

Группы слов по происхождению и употреблению.  

Лексический анализ.                                                                

 3. Морфемика и словообразование (3 часа)

Значимые части слова.

Морфемный анализ слова.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

Словообразовательный анализ слова.                                                    

 4. Грамматика. Морфология (2 часа)

Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Морфологический анализ слова.                                                        

5. Грамматика. Синтаксис.  (16 часов)

Словосочетание: Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.

Предложение. Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.

Подлежащее Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со значением: количественным, совместности, избирательности, приблизительности), фразеологическим сочетанием, предложением.  

Сказуемое Способы выражения простого глагольного сказуемого: междометный (усеченный) глагол. Способы выражения составного глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.                                                    

Второстепенные члены предложения Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.

Односоставные предложения Типы односоставных предложений. Неполные предложения.

Предложения с однородными членами Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.                                                                                                                                                                        Предложения с обособленными членами Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.                                                                                                                       Предложения с вводными словами и обращениями Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.  

Сложное предложение Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.  

Бессоюзное предложение. Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.  

Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.  

Способы передачи чужой речи. Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения.  Синтаксический анализ сложного предложения.

 6. Орфография (13 часов)

Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц  

Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц  

Употребление Ь и Ъ   Правописание корней. Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)

Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов  1час). Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание (2 часа).Орфографический анализ

7. Пунктуация (15 часов)

Знаки препинания в сложных предложениях Знаки препинания в сложносочинённом предложении Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Последовательное подчинение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложении Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в простом и сложном предложении 3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при  них.  Пунктуационный анализ Структура предложений. Отличие односоставных предложений и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.

8. Речь.  (6 часов)  

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности                                                                                          

9. Языковые нормы (2 часа)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными. Стили и функционально-смысловые типы речи Стили речи: научный стиль, официально-деловой, художественный, публицистический. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, комбинированные. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Анализ текста Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи                                                                      

10. Выразительность русской речи (4 часа).  

Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики                                              

11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.(2 часа)

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Рецензия

на программу факультативных занятий для учащихся   10-11  классов  

« Говорим и пишем правильно»

       Предлагаемая программа предназначена для учащихся  10-11   классов, составлена на основе авторской программы С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно». Опубликована в сборнике   «Программы элективных курсов. Русский язык, литература.9-11 классы. Профильное обучение. – М: Айрис Пресс, 2007 год.                                                                                                     Программа адаптирована Зиатдиновой Татьяной Александровной, учителем русского языка и литературы МОУ «Рудногорская сош».

 Данная  программа факультатива рассчитана на 67 часов:  10 класс- 34 часа,  11 класс-33 часа.

         Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс   призван помочь учащимся успешно подготовиться к  ЕГЭ по русскому языку, нацелен на    формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

       Содержание предлагаемого курса предполагает предоставление учащемуся условий и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата. Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость проведения факультативных занятий с учащимися общеобразовательной школы.

Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Рецензент:                   Строева О.В., учитель русского языка и литературы 1 кв.категории


                      Муниципальное  образовательное учреждение

Рудногорская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:                           СОГЛАСОВАНО:                        РАССМОТРЕНО:

Директор школы                         Председатель МС школы               На заседании ШМО

__________________                  ___________________                ___________________

«___»_________ ____г.             «___»_________ ____г.               «_31__»_мая 2016 _г.

 Календарно-тематическое планирование

Говорим и пишем правильно

(факультативный курс по русскому языку)

ФКГОС

уровень: среднее общее образование

10-11 класс

 Зиатдинова Татьяна Александровна

1 квалификационная категория

 

 

2016-2018 учебный год

 

  тема

Дата

1

Орфоэпия

 Основные нормы ударения и произношения в русском языке

2

Лексическое значение слова

3

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

4

Фразеологические обороты

5

Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.                                                                                                        

6

Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу /определение значимых частей/.                                                                      

7

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

8

Самостоятельные части речи.

24.10

9

Служебные части речи.

10

Словосочетание.

11

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

12

Второстепенные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

13

14

Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения.

15

16

Осложнённое простое предложение.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение).

17

18

Сложное предложение.

19

СБП. Смысловые отношения между частями БСП.

20

 

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

21

Способы передачи чужой речи. (Цитаты.)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

22

Способы передачи чужой речи. (Косвенная речь.)

23

Способы передачи чужой речи. (Прямая речь.)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании.

24

25

Синтаксический анализ простого предложения.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Синтаксический анализ (обобщение).

26

Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы,  А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.

27

 

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.

28

Правописание корней. Правописание приставок.

29

30

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.

31

Правописание падежных и родовых окончаний.

32

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

33

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

34

Правописание отрицательных местоимений и наречий.

1

Правописание НЕ и НИ.

2

Правописание служебных слов. Правописание словарных слов.

3

4

Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ

5

6

Знаки препинания при обособленных определениях и  обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).

7

8

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

 9

10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

11

12

13

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции.

Наличие и отсутствие знаков препинания в  сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.  Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.

14

15

16

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное подчинение.)

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

 

17

Тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.

18

Двоеточие в простом и сложном предложении. Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

19

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Пунктуационный анализ. Структура предложений

20

21

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Средства связи предложений в тексте (параллельная, кольцевая, последовательная). Средства связи предложений в тексте (замена слов синонимичными).

22

23

Стили и функционально-смысловые типы речи (научный, официально-деловой, художественный, публицистический).

24

25

Отбор языковых средств в тексе в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

26

Орфоэпические нормы. Лексические нормы

27

Грамматические формы (морфологические нормы, синтаксические нормы).

 28

29

30

31

Выразительные средства русской фонетики.

Выразительные средства словообразования.

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.

32

33

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса

Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...