Программа внеурочной деятельности по литературе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Гумарова Альфия Азатовна

Программа внеурочной деятельности по литературе "Мораль сей басни такова...." разработана для учащихся 5-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности  по литературе

« Мораль сей басни такова...»  для 5-6 классов

                                     

Разработала

 учитель русского  языка и литературы                              

   МБОУ    Иж-Бобьинской СОШ

                                                                                                                        имени Братьев Буби

                    Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

                    Гумарова Альфия Азатовна      

                                                 

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Одной из целей образования является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для развития интеллектуального и творческого потенциала ребёнка нужно вовлекать учащихся в активный познавательный процесс. Это возможно с помощью проектной технологии и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной  деятельности по литературе « Мораль сей басни такова…» разработана для учащихся 5-6 классов. В ходе занятий  учащиеся развивают следующие навыки:

- видеть проблему

- выдвигать гипотезу

- планировать и организовывать свою работу

- учиться работать в группе

- давать определение понятиям

- делать умозаключения и выводы

- структурировать материал

- готовить текст выступления

Цель занятия:

изучение творчества баснописцев разных времён, чтение,  изучение и сопоставительный анализ их басен, выявление сходства тем их произведений.

Задачи:

- развивать способности учащихся к самообразованию, сотрудничеству;

- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас;

- воспитывать навык самоконтроля, рефлексии.

Формы и методы проведения мероприятия

Форма организации: внеурочная деятельность

Методы проведения: беседа, чтение и анализ произведений, творческие работы , коллективные и групповые исследования, самостоятельная работа, консультация.

Форма и вид контроля

Текущий: групповая и индивидуальная работа, письменная работа, исследование, выступление.

Используемые педагогические технологии

При организации внеурочного мероприятия используются проектный метод обучения, проблемно-поисковый метод, деятельностный метод обучения. При организации работы учитываются индивидуальные особенности и способности учащихся.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

Предметные

Учащиеся научатся:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

-  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение;

- договариваться, приходить к общему решению;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение к проектной деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.

Компетенции учащихся, формируемые в ходе занятия:

Предметные компетенции

- осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста и его смысловой анализ;

- выявление и интерпретация авторской позиции;

- сопоставление произведений русской и мировой литературы.

Общепредметные компетенции

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение работать с информацией, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Учебно-познавательные - знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

Информационные - формируются умения анализировать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные - публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, работа в группах.

Оборудование

- компьютер с проектором,

- презентация о баснописцах,

- тексты басен и информация о баснописцах.

Тематическое планирование внеурочной деятельности.

Темы занятий

Кол-во часов

Примечания

1

Басня как жанр литературы. История и особенности жанра

1

2

Эзоп-родоначальник басенного жанра. Биография и творчество.

1

3

Теория литературы. Понятия «аллегория», «ирония», «мораль», «эзопов язык». 

1

4

Басни Эзопа «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград»,

1

5-6

Групповая проектная работа по творчеству Эзопа.

2

7

Жан де Лафонте́н — французский баснописец.Биография и творчество

1

8

Чтение и анализ басени Лафонтена

1

9

Сравнение басен Эзопа, Жан де Лафонтена и И.А. Крылова «Лисица и виноград»

1

10-11

Творческая проектная  работа по творчеству Лафонтена.

2

12

Русские баснописцы 18 века. А.П.Сумароков и В.К.Тредиаковский .Биография и творчество.

1

13

Сопоставление басен  В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова «Ворона и Лисица» на основе выявления особенностей их языка

1

14-15

И.И. Хемницер. Чтение и анализ его басен

2

16-17

И.И. Дмитриев. Чтение и анализ его басен

2

18-20

И.А. Крылов . Чтение и анализ басен дедушки Крылова

3

21-22

Проектная работа по творчествам А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.И.Дмитриева, И.А.Крылова

2

23

В.А.Жуковский -баснописец

1

24

 Басни В.А. Жуковского «Мартышки и лев», «Кот и зеркало», «Кот и мышь». Мораль басен

1

25

Баснописец-Лев Николаевич Толстой. Вклад писателя в развитие жанра басни.

1

26-27

Басни Л.Н.Толстого «Муравей и Голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Старый дед и внучек» и др. Мораль басен.

2

28

Работа С.В.Михалкова в басенном жанре

29--30

Басни С.В. Михалкова «Коты и мыши», «Лев и муха», «Ромашка и роза» и др. Мораль басен

31-32

Творческий проект. Иллюстрирование героев басен В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, С.В.Михалкова. Защита своих работ.

33

Развитие речи. Сочинение на тему «Моя любимая басня»

34

Обобщающее занятие. Защита презентации по творчеству баснописцев. (на выбор)


Содержание занятий

Занятие 1  

Тема: Басня как жанр литературы. История и особенности жанра. 

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).  

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.  Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни. 

Занятие 2

Тема: Эзоп-родоначальник басенного жанра. Биография и творчество

Эзоп, мудрец-раб
(очерк)
Эзоп был очень известен в древней Греции. А прославили его сочиненные им басни. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про муравья и жука… Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Поэтому он и придумал иносказательный язык, получивший позже название «эзоповского». 
В народе об Эзопе рассказывали много. Говорили, что он был некрасив, почти уродлив: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили острым умом, находчивостью и даром слова – искусством сочинять басни. Даже хозяин побаивался своего речистого раба. Однажды решил он отделаться от Эзопа – повести его на рабский рынок на остров Самос и продать. Когда собирались в путь, начали распределять между рабами дорожную поклажу. Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину», – и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.
А вот еще несколько веселых историй. 
На острове Самос жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!», второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» – «Как так?» – «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». Подивился Ксанф находчивости Эзопа и купил его, рассчитывая, что он будет помогать ему в принятии важных решений.
Как-то Ксанф решил устроить угощение ученикам и послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» – «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» – «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
Послал Ксанф Эзопа за покупками. Встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» – «Не знаю!» – «Как так не знаешь? Говори!» – «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: баня полным-полна. «Что же ты мне вздор говорил?» – «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек – один».
Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Не зная, что сказать, он произнес: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил Ксанф Эзопа от рабства. Эзоп говорит: «Орел – птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.
Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов… 
А погиб он в греческом городе Дельфы. Известно, что в Дельфах был построен храм Аполлона, и город жил под покровительством этого могущественного бога света, знания и искусства. Со всей Греции стекались в Дельфы просители, так как в храме Аполлона находилась прорицательница, отвечающая на вопросы посетителей об их будущем. Поэтому храм процветал за счет приношений прихожан, богатея с каждым годом. Посмотрел Эзоп, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся только от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти – сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.
Так рассказывали о народном мудреце Эзопе. (По материалам книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре». – М.: Новое литературное обозрение. 2004. – 428 с.)

Занятие 3

Тема: Теория литературы. Понятия «аллегория», «ирония», «мораль», «эзопов язык». 

В теории литературы слова аллегория и иносказание обычно употребляются как синонимы. Литературоведческие словари дают такие толкования этих терминов:
Аллегория – это изображение отвлеченных понятий (например, черт человеческого характера) через конкретные образы, существа и предметы. 
Иносказание – это высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. Близко по значению к аллегории. 
Мораль – это меткое нравоучительное заключение (вывод) в конце басни.
Ирония – это скрытая насмешка.
Эзопов язык
 – это тайнопись в литературе, то есть намеренная маскировка мыслей автора при помощи целой системы «обманных средств»: намеков, недомолвок, аллегории, иронии и прочего.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю

Следует выделить такие особенности басни
а) мораль; 
б) аллегорический (иносказательный) смысл; 
в) типичность описываемой ситуации; 
г) характеры-персонажи; 
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

       В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал 
четыре главные особенности басни.
       
Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
       
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями. 
       
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
       
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Занятие 4

Тема: Басни Эзопа «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград».

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".
Мораль басни:
басня уместна против человека неразумного.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: "Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!" Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: "Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!"

Мораль басни: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Мораль басни: так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства

Занятие 5-6

Тема: Групповая  проектная работа по творчеству Эзопа. (1 группа – рассказывает  интересные истории, связанные с биографией Эзопа,  2 группа- иллюстрирует эпизоды из басен Эзопа, 3 группа- инсценировка басен.).

Занятие 7

Тема: Жан де Лафонте́н — французский баснописец. Биография и творчество

  В мировой литературе среди самых известных баснописцев можно назвать два имени: Эзоп и Жан де Лафонтен. Первый жил в Древней Греции, и данные о его жизни имеют скорее сказочный характер. Второй – во Франции, во второй половине XVII века.

   Жан де Лафонтен, французский поэт и баснописец, родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри. Отец будущего поэта был чиновником на посту смотрителя вод и лесов, поэтому Лафонтен проводит свое детство в лоне природы. Начальное образование он получает в сельской школе и в возрасте 19 лет готовится к принятию духовного сана. Однако молитвы и теология мало занимают юношу, поэтому он отказывается от карьеры священника и работает юристом. В этот период он изучает античную литературу, знакомится с трактатами по философии и политике.

Писать Лафонтен начинает в возрасте 33 лет. Литературный дебют автора – комедия «Евнух», опубликованная в 1654 году. Работа отличается удивительным многообразием, живописностью и изяществом. В 1661 году взят под стражу покровитель Лафонтена – министр финансов Николя Фуке. Баснописец пытается заступиться за мецената, что вызывает недовольство короля и автора ссылают в Лимож, где он находит нового благодетеля – герцогиню Булонскую. В данный период он пишет поэтические новеллы, которые производят переполох среди читателей из-за своей пикантности.

Особой заслугой писателя является создание особого жанра стихотворной басни, которая больше не считается несерьезной литературой. Новаторство баснописца состоит в том, что он вводит в басню нового героя – человека из народа, тем самым демократизируя жанр. Первое издание басен «Басни Эзопа, рифмованные Лафонтеном», опубликованное в 1668 году включало в себя 6 книг, а издание 1693 года включало в себя уже 12 книг басен.

Умер Жан де Лафонтен 13 апреля 1695 года в Париже.

Занятие 8

Тема: Чтение и анализ басен Лафонтена

«Кузнечик и муравей» (кто не работает, тот не ест), «Лев и комар», (Опасен крупный враг, А мелкий часто вдвое). «Лисица и аист» (какой привет, такой ответ) и др. Словарная работа Мораль данных басен.

Занятие 9

Тема: Сравнение басен Эзопа, Жан де Лафонтена и И.А. Крылова «Лисица и виноград»

Работа с текстами басен «Лисица и виноград»

Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры:

Голодная Лиса увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

- чем необычна эта басня? (форма рассказа, а не стихотворение)

Жан де Лафонтен, французский баснописец, живший в XVII веке

(1621-1695).

Лексическая работа: гасконец - уроженец провинции Гасконии, провинции во Франции, жители которой отличаются своим хвастовством и преувеличениями, нормандец - житель французской провинции Нормандии,зримо - видимо, доступно зрению, любезник - обходительный, учтивы,сброд - люди, принадлежащие к преступным, антиобщественным элементам, праздно - ничем не занятый, без дела, без полезных занятий,сетовать - жаловаться, роптать.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А.Крылов:

Лексическая работа: рделись - краснели, становились красными, яхонты -старинное название рубина, сапфира и некоторых других драгоценных камней, отколь - (устар.), то же, что откуда, неймёт - (устар.), то, что кажется доступным [неймёт – не берет], оскомина - ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты.

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

Что общего в этих баснях и в чём вы видите различие между ними? (общая тема, общий герой Лисица)

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль

Басня Лафонтена более развёрнутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он как бы оправдывает слова Лиса.

Басня Крылова ещё более развёрнута. Она напоминает русскую сказку, в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймёт», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «хоть видит око, да зуб неймёт», которую Крылов иллюстрирует своей басней.

Вот такие басни, написанные в разное время, но имеющие одну суть.

Занятие 10-11

Тема: Творческая проектная  работа по творчеству Лафонтена.

Герои басен Лафонтена в иллюстрации, оригами, аппликации, скульптуре  и других видах творческого мастерства. Защита своих работ.

Занятие 12

Тема: Русские баснописцы 18 века. А.П.Сумароков и В.К.Тредиаковский. Биография и творчество.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первых русских баснописцах. Ими были поэты 18 века А. Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, М. В. Ломоносов, басни – «притчи» писал Александр Петрович Сумароков. В начале 19 века басня стала очень популярным жанром – замечательные басни принадлежат перу Дмитриева И. И. и Василию Львовичу Пушкину (дядя А. С. Пушкина). Классические образы этого жанра в русской поэзии создал И. А. Крылов. Сегодня мы познакомимся с двумя поэтами, баснописцами 18 века Василием Кирилловичем Тредиаковским и Александром Петровичем Сумароковым.

Тредиаковский происходил из семьи небогатого астраханского священника, поэтому отец отдал его в духовное училище. Получив образование и женившись по требованию родителей, Василий, однако, не стал священником и, оставив жену, в 1723 году отправился в Москву, чтобы продолжить образование.Тредиаковскому повезло, благодаря хорошему знанию латыни он был принят в славянско – греко – латинскую Академию.Тредиаковский успешно освоил все курсы, которые читались в Академии, причём преподаватели особенно отметили его знания по риторике и грамматике.В 1726 году (в 23 года) Тредиаковский самовольно покинул Петербург и с попутным судном отправился в Голландию. Русский посол помог Тредиаковскому добраться до Парижа. Неуёмная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг – отправиться за границу без необходимых к тому средств, полагаясь только на свой «острый разум». Проучившись три года в Сорбонне, Тредиаковский вернулся в Россию и с жадностью включился в литературную жизнь России. Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Басни были частью его творчества. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он высмеивал зло, пороки людей. Умер писатель в Петербурге. При жизни он не был по достоинству оценён, но потомки воздали должное писателю, всем сердцем любившему Россию и многое сделавшему для её просвещения и культуры.

Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 года в Москве в семье прапорщика Петра Сумарокова. Первоначально обучение проходил дома.

Продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского. Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу.

Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве

Творчество Сумарокова

Литературная деятельность отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии . Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие, предостерегает от злоупотребления помещичьей властью. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.

Занятие 13

Тема: Сопоставление басен  В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова «Ворона и Лисица» на основе выявления особенностей их языка.

Выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» подготовленным учеником,

Анализ содержания басни.

- От чьего лица рассказывается басня?

- Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднения при чтении. (Вещба, впредки, доброт, домочься б, надмен, ободрена, оного, ты без сердца мех). Объясните их значение.

- С кем сравнивает Лиса Ворона? Почему? (Зевсова птица – птица, ведущая свой род от Зевсова орла. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса был орёл. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии, для того чтобы добиться своих корыстных целей).

Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского? (Опираясь на античную традицию, автор пользовался главным образом словами высокого, книжного стиля, старославянскими словами (глас, песнь, доброт)).

- Найдите в тексте слова, отличающиеся от других по звучанию.

- Обращение к словарю литературоведческих терминов («инверсия»).

Инверсия – стилистическая особенность, обратный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

- Тредиаковский старался использовать в своих произведениях как можно больше инверсий, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Это иногда затрудняло понимание текста. Найдите в тексте примеры инверсий.

«Унесть сыра часть случилось».

«Для того домочься б, вздумала такую лесть».

«И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».

Найдите строчку, в которой отражена мораль басни. Кому доверяет автор её выразить?

- Можете ли вы указать неточности в изображении Ворона? Как их объясните? Почему Лиса подумала, что Ворон покрыт мехом, а не перьями?

 За что порицает Лиса (и рассказчик) Ворона?

- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского?

Вывод. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра.

Выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и Лиса» подготовленным учеником.

 Анализ содержания басни.

- Исследовательская работа с текстом. Впишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднение при чтении, например: я дам Вороне сок, вспряну, паче всех мер.

- Что общего в языке басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?

- Выпишите из басни слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В каких произведениях встречаются такие слова?

- Подберите однокоренные слова к слову «ворона». Назовите фразеологизмы с этим словом. (Ворон считать, проворонить).

- В басне Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. С кем сравнивает Лиса Ворону в басне Сумарокова? (Попугай – символ имитации, повторения без понимания. В российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение «распустил хвост, как павлин» приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости).

- Понимает ли Ворона смысл сравнения?

- О чём это свидетельствует?

- Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лисица?

- Чем отличаются герои басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?

- Чем отличается язык басен этих авторов?

Вывод. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра. А.П.Сумароков же пытается пополнить освоенную жанровую форму басни элементами родной для него речевой культуры.

Занятия 14-15

Тема: И.И. Хемницер. Чтение и анализ его басен

Знакомство с автором (презентация)

Среди русских баснописцев Хемницеру принадлежит почётное и видное место. Он является непосредственным предшественником Крылова, и его басни пользовались широкой популярностью с конца 18 до середины 19 века.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году в Астраханской губернии, в семье малосостоятельного штаб-лекаря. Когда ему исполнилось 11 лет, отец с семьёй переселился в Петербург, где мальчик стал готовиться к медицинской карьере. Однако в 1757 году он вздумал искать счастья в военной службе и поступил в солдаты в пехотный полк. Во время Семилетней войны юноша принял участие в походе в Германию. Хемницер пробыл на военной службе 12 лет. Уже будучи поручиком Копорского полка, он вышел в отставку и поступил в горное ведомство. Там Хемницер сблизился с М. Ф. Соймоновым, своим начальником, и вместе с ним в 1776 году совершил длительное путешествие за границу (в Германию, Голландию и Францию). По возвращении из путешествия по Европе, Хемницер вновь продолжает свою работу в области минералогии, опубликовав ряд специальных трудов. Наряду с этим он пишет басни, издав анонимно в 1779 году небольшой сборник под заглавием «Басни и сказки NN», доставивший ему литературную известность. В 1782 году Хемницер, видимо под давлением личных обстоятельств, уехал из России, получив место русского консула в Смирне. В Смирне Хемницер энергично защищает интересы русских. Материальной обеспеченности новая должность Хемницеру не принесла, так как он с присущей ему честностью не пользовался незаконными доходами, — в противоположность другим консулам.

Около полутора лет пробыл он в далёком азиатском городе, всё время болея, тяжело переживая своё одиночество и мечтая об отставке и пенсии.

20 марта 1784 года Хемницер умер. В первом посмертном издании его басен (1799 г.) изображен надгробный памятник, и под рисунком читается эпитафия, написанная Хемницером самому себе:

Жил честно, целый век трудился,

И умер гол, как гол родился.

- В своих баснях Иван Иванович высмеивал жадность. Глупость, тупость , лесть, ложь.

Басня «Муравей и зерно» (Не трогая струну людскую, Мне только муравью хотелось бы сказать, Чтоб свыше сил не подымать.)

Басня «Осёл- невежа» (Конь, видя это, сам дорогу уступает, Сказав: «Добро, изволь ты первый проходить. Я не намерен прав твоих тебя лишить, И  сам тобою быть».)

Басня «Друзья»  (друг не тот, кто живет рядом, или кто словами всегда готов помочь, а тот кто в трудную минуту поможет делом). 


Занятие 16-17

Тема:  И.И. Дмитриев. Чтение и анализ его басен

Через 2 года после рождения И. И. Дмитриева на российский престол взошла Екатерина II, которая правила страной до смерти в 1796 году.
      В 14 лет И. И. Дмитриев с братом были определены в полковую школу Семеновского гвардейского полка, где главными предметами были русский язык, математика, география, Священная история и рисование.
      Сочинять стихи и печататься Дмитриев начал в 17 лет.
      В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии.
      После внезапного обвинения и оправдания в 1797 году Павел I осыпает Дмитриева милостями и назначает на важные государственные должности. Так начинается недолгая штатская служба писателя, он выходит в отставку в 1799 году.
      Когда на престол восходит внук Екатерины II Александр I, И. И. Дмитриев надеется на перемены в обществе и снова начинает штатскую службу. Как и Г. Р. Державин за 8 лет до него, И. И. Дмитриев становится министром юстиции.
      В конце жизни И. И. Дмитриев написал мемуары «Взгляд на мою жизнь», где рассказал о наиболее важных событиях литературной и общественной жизни XVIII века. Для тех, кто хочет проникнуть в тайны русской истории, эти мемуары исключительно интересны.

В своих баснях Дмитриев, один из преобразователей русского стихотворного языка, старался освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность. Басни и сказки Дмитриева считались лучшим украшением его литературного века, хотя почти все переведены с французского.

Басня «Муха» (осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).

«Лебедь и Гагары »( Но, право, истинный талант не помрачите; Удел его: сиять в веках)

«Отец с сыном» ( Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни

Занятие 18-20

Тема: И.А. Крылов . Чтение и анализ басен дедушки Крылова

И. А. Крылов «Люблю, где случай есть,

                                                   пороки пощипать»

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». 

 Крылов учит людей узнавать самих себя, учит мудрости жизни. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: “Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым”. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. 

Родился он в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.

Чтение и анализ басен И.А.Крылова

Занятие –игра по творчеству И.А.Крылова

-ИГРА « ОТГАДАЙ БАСНЮ»;

- ПЕРЕЧИСЛИТЬ ГЕРОЕВ НАЗВАННЫХ БАСЕН;

-УЗНАТЬ ПО ОПИСАНИЮ ГЕРОЕВ БАСЕН;

-ИГРА «ИЗ КАКОЙ БАСНИ ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ»;

-ИГРА «ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

-КРОССВОРД «БАСНИ   КРЫЛОВА»

- hello_html_237b67f4.jpg

1.  Кто смеялся «вперед чужой беде»?

2.  Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3.  У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?

4.  Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

5.  Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

6.  Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись».

7.  Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

Ответы на кроссворд: 1. Голубь. 2. Обезьяна. 3. Муравей. 4. Ворона. 5. Моська. 6. Рак. 7. Слон.

-ИГРА « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

  • В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа».

ЗЕРКАЛО

  • В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.

ОЧКИ

  • Фрукт, которым хотела полакомиться лисица.

ВИНОГРАД

  • Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых

СЫР

- ИГРА «ИЗ КАКОЙ БАСНИ МОРАЛЬ?»

(СЛАЙДЫ)

Занятие 21-22

Тема: Проектная работа по творчествам А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.И.Дмитриева, И.А.Крылова

Индивидуальные проектные работы по басням данных баснописцев (презентация  или развёрнутая письменная  характеристика одного из героев басни)

Занятия  23-24

Тема: В.А.Жуковский –баснописец. Басни В.А. Жуковского «Мартышки и лев», «Кот и зеркало», «Кот и мышь». Мораль басен.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) писал элегии, баллады, послания, были, поэмы и повести в стихах, статьи, эпиграммы. Не обошел вниманием автор и жанр басни.

По определению Жуковского, басня – это «стихотворный рассказ происшествия, в  котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевлённые. Цель сего рассказа – впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной».

Василий Андреевич Жуковский посвятил немало строк баснописцам и самому жанру басни. Он писал о Лафонтене, Ломоносове, Хемницере, Дмитриеве, Крылове. Последнему Жуковский заготовил в честь его дня рождения (2 февраля 1838 года) хвалебную речь. Он выразил признание Ивану Андреевичу за то, что благодаря ему, люди «начали и будут любить отечественный язык, понимать изящное и знакомиться с чистою мудростью жизни… Вы, патриарх наших писателей…продолжаете радовать нас произведениями творческого ума своего…».

Оценивая талант Крылова, Жуковский выразил ему всеобщую любовь и поблагодарил за «уроки, которые дойдут до потомства и никогда не потеряют … своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы; а народные пословицы живут с народами и их переживают».

Жуковский, будучи сам великим мастером пера, тоже сочинил несколько басен. Они, безусловно, своеобразны, мелодичны, поучительны и занимательны. Ниже приведены три басни Василия Андреевича. Их можно не только почитать, но и послушать.

Басня «Мартышки и лев»( не играй с большими господами! Добрейшие из них — с когтями!)

Басня «Кот и зеркало» ( Заметьте, мудрецы упрямы! И ведать не хотя, чего нельзя понять)

 Басня «Кот и мышь». (по ну́жде связь не может быть тверда)

Занятие 25

Тема: Баснописец-Лев Николаевич Толстой. Вклад писателя в развитие жанра басни

Широко использовал всем понятный и доступный жанр басни великий русский писатель Лев Николаевич  Толстой  Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была живой и конкретной, была понятна даже детям. Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях писатель показывает реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляет задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Занятие 26-27

Тема: Басни Л.Н.Толстого «Муравей и Голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Старый дед и внучек» и др. Мораль басен.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
(учит детей всегда говорить правду)

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела
.(учит взаимопощи)

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,— бывает и от мыши добро
».(учит совершать добро)

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним
. (учит уважительно отноститься к старшим)

Занятие 28

Тема: Работа С.В.Михалкова в басенном жанре

 Биография и творчество С.В. Михалкова.

Сочинением стихов Михалков увлёкся ещё в школе. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту Безыменскому, который отметил способности юного автора.

В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале. Закончив школу, Михалков отправляется в Москву, решив стать писателем. В 1935 году Сергей Владимирович поступил в Литературный институт. Примерно в это же время он написал первый вариант «Дяди Стёпы». Встреча с Маршаком оказалась решающей для дальнейшего творчества Михалкова. Он решает писать для детей. В 23 года у Сергея Владимировича вышла первая книга – «Стихи». Михалков был принят в Союз писателей. Многие его произведения вошли в детские учебники и хрестоматии. Это «А что у вас?», «Фома», «Песенка друзей» и другие. Во время Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом. В 1943 году он принял участие в создании Гимна нашей страны. Новый Гимн тоже написан с его участием. После войны Михалков стал писать басни, в которых высмеивает разные человеческие пороки – жадность, глупость, высокомерие. Сюжеты для них автор брал прямо из жизни.

Занятие 29-30

Тема: Басни С.В. Михалкова «Коты и мыши», «Лев и муха», «Ромашка и роза» и др. Мораль басен
Басня «Лев и муха»

Мораль: У нашей басни цель: бороться против зла. 
Так вот бы хорошо, когда б для пользы дела 
Моя мораль до львов дошла 
И некоторых мух легонечко задела 
За дело!

Басня «Коты и мыши»,

Мораль: Когда бы у меня читатели спросили, 
О чем завел я в этой басне речь, 
Я им ответил бы, что данный кот Василий 
Жрал то, что должен был стеречь! 
А этаких котов, не ловящих мышей, 
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Басня «Ромашка и роза»

Мораль: «Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно…»

Басня «Медвежий зарок»

Мораль: «Когда на то моя была бы власть,
Я, зная медведей породу,
Не допускал бы их до меду!..»

Басня «Морской Индюк»
Мораль: «Так прячутся порой нахалы и невежды
За громкие слова и пышные одежды».

Занятие 31-32

Тема: Творческий проект. Иллюстрирование героев басен В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, С.В.Михалкова.

Занятие 33
Развитие речи. Сочинение на тему «Моя любимая басня»

Занятие 34

Обобщающее занятие. Защита презентации по творчеству баснописцев.(на выбор)

Использованная литература

1.И.А.Крылов. Басни. Москва, РОСМЭН,2016.

2.Сергей Михалков. Басни. Москва.  АСТ, 2011

3.Жан де Лафонтен. Басни. Издатель пресс,2014

4. Эзоп. Басни о животных. Советы мудреца. Изд.Стрекоза,2011

5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Программа внеурочной деятельности по литературе "Литературный кружок в школе" 5-6 класс

Образ времени года в литературном произведении. Урок литратуры в 5 классе по ФГОС.УМК  В. Ф. Чертова....

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературная Смоленщина"

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по литературе "Литературная Смоленщина"  предназначена для обучающихся 6 класса. Данная программа не дублирует ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"

Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Лира".

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:·...

Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом»

Программа  внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов«Учимся слушать и слышать тех, кто рядом» и Программа  внеурочной деятельности по литературе для учеников...