Проблемы, возникающие у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и пути их решения
материал по русскому языку на тему

Соломасова Светлана Валерьевна

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы  на тему: " Проблемы, возникающие у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и пути их решения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

 учителей русского языка и литературы

 на тему: " Проблемы, возникающие у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,

и пути их решения".

Подготовил

Соломасова Светлана Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №27

Г.о. Подольск

    Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка учащихся к выпускному экзамену.

На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закрепления можно брать из сборников ЕГЭ и ГИА.

Но почему же подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку часто не даёт желаемого эффекта?
Почему даже у мотивированных учащихся результаты ЕГЭ далеки от ожидаемых?
Почему полученный на ЕГЭ тестовый балл не всегда соответствует реальным знаниям учащихся?
Что же  конкретно нужно сделать для успешной сдачи экзамена по русскому языку?

Это вопросы, на которые ищут ответ прежде всего учителя, а уже после -  выпускники, еще реже родители.

 Основных проблем несколько.

 Первая проблема для многих выпускных классов - низкая мотивация к обучению учащихся, незаинтересованность части самих ребят и их родителей в результатах обучения.

           Очень страшно слышать от ребят, что аттестат  не нужен, что ребята уже работают и собираются в  этом месте работать и по окончании школы. И тут становишься одновременно и психологом и социологом, чтобы объяснить, что после них закончат школу такие же неприлежные ученики и будут претендовать на те же рабочие места, но будут, вероятно, смотреться выигрышней, т.к. моложе, энергичнее и т.д.

Для кого-то это становится аргументом, но есть и такие, которые не имеют ни малейшего желания ни оставаться на факультативах, ни работать на уроках. И, к сожалению, родители таких детей тоже часто нам не помощники – знают проблему и самоустраняются.

          Можно, подготовить ребят, которым тяжело даётся материал, но есть желание. Можно подготовить ребят, у которых отсутствует прилежание, но есть способности.  И, конечно, самая тяжёлая группа, когда нет ни способностей, ни прилежания.

Пути решения  проблемы:

      В старших классах всего один, максимум два часа в неделю русского языка, как предмета. Плюс речевое общение. Большую практику имеют факультативы, дополнительные занятия, но и их, как правило, ученики посещают нерегулярно. Большой популярностью у выпускников, а точнее у их родителей, пользуются репетиторы.  Мы же, со своей стороны, пытаемся донести до учащихся то, что они не могли услышать на протяжении пяти лет.

        Для  факультативных занятий класс целесообразно поделить на две группы:  страдает количество часов, но зато выигрывает качество.

                  Группа ребят с хорошим прилежанием может воспринять больше материала, они готовы к индивидуальному подходу. С более слабыми ребятами, приходится строить работу, начиная с изучения самых простых вопросов.

      Безусловно, должны быть и факультативные занятия  для всего класса, когда самостоятельно решаются заданий ЕГЭ. По результатам таких занятий, а также пробных работ заполняются таблицы, заведённые на каждого ученика, благодаря которым видно и мне, и учащимся, и родителям на собрании, на что нужно обратить внимание. Индивидуальные таблицы  помещаются в папки. В эти же папки ребята по каждому вопросу ЕГЭ вкладывали раздаточный материал, с которым работали на уроках и факультативах, чтобы пользоваться при подготовке к пробным работам и к основному экзамену.  

       Также на факультативах в кабинете информатики необходимо проходить ОНЛАЙН-тестирование, чтобы учащиеся знали  сайты, рекомендованные учителем и максимально приближенные к реальному экзамену. Данный вид работы наиболее доступен для тренировки дома – ведь современные дети много времени проводят у компьютера.

 

Вторая проблема - это  учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе.

       Невозможно сдать ЕГЭ, используя только учебник 10-11 кл.

     

Пути решения этой проблемы в  наши дни просты и доступны практически каждому. На просторах интернета можно найти большое количество контрольно-измерительного материала, всевозможные справочники, решебники и просто подсказки от «бывалых» выпускников.

   Все желающие приобрели помимо учебника некоторое количество дополнительной методической литературы.

   Наиболее полезными были издания:

  1. Тетрадь на печатной основе ЕГЭ 2017 (типовые экзаменационные варианты) под ред. Цыбулько И.П.
  2. Курс интенсивной подготовки. Сочинения на ЕГЭ под ред. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.
  3. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Под ред. Прокофьевой Л.П.
  4. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки. Составитель Угроватова Т.Ю.
  5. Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в ВУЗ. Семенова Г.М.
  6. Виды разбора на уроках русского языка 5-11 класс. Еремина Е.А.

Третья  проблема   - это недостаточная сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся.

   У молодежи XXI века, к сожалению, очень небогатый словарный запас. Максимум, что читают наши дети – лента новостей в социальных сетях, на смену познавательным «АБВГДейке» и «Хочу все знать» давно пришли видеоблоги, поэтому из их лексикона выпадает огромное количество слов. Некоторые ребята, примитивно мысля, гордятся тем, что могут пересказать текст. В результате мы имеем глупейшие  сочинения.  Дети не понимают разницы между «филантропом» (донатер) и «меценатом» (спонсор), не знают, кто такие «альтруисты» (идиот/красавчик) и «пацифисты» (хиппи), равно как и мы, не понимаем их «изи», «имхо» или «дичь».

Где же выход?

Учитель должен стать «ходячим» толковым словарем: использовать подобные слова в своей речи, объясняя попутно их значение. Давать учащимся задание находить значение  неизвестных слов в толковом словаре. Хорошо помогает в данном вопросе то самое «замыливание глаз» в социальных сетях. Когда на своей странице я размещаю посты (публикации) одной из групп «Я люблю русский язык», слоган которой «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Понадобилось некоторое время, чтобы дети начали реагировать на мои публикации, но потом посыпались лайки. И на уроке нет, нет, да и услышишь: «Ой, я знаю, я видел это правило на Вашей странице в ВК».

 Целесообразно не забывать проводить  лексическую работу и на уроках литературы.  Литературные произведения - неисчерпаемый клад русского языка. Ребята должны давать толкование слов, встречающихся в том или ином произведении.

Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности ошибочного произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. На ЕГЭ это всего один вопрос. Но хочется надеяться, что это пригодится  в жизни.

 И ещё одна проблема (четвёртая) в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку - это две большие разницы.

     На уроках  в 10 и 11 классах  учитель не должен отходить от  изучения или повторения синтаксиса. Таким образом, качественную подготовку к экзамену только через урок осуществить невозможно.

      Поэтому Подготовка к сдаче ЕГЭ  на факультативных и индивидуальных занятиях должна быть тщательно продумана и  строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

      Ученики  должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению.

А дальше, после всех страстей, пережитых на ОГЭ и ЕГЭ, наших детей ждет большая и счастливая жизнь, где в смартфонах и планшетах поможет автозамена, словарь Т9 и функция голосового набора «О`кей, Гугл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные проблемы в написании части С2.1 ГИА по русскому языку и пути их решения

Основные проблемы в написании части С2.1 ГИА  по русскому языку и пути их решения...

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

Выступление на педагогическом совете "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения."

Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к  ЕГЭ.На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закреплени...

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»

laquo;Адаптация учащихся при переходе в новую школу:трудности и пути их решения»...

Проблемы возникающие у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Презентация к выступлению на семинаре учителей русского языка и литературы на тему: " Проблемы, возникающие у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,  и пути их решения"....

Презентация. Проблемы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и пути их решения.

В презентации представлен материал о проблемах, которые встречаются   в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, даны рекомендации по их решению ....

Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

ПРИЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ03 (78) март 2022, Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции &la...