Разработка урока с применением ИКТ, 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Применение Икт на уроках русского языка для обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx152.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Актуальность выбранной темы.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование интернет- технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Тема моей работы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» занимает важное место в курсе русского языка за 6 класс. Она является одной из самых трудных для восприятия учениками, большие сложности возникают при применении соответствующего правила на практике при выполнении упражнений. Тем более сложна эта тема для детей с ОВЗ.

  1. Педагогическая проблема, которую предполагается решить средствами интернет-технологий.

При изучении данной темы используются интернет-технологии.

Проблема заключается в обеспечении вовлеченности в учебный процесс ребенка, обучающегося на дому.

Использование информационных технологий вообще само по себе является одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Интернет-технологии  позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Их целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

  1. Цель использования современных интернет-технологий.

Главной целью использования интернет-технологий является:

•        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;        

•        воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;

•        формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.

  1. Задачи использования современных интернет-технологий.

Основными  задачами использования интернет-технологий является:

•        Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

•        Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

•        Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

•        Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения

•        Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные

•        Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

  1. Специфика контингента обучающихся.

В 6 классе один учащийся с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок обучается на дому. Имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, интеллект не нарушен. Учащийся физически не может находиться в классе, работает в более медленном темпе, но активно и с удовольствием пользуется интернет-технологиями, проявляет  интерес к изучению предмета.

  1. Предполагаемый образовательный результат с учётом требований ФГОС: предметные, метапредметные и личностные результаты).

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и ПРИ-, применять правило в ходе проектирования лингвистического писания, рассуждения.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; организовывать и устанавливать учебное сотрудничество с учителем.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

ФИО учителя: Иванова Анастасия Анатольевна

ОУ: ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Цели урока: 

Образовательная: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора букв Е и И в написании приставок ПРЕ-, ПРИ- и работу по алгоритму.

Развивающая: способствовать умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитывающая: способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.

Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: Умение фиксировать собственные затруднения в деятельности способствует достижению целей определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности путем проектирования маршрута преодоления затруднений.

Программные требования

Планируемые  образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

  • развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова. 

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

  • анализирует уровень своих знаний и способностей;
  • обнаруживает и формулирует проблему;
  • планирует способы решения возникших проблем;
  • формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
  • выполняет учебную задачу в сотрудничестве.

Предметные результаты

Умеет объяснять написание гласных Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ- с опорой на алгоритм выполнения лингвистической задачи.

  • формулирует правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;
  • применяет правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- при решении лингвистических задач с использованием интернет-технологий;
  • объясняет выбор написания приставки;
  • называет слова, написание которых нужно запомнить.

Программное содержание: Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: приставка, орфограмма.

План повторения изученного материала:

  1. Правило правописания приставки ПРИ-.
  2. Правило правописания приставки ПРЕ-.
  3. Составление алгоритма применения правил на практике.

Тип урока: рефлексия (урок-обобщение).

Форма урока: дистанционный урок

Технология обучения: информационно-коммуникативная

Оборудование: ноутбук с выходом в интернет , проектор, экран.

Домашнее задание: дополнить примерами презентацию, созданную в Google.

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- формулирует цели и задачи с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения;

- планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя.

Как звучит тема, изучению которой мы посвятили два  предыдущих урока?

(«Правописание гласных Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ»)

Для чего нам нужно знать правило правописания приставок ПРЕ и ПРИ?

(правило необходимо знать для того, чтобы, успешно применяя его на практике, избегать орфографических ошибок при написании приставок ПРЕ и ПРИ)

- Так как же мы можем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока?

Цель урока

Отвечает на вопросы учителя, используя форум.

II. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 

- аргументирует свою точку зрения;

- объясняет выбор написания приставки;

- называет слова, написание которых нужно запомнить;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

  1. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

Задание: Рассмотри плакат, дополни его примерами.

 (обязательное требование – наличие примеров, иллюстрирующих правило) 

Работа организуется с помощью сети интернет.

Получает задание и инструкцию от учителя.

Оформляют результаты с помощью ИКТ.

.

III. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕШЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

- применяет правило правописания приставок ПРЕ и ПРИ при решении лингвистических задач;

-анализирует уровень своих знаний и способностей;

- обнаруживает и формулирует проблему;

- планирует способы решения возникших проблем;

- выполняет учеб-ную задачу в сот-рудничестве с учителем;

Практическая работа

Задание 1. Выпиши слова с ошибками, исправив их. Используем «облако слов»

Примерный алгоритм:

1.        Прочитать слово (выяснить, является ли проблемное место приставкой или входит в состав корня)

2.        Определить значение приставки

3.        Обратиться к правилу

4.        Верно записать слово

(обязательное требование – наличие примеров, иллюстрирующих правило)

Задание 2. Выполни задания, используя правило правописания приставок ПРЕ-и ПРИ-

1. https://learningapps.org/display?v=pc49crw0n17

2. https://learningapps.org/display?v=pm2i23r7t17

3. https://learningapps.org/display?v=p0hhktoy217

4. https://learningapps.org/display?v=pbc2i58mn17

5. https://learningapps.org/display?v=pb38e7xaj17

6. https://learningapps.org/display?v=pvv084fqj17

В процессе выполнения задания ученик:

1.        анализирует уровень своих знаний и способностей;

2.        обнаруживает и формулирует проблему;

3.        планирует способы решения возникших проблем;

4.        формулирует правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- даёт объективную оценку собственной деятельности

Выполни тест, проанализируй допущенные ошибки, используя правило, учебник.

http://onlinetestpad.com/t/7e2809859b9e4e6c904cacaa50d5560b

За выполненный тест выставляется оценка.

Индивидуально

Алгоритм применения правила написания приставок ПРЕ и ПРИ

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дополни слайды презентации примерами, иллюстрирующими правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-.

https://docs.google.com/presentation/d/1WRxRLRnQ_xfATvoB0-xoz8qJJYTECTtoOZzu75jKOgE/edit?usp=sharing

Записывает домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

Разработка урока математики для 6 класса по теме "Пропорции" с применением интерактивной доски

Разработка урока математики для 6 класса по теме "Пропорции" с применением интерактивной доски. Урок обобщения и систематизации знаний по теме....

Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.Цели урока: Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;Продолжить работу по развитию тв...

разработка урока геометрии в 7 классе по теме: "Начальные геометрические сведения" с применением ИКТ

АннотацияТема урока: «Начальные геометрические сведения».Тип урока:  урок  обобщения и систематизации знаний.Форма проведения: урок-игра.Форма работы на уроке: индивидуальная, коллекти...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...