Исследовательская деятельность и ее оценка на уроках русского языка
материал по русскому языку на тему

Гамазина Светлана Михайловна

Презентация практики применения исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность и ее оценка на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы в начальной школе

Гамазина С.М.

        В Концепции ФГОС начального образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.

        Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью, мобилизацией готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

        Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Исследовательская деятельность – составная часть проектной деятельности в будущем.

        Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности. Использую различные приемы исследовательской работы при изучении слов с разных сторон.

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:

1) подумать самостоятельно -      !

2) спросить у другого человека-  

3) посмотреть в книгах-

4) посмотреть по телевизору -

5) получить информацию у компьютера –

6) понаблюдать-

7) провести эксперимент -

8) связаться со специалистами -  

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Вот темы детских исследований:

  • С какой целью люди общаются?
  • Кого считают хорошим собеседником?
  • Что ты больше любишь: говорить или слушать?
  • У кого и зачем берут интервью?
  • Придумай интервью на тему «Вежливые слова», «Подарки», «Школьный друг».

Провожу коллективные исследования группы слов народов севера:

Гора – берег моря.

Угор – возвышенный холм.

Угорье – возвышенный берег реки.

Подгорь – склон горы.

Бугорничек – горка, холмик.

Здесь используется высказывание Бориса Шергина : «Северянин поворачивает слово так, что оно блестит разными гранями».

С удовольствием выполняют ребята исследовательские задания, например такие:

- Что могут рассказать суффиксы?

Овечник (овечий хлев)

Наблюдник (ряд полочек для посуды)

Навильник (полочка для хранения вилок)

Деревнишко (уменьшен. деревня)

Дощенка (небольшая, тонкая доска)

Капустница (уменьшен. капуста)

Камбалка (уменьшен. камбала)

Провожу мини-исследование «Отгадай слово»:

1) загадать слово «кошка» разными способами (мимикой, жестами, звуками, словами);

2) понаблюдать, сколько раз было отгадано слово;

3) результаты занести в таблицу;

4) сделать вывод.

Вывод: при общении друг с другом без слов не обойтись.

На уроках русского языка провожу исследование словообразований.

Как вы знаете, слова образуются с помощью:

- приставок: читал – прочитал;

- приставок и суффиксов: вода – подводник;

- сложения корней: пар + воз – паровоз.

От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.

Дым -

дымный

бездымный

дымить

задымить

дымок

дымочек

дымчатый

А вот что означает это слово?

Автомотовелофотокинорадиомонтер

Вот так слово!

Интересно ученикам выполнять работу по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.

предмет                                             слово                                                     значение слова

Исследование слова выполнено в толковых словарях.

Образцы толкования слов:

Зелень. Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья                    оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.

Озимый. Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце         сентября зазеленели поля озимых хлебов.

Скользить. Глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности. Лыжи легко         скользят по накатанной лыжне.

Из каких же частей состоит толкование слова?

1) само слово.

2) какая часть речи.

3) объяснение значения (толкование).

4) употребление слова в речи, предложении.

По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.

Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.

Многозначность слова исследуется в тексте. Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».

Задание: определить три значения слова «свежий».

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.

Предлагаю детям исследовать эти отклонения. Вот текст:

Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливался, не задерживался. Мы уже знаем значения слова «скользил». Ни одно не подходит. Автор хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей невнимательно. Это – новое значение, непрямое, иносказательное.

Также вместе с детьми коллективно исследуем значения слов, которые нередко смешивают. Эти слова не только похожи по звучанию, но и близки по значению.

                    сытого

1. После <                  обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

                    сытного

                                       обсудили                                 обсудили,

2. Петин план похода <                       и единодушно <                    никто его не одобрил.

                                           осудили                                    осудили,

Вот словарик смешиваемых слов:

вдох и взод

злой и злобный

искусный и искусственный

Ребята работают с удовольствием.

Исследование пословиц.

Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?

«Мелет день до вечера, а послушать нечего».  «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».

«Лучше ногою запнуться, чем языком».

В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».

Напомню, Лев Николаевич Толстой своих учеников учил сочинению на пословицу. И сейчас можно ребятам придумать сюжеты на пословицы: с действующими лицами, событиями, диалогами; т.е. сочинить небольшие рассказы. Пословицу каждый выбирает сам, сюжет – тем более без посторонней помощи. Устно, а лучше – письменно.

В такой работе ученики получают навыки самообразования.

Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка.

Как правильно назвать жителей городов, местностей?

Города:

           Архангельск – архангелогородцы;

               Москва – москвич, москвичка, москвичи;

               Тамбов – тамбовцы, тамбовец, тамбовчанин;

                Тула – туляк, тулячка, тульчанин, тульчанка, туляки, тульчане;

                Орел – орловец, орловчанин.

Местности:

             Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;

              Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.

Такая работа увлекает ребят.

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:

от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.

  1.     

2. Текст  ► предложение ► слово ► звук

3. Звуки ► слова ► их изменения ► их связи ► предложения ► текст

Интересно объединять слова в группы по значению и указывать способ образования слов этой группы:

Дни недели – вторник, среда, четверг, пятница.

Названия птиц по их голосу -  кукушка, пищуха.

Названия ягод по цвету – голубика, черника.

Названия городов по имени основателя – Владимир, Ярославль, Петрозаводск.

А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.

На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример:

Тема «Словарь любителя грибов».

Ключевые слова: съедобные грибы, грибные места, приготовление грибов.

Съедобные грибы: белый гриб, груздь, рыжик и т.д.

А дальше – сами!

О каждом виде грибов можно рассказать целые истории.

Предлагаю такие темы словарей:

        Словарь садовника;

        Словарь охотника;

        Словарь языковеда;

        Словарь этикета;

        Словарь вежливости;

        Словарь названий жителей России;

        Словарь голосов неживых предметов;

        Словарь звукоподражаний крикам, голосам животных;

        Словарь стихийных сил природы и т.д.

Так же интересен словарь рифм, исследуем его.

Рифмы К.И.Чуковского:

Базар – самовар;

Муха – Цокотуха;

Обложка – сапожки;

Сороконожки – по дорожке.

А теперь словарь собственных рифм:

Свет – нет, усатый – полосатый, в марте – на парте, под спинку – перинку, лужи – стужи.

Свет – нет –привет – ответ – букет – балет.

Даль – жаль – эмаль – печаль – деталь.

Я думаю, что исследовательская работа в начальной школе необходима. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Исследовательская деятельность обучающихся "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."

Научно-исследовательская работапо теме "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."Научный руководитель: Ермоленко Наталия ЮрьевнаОбучающийся:    Долгачёва Елиза...

Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе

Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».

Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...

Нормы оценки на уроках русского языка и литературы.

Нормы оценки письменных работ и устных ответов учащихся ....

Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"

Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...