Лингвистические задачи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ковнатор Елена Анатольевна

Задачи для вопределения  уровня логического мышления и лингвистической компетентности, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковнатор Е.А., учитель русского языка

и литературы школы № 606

Садовникова А.Р., учитель русского языка

и литературы школы № 606

В условиях введения ФГОС второго поколения особую актуальность приобретает развитие технологий оценивания метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися. Среди метапредметных результатов важную группу составляют универсальные учебные действия (УУД), в том числе логические УУД. Именно они, с нашей точки зрения, являются основой актуальной сегодня исследовательской деятельности учащихся. Как определить уровень сформированности логических УУД?

Работая над инновационным продуктом, в качестве механизма оценивания уровня сформированности логических УУД педагоги нашей школы рассматривают выполнение диагностических метапредметных творческих заданий. Построение задания должно соответствовать определенным требованиям.

Задание должно быть построено таким образом, чтобы ученик при его выполнении осуществил определенные шаги в соответствии с алгоритмом осуществления конкретного УУД, например:

Алгоритм осуществления УУД  «Определение понятия»:

  1. Осознайте понятие, которому надо дать определение.
  2. Определите ключевое слово (объект, предмет, процесс, явление).
  3. Выделите признаки понятия (общие или родовые признаки; отличительные или видовые существенные признаки; несущественные признаки)
  4. Сформулируйте определение пользуясь алгоритмом.

или

Алгоритм осуществления УУД «обобщение»:

  1. Выделите главные понятия из данного вам материала.
  2. Осознайте смысл каждого понятия.  Выделите  основные характеристики понятия (предмета, явления, процесса и так далее).
  3. Сравните их между собой, выделите общее, существенное, проанализируйте под углом зрения исходных характеристик материал и проследите его эволюцию.
  4. Сделайте вывод, то есть сформулируйте тенденцию, ведущую идею, закономерность, закон.

Приведем пример диагностического творческого задания.

Диагностические задания

для 5  класса по  русскому языку  и литературе

для изучения  уровня сформированности  метапредметных  умений

(логических универсальных учебных действий (далее - УУД):

  • умение определять  понятия,
  • умение создавать обобщения,
  • умение устанавливать аналогии.

Пояснение к работе (для учителя).

Диагностическая работа составлена на  предметном материале, включает 5 заданий, выполнение которых требует владения конкретной группой логических УУД: умение определять  понятия, умение создавать обобщения, умение устанавливать аналогии. Результат выполнения диагностических заданий позволяет оценить уровень освоения учащимися определенной группой логических УУД, без владения которыми  невозможно осуществлять исследовательскую деятельность. Выполняя задание, учащиеся должны внимательно прочитать его и выбрать правильный ответ. Ответ на каждый вопрос оценивается в баллах от 0 до 10. Максимальное количество баллов-50.

1.  Предмет оценивания: умение давать определение этического понятия.

Задание 1.  Прочитайте внимательно текст из русской народной сказки «Морозко» и выберите правильное  определение понятия «вежливость».

Девица сидит да дрожит; озноб ее пробрал. Хотела она выть, да сил на было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает. Очутился он и на той сосне, под коёй девица сидит, и сверху ей говорит: «Тепло ли те, девица?» — «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!» Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощелкивать. Мороз спросил девицу: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?» Девица чуть дух переводит, но еще говорит: «Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!» Мороз пуще затрещал и сильнее защелкал и девице сказал: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?» Девица окостеневала и чуть слышно сказала: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!» Тут Морозко сжалился, окутал девицу шубами и отогрел одеялами.

Старуха наутро мужу говорит: «Поезжай».Старик запряг лошадь и поехал. Подъехавши к дочери, он нашел ее живую, на ней шубу хорошую, фату дорогую и короб с богатыми подарками. Не говоря ни слова, старик сложил все на воз, сел с дочерью и поехал домой. Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе. Старуха изумилась, как увидела девку живую, новую шубу и короб белья.

Вот спустя немного старуха говорит старику: «Увези-ка и моих-то дочерей к жениху; он их еще не так одарит!» Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот поутру рано старуха деток своих накормила, как следует под венец нарядила и в путь отпустила. Старик тем же путем оставил девок под сосною.

Девушки были в шубняках, а тут им стало зябко. Морозко у девушек руки ознобил, и наши девицы сунули руки в пазухи да опять за то же. «Ой ты, заспанная рожа! Прясть ты не умеешь, а перебирать и вовсе не смыслишь». — «Ох ты, хвастунья! А ты что знаешь? Так девицы растабаривали и не в шутку озябли; вдруг они в один голос сказали: «Что долго нейдет? Вишь ты, посинела!»

Вот вдалеке Морозко начал потрескивать и с елки на елку поскакивать да пощелкивать. Девицам послышалось, что кто-то едет. Морозко все ближе да ближе; наконец очутился на сосне, над девицами. Он девицам говорит: «Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные? Тепло ли, мои голубушки?» — «Ой, Морозко, больно студёно! Мы замерзли, ждем суженого, а он, окаянный, сгинул». Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощелкивать. «Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные?» — «Поди ты к черту! Разве слеп, вишь, у нас руки и ноги отмерзли». Морозко еще ниже спустился, сильно приударил и сказал: «Тепло ли вам, девицы?» — «Убирайся ко всем чертям в омут, сгинь, окаянный!» — и девушки окостенели.

Наутро старуха мужу говорит: «Запряги-ка ты, старик, пошевёнки; положи охабочку сенца да возьми шубное опахало. Чай девки-то приозябли; на дворе-то страшный мороз! Старик не успел и перекусить, как был уж на дворе и на дороге. Приезжает за дочками и находит их мертвыми. Он в пошевёнки деток свалил, опахалом закутал и рогожкой закрыл. Старуха, увидя старика издалека, навстречу выбегала и так его вопрошала: «Что детки?» — «В пошевнях». Старуха рогожку отвернула, опахало сняла и деток мертвыми нашла.

Тут старуха как гроза разразилась и старика разбранила: «Что ты наделал, старый пес? Уходил ты моих дочек, моих кровных деточек, моих ненаглядных семечек, моих красных ягодок! Я тебя ухватом прибью, кочергой зашибу!» — «Полно, старая! Вишь, ты на богатство польстилась, а детки твои упрямицы! Коли я виноват? Ты сама захотела». Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать. Присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфуша счастливо живет. Старик внучат Морозком стращал и упрямиться не давал. Я на свадьбе был, мед-пиво пил, по усу текло, да в рот не попало.

Укажите номер, под которым дано правильное определение вежливости:

  1. Вежливость – это уровень знаний, полученных в процессе обучения.
  2. Вежливость – это стремление  к приобретению новых знаний; пытливость.
  3. Вежливость - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия.
  4. Вежливость - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Верный ответ: 3

Критерии оценивания: выполнено верно  – 10 баллов

2.  Предмет оценивания: умение давать определение научного понятия.

Задание 2.  Прочтите предложенные определения  понятия «русская народная сказка». Укажите номер только одного предложения, в котором дано правильное объяснение, что такое русская народная сказка.

  1. русская народная сказка - прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в устном творчестве  разных народов,
  2. русская народная сказка - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмическое поучительное  изречение,
  3. русская народная сказка - (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, народный стишок,
  4. русская народная сказка - основной жанр малой повествовательной прозы. Авторы обычно объединяют их в сборники.

Верный ответ: 1

Критерии оценивания: выполнено верно  – 10 баллов

3.  Предмет оценивания: умение систематизировать понятия и устанавливать аналогии (познавательное универсальное учебное действие).

Задание 3.  Заполните таблицу. Выпишите из сказки слова, которые исчезли из нашего быта, напротив современных слов во втором столбике.

Устаревшие слова из сказки

Есть в нашей жизни

пуховик, дутик

чемодан, сумка

жених

автомобиль

каминные щипцы

Верный ответ: шубняк (шуба), короб, суженый, пошевенки, кочерга

Критерии оценивания: за каждое правильное слово 2 балла, всего 10 баллов

4.  Предмет оценивания: умение создавать обобщение.

Задание 4.  Выберите слова, которые подходят для характеристики падчерицы Марфуши, укажите их номера. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

  1. грубая,
  2. ленивая,
  3. бедная,
  4. скромная,
  5. терпеливая,
  6. синеглазая,
  7. жадная,
  8. благодарная,
  9. хвастливая,
  10. бескорыстная,
  11. завистливая.

Верный ответ: 3,4,5,8,10

Критерии оценивания: за каждое правильное слово 2 балла, всего 10 баллов

5.  Предмет оценивания: умение создавать обобщения.

Задание 5. Из этого же списка укажите слова, которые подходят для определения любой из старухиных дочек. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Верный ответ: 1,2,7,9,11

Критерии оценивания: за каждое правильное слово 2 балла, всего 10 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические задачи

5 лингвистических задач помогут учителю русского языка в подготовке к олимпиаде, в повышении мотивации учащихся....

Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...

Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основн...

Лингвистические задачи

Как сделать урок русского языка интересным?...

Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".

Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.)....

Лингвистические задачи на уроках русского

Типы лингвистических задач...