Буквы о-е после шипящих в суффиксах существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дедова Наталья Сергеевна

Открытый урок с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 6

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: Буквы о- е после шипящих в суффиксах существительных

Место и роль урока в изучаемой главе (разделе, теме): тема «Буквы о-е после шипящих в суффиксах существительных» содержит новые сведения, на основе уже известного материала о правописании имён существительных.

Тип урока: «открытия» нового знания

Форма урока: игра «Квест»

Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- групповая;

- работа в парах.

Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с правописанием –о/-е в суффиксах существительных после шипящих, обратить внимание на опознавательный признак орфограммы – шипящий, на зависимость написания гласной в суффиксе от ударения; научит применять правила написания о-е после шипящих в суффиксах существительных;

Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции.

Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать  и слышать друг друга, уважать другое мнение, поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения, формировать умение  работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задачи урока:

- Уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило написания.

- Создание мини-текстов.

Планируемые результаты:

- Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

- Предметные: формировать умения, используя алгоритм, применять правило написания -  о-е после шипящих в суффиксах существительных.

- Метапредметные:  познавательные -  формировать умения самостоятельно добывать информацию, наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; регулятивные  высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, проблему урока, искать пути ее решения, определять степень успешности работы. самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные – уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, организовывать работу в группе.

Методы:

- здоровьесберегающий метод: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся и технологии, используемые на уроке;

- метод контроля получения знаний;

- иллюстративный метод;

- объяснение;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль;

- ислледование.

Технологии:

На основе системно-деятельностного подхода с применением

- развивающей технологии;

- личностно ориентированной;

- технологии сотрудничества;

- технологии уровневой дифференциации обучения;

- игровой технологии.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), распечатки маршрутных листов, диагностических смайликов, карточек для парной работы, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. 

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов,Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский].

Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы о-е после шипящих в суффиксах существительных»

Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;

Л - личностные;  Р - регулятивные; П - познавательные;  К - коммуникативные

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1.Организацион-ный этап.

Цель этапа: вклю-чение учащихся в деятельность на личностно – значи-мом уровне

Длительность этапа 1 -  мин.

Создаёт эмоцио-нальный настрой. Приветствует, проверяет готов-ность к уроку, же-лает успеха.

Ученики готовят учебные принадлежности.

Приём графической рефлексии «Смайлики» [1]

хорошо

безразлично

тревожно

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Этап актуализа-ции знаний.

Цель этапа:

организовать и целенаправить познавательную деятельность , подготовить к усвоению нового материала.  Формировать умение формулировать тему и цели урока.

Длительность этапа –мин.

Организует пов-торение знаний, закрепление умений. Объяснение учителя об условиях игры.

Работа с картой «Лингвиния», повторение темы «Морфология».

Объяснительно-иллюстратив-ный метод.

Беседа.

Метапредметные результаты: анна-лиз объектов с целью выделения признаков (П)

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели (Р).

Контроль (Р)

Оценка (Р)

3. Мотивация к учебной деятельности.

Объяснение учителя об условиях игры.

4. Постановка целей и задач урока.

Цель этапа:

создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Длительность этапа –мин.

Объявляет тему урока, предлагает ребятам опреде-лить цель.

Метод, приём: репродуктивный, проблемный.

Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения. (закрепить, по-полнить, систе-матизировать сведения по изученной теме)

Приём графи-ческой рефлек-сии «Смайли-ки»:"Не знаю- знаю - хочу знать".

Оценивают то, что уже усвоено: покажите тот смайлик, который вы считаете важным на этом этапе.

Метапредметные: умение строить связный текст (К);

целеполагание (К);

выражение своих мыслей с доста-точной полнотой и точностью (К).

Формулирование проблемы (пред-метные).

5. Этап усвоения новых знаний.

Цель этапа:

сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.

Длительность этапа - мин.

Организует анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Воспринимают ответы одно-классников. Участвуют в обсуждении.

Работают пара-ми, проводят коллективное исследование.

Составляют текст.

Моделиров-ние.

Проблемные вопросы.

Беседа.

Наглядный.

Иллюстрация (визуальный ряд).

Метод:исследовательский

Метапредметные результаты:

Извлекать  информацию, представленную визуальным рядом (П);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу (П);

осуществлять  анализ и синтез (П);

устанавливать причинно-следственные связи (П);

строить рассуждения (П);

воспринимать ответы одноклассников (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

осуществлять  самоконтроль (Р).

Предметные:

использовать богатство русского языка;

правильно подбирать нужные слова.

6. Закрепление изученного

Цель этапа:

применение знаний и умений в новой ситуации;

Длительность этапа - мин.

Организует са-мостоятельное выполнение обу-чащимися зада-ния.

Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Выполняют перфокарту.

Самостоятель-ная работа.

Метапредметные результаты:

волевая регуляция в ситуации затруднения (Р);

выделение и осознание усвоенного (Р).

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля (П).

Умение чувствовать красоту и выразительность русского языка (Л).

7. Подведение итогов урока.

Цель этапа: анализ урока

Длительность этапа - мин.

Фронтальный опрос: беседа по теме урока, что вспомнили, что оказалось трудным, почему?

Кто улучшил свои знания?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Приём "Смайлики!

Личностные ре-зультаты: само-оценка на основе успешности;

адекватное пони-мание причин ус-пеха/ неуспеха в учебной деятель-ности.

Контроль и оценка процесса и резу-льтатов деятель-ности (П).

8. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Длительность этапа - мин.

Организует оце-ниваниеобучаю-щимися собст-венной деятель-ности.

Продолжают предложенные учителем предложения: (на выбор)

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...

Приём "Неза-конченное предложение"

Личностные результаты: самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

9. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Длительность этапа -  мин.

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Осуществляют оценку урока и самооценку.

Метод проектов, презентации.

Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли (К).

Предметные: знание теоретических сведений по теме "Буквы о-о после шипящих".

Ход   урока:

  1. (слайд 1)

Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Проверка готовности рабочего места к началу урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам хорошего настроения. А хорошее настроение – это улыбка, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям.

- Приступаем к работе: открываем тетради, записываем число, «Классная работа», подписываем маршрутные листы.

2.                                                 Этап актуализации знаний.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.

        

(слайд 2)   -  Мы продолжаем работать над разделом языкознания, который изучает слова как части речи. Как он называется?

- В этом разделе 14 частей речи: это и служебные, и самостоятельные. Закрасьте цветным карандашом ту часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков.

- Какую часть речи закрасили? Что она обозначает?

- Молодцы, с задание справились.

   3.                    Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск реше-ния учебной задачи.

 (слайд 3) - Сегодня мы проведем урок – квест. Это слово вам знакомо. Оно иноязычное, и пришло к нам из англ. яз. Первые квесты появились в 70-х годах 20 века в Америке. На уроке вам предстоит последовательно выполнять задания и собрать пазл, в подсказках которого зашифрован предмет. Фрагменты пазла будут открываться по результатам выполненной работы.

- Итак, начинаем.

4.                       Постановка целей и задач урока.

Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

 (слайд 4) Внимание на экран, даны слова:  

Дружок, речонка, лягушонок, порожек, реченька, горошек

- Прочитайте слова, определите к какой части речи они относятся.

- В какой морфеме стоят буквы о-е? (в суффиксе)

- Как называются буквы, подчёркнутые одной чертой? (шипящие)

(слайд 5) -Сформулируйте тему урока, запишите в тетради.

- Перед вами 3 смайлика. Поднимите важный для вас. (Хочу знать)

- А что вы хотите знать?

- Какую цель поставим перед собой? (узнать, при каком условии пишется о-е в суффик-сах…)

5. (слайд 6) - Ещё раз посмотрите на слова: Дружок, речонка, лягушонок, порожек, реченька, горошек

Отчего зависит правописание о-е?(/) Сформулируйте правило.

Работа с учебником: Давайте проверим правильность ваших предположений на стр.157, п.54

- прочитали вполголоса

- вместе         

  -Итак, от чего зависит правописание о-е?

5. Этап усвоения новых знаний.

- Посмотрите на правило, давайте выделим ключевые слова для кластера (сущ, шипящие, суффикс, о-е, ударение).

(слайд 7) - Составьте кластер. (1-2 у доски, защита)

- Следующее задание: на доске даны слова ЧЕРВЯЧ…К, МЕДВЕЖ…НОК, ТОЧ…ЧКА, СУЧ…К, ГОРОШ…К (суффиксы выделены. По одному у доски, остальные в тетради)

- Сделаем  вывод. При каком условии пишутся гласные о-е?

(слайд 8)- С заданием вы справились. Оцените себя в маршрутном листе. 

1 подсказка.

(физминутка)

(слайд 9) - А мы отправляемся на следующий этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ. 

- Давайте еще раз повторим правило.

 Работа в парах (Вставить буквы, выделить суффикс).

Проверка. Этот этап прошли, оцените себя.

(слайд 10) - 2 подсказка.

(слайд 11) -Двигаемся дальше: этап ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

                                                                  (Защита)

В суффиксе –ёр- после шипящих пишется  Ё , но  ТАНЦОР – так как после Ц буква Ё не пишется.

(слайд 12)  Сделаем вывод. На какие смысловые группы: суффиксы? (ум-ласк, пренебреж, указыв. на профессию ёр-, указыв. на животных)

Этот этап прошли, оцените себя в маршрутном листе.

(слайд 13)   3 подсказка.

(слайд 14) А мы переходим к следующему этапу: «Творческий»

Составить небольшой текст (3-4 предложения), используя слова на изучаемую орфограмму.

Бочок, старичок, бережок, горошек, сверчок, платочек, барашек, снежок, лучом, бычок, шапчонка, старушонка, петушок, бельчонок, пастушок, внучок, девчонка, мешок.

                                                          (Защита)

Подведем итог. Оценим себя по маршрутному листу.

(слайд 15)   4 подсказка.

6.                          Закрепление изученного

(слайд 16)   Итак, мы в конце пути, осталось самое главное испытание –перфокарта.

(проверка+ оценка в маршрутном листе)

                                           ПОДСЧИТАЙТЕ БАЛЛЫ, ВЫСТАВИТЕ ОЦЕНКУ.

7.                                         Подведение итогов урока.

Итак, ребята, наше игра закончилась. Подведём итог:

-Давайте вспомним, какую цель ставили перед собой?

- Выполнили её?

- Чем занимались?

Приём "смайлики": Поднимите важный для вас.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Домашнее задание.

8. Рефлексия (ВОПРОСЫ В МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ)

 Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

                                                                                                                          Оценки за урок!!!

Разные ношу одежды,

Но внутри я как и прежде,

Карамельна, шоколадна,

И сгущенна, мармеладна,

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку…

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверините, посмотрите,

И срвазу в рот меня кладите.

 Тут уж точно нет секрета.

Как зовут меня …? (конфета)

Конфета «Петушок» «Южуралкондитер» - НРЭО



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 6 КЛАСС

Слайд 2

2

Слайд 3

3 Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем. Живой квест – это салонная игра. Суть игры – выполнить как можно больше целей.

Слайд 4

4 Дру ж ок , ре ч онк а, лягу ш онок , поро ж ек , ре ч еньк а, горо ш ек

Слайд 5

5 Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных

Слайд 6

6 Дру ж ок , ре ч онк а, лягу ш онок , поро ж ек , ре ч еньк а, горо ш ек

Слайд 7

Кластер 7

Слайд 8

1 подсказка 8 Это впервые появилось не в Риме, а в Египте. Там во время торжественных выездов фараона слуги бросали это в толпу встречающих. По-китайски это называют 糖果 , по-лаосски - ເຂົ້າຫນົມອົມ , по – польски – słodycze .

Слайд 9

Практический этап 9

Слайд 10

2 подсказка 10 В России их роль выполняли варенные в меду яблоки, груши и сухофрукты.

Слайд 11

Исследовательский этап 11 Паучок, барсучонок, зайчонок, девчонка, одежонка, шапчонка, цветочек, веночек, дирижёр. На сколько смысловых групп можно разделить суффиксы по значению?

Слайд 12

12 В суффиксе –ёр- после шипящих пишется Ё , но ТАНЦ О Р – так как после Ц буква Ё не пишется.

Слайд 13

3 подсказка 13 В 1671 году повар маркиза де Плесси Пралин изготовил это для своего хозяина и назвал «пралине». А в 1961 году это изделие начали выпускать в Челябинске.

Слайд 14

Творческий этап 14 Составить небольшой текст (3-4 предложения), используя слова на изучаемую орфограмму. Бочок, старичок, бережок, горошек, сверчок, платочек, барашек, снежок, лучом, бычок, шапчонка, старушонка, петушок, бельчонок, пастушок, внучок, девчонка, мешок.

Слайд 15

4 подсказка 15 Что может вызвать у детей безудержный восторг? Разговоры об этом способствуют поднятию настроения.

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 7 е о

Слайд 18

и с е щ у в с т т е л ь н о е ОТВЕТ Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? 1 18

Слайд 19

Какое общее значение объединяет слова радость , ребёнок , снег , листва , молоко ? е м п р д е т ОТВЕТ 2 19

Слайд 20

Изменение имен существительных по падежам. с к л о н е н и е ОТВЕТ 3 20

Слайд 21

Постоянный грамматический признак имени существительного. Р О Д ОТВЕТ 4 21

Слайд 22

Н А Р И Ц А Т Е Л Ь Н О Е ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОБОБЩЁННЫМ НАИМЕНОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ. ОТВЕТ 5 22

Слайд 23

С О Б С Т В Е Н Н Ы Е Южный Урал, Сатка, Дубровский, - это существительные… ОТВЕ2Т 6 23

Слайд 24

О Д У Ш Е В Л Ё Н Н О Е Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто ? ОТВЕТ 7 24

Слайд 25

П О Д Л Е Ж А Щ Е Е Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? ОТВЕТ 8 25

Слайд 26

Каким членом предложения является выделенное слово: «Южуралкондитер» – это кондитерская фабрика. С К А З У Е М О Е ОТВЕТ 9 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....