Лингвистическая конференция"Сколько слов в русском языке?"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Васильева Лариса Владимировна

Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konferentsiya.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сколько слов в русском языке?» Лингвистическая конференция Внеклассное мероприятие по русскому языку МБОУ « Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики Учитель: Васильева Лариса Владимировна

Слайд 2

1. Что такое слово? 2. Выступление учащихся: Слова, вышедшие из широкого употребления. Заимствованные слова. Синонимы. Антонимы. Слова, совпадающие по звучанию. Фразеологизмы. 3. Подведение итогов.

Слайд 3

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. М. В. Ломоносов. Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении». Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). «Когда мы произносим какое-нибудь слово, — пишет В. Г. Белинский, — то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя бы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорили. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса...». Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Как известно, все слова языка образуют его словарный состав, или его лексику. Изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели.

Слайд 4

1. После Октябрьской революции наша страна перешла на новую метрическую систему мер. Установите, что пришло на смену чему и какие слова вышли из употребления без замены. Километр, метр, пуд, верста, десятина, килограмм, вершок, аршин , фунт, грамм, гектар. 2. Какие две эпохи отражают следующие слова? Помещик, лакей. товарищ; городовой, милиционер; гимназист, школьник; чиновник, служащий. 3. Назовите известные вам пять-шесть слов, вышедших из употребления . 4. Почему указанные ниже слова стали устаревшими? Кучер, соха, крепостной, подорожная, лавочник, поручик, урядник, пристав, сажень.

Слайд 5

1. Укажите вначале исконно русские слова, затем заимствованные. Листовка, чистильщик, портфель, люстра, вуаль, парашют, реплика, ландшафт; цирюльник, огнетушитель, зажигалка, мать, сестра, сосна, дуб, шляпа, циферблат, пенсне, кофе. 2. Замените выделенные словосочетания одним иностранным "словом, равным по значению выделенным словам. 1. Незабываемая картина — торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом . 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата . 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слайд 6

3 . Определите, из какого языка пришли в русский язык выделенные слова. В последнем вкусе туалетом, Заняв ваш любопытный взгляд Я мог бы пред ученым светом, Здесь описать его наряд; Конечно б, это было смело, Описывать мое же дело; Но панталоны, фрак, жилет Всех этих слов на русском нет; А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами, Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь. (А. С. Пушкин.)

Слайд 7

Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения. 1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П. Чехов.)

Слайд 8

Объясните значение антонимов в данных пословицах. Правой рукой строит, а левой разрушает. Велик день для лодыря, а для ударника мал. Ученье — свет, неученье — тьма. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сытый голодного не разумеет. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.

Слайд 9

2. К каждому выделенному слову отыщите его пару (антоним), сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи. Друг, развязать, длинный, сладкий, убавить, ложь, прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.

Слайд 10

Сравните предложения. Одно ли и то же значение у одинаково звучащих и одинаково написанных слов? 1. Гляжу я на тебя, дедушка, и думаю: везде-то ты был, весь-то свет исходил . (Ф. Гладков.) Шорох исходил из кустов. (М. Шолохов.) 2. Всю комнату заставил мебелью. Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку. (В. Арсеньев.) 3. Дед умер от грудной жабы . На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела серая жаба . (М. Гаршин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".

В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....

Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"

Внеклассное мероприятие по русскому языку с презентацией...

читательская конференция "через слово созидается душа ребенка"

читательская конференция "через слово созидается душа ребенка"...

Утренник на тему: «Сколько слов в русском языке».

Цель занятиея - расширение активного словаря учащихся, показать богатство русского языка и формировать у детей интерес к чтению литературы для повышения своей грамотности....

Лингвистическая игра «От слова к мысли»

Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения у...