Толковые словари. Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Крячкова Людмила Павловна

Конспект урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 5Б  класс

Тема

Толковые словари. Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем.

Планируемый результат

 Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово.

Ресурсы:

Учебник, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

- На какие размышления наводят строчки А.Тарковского?

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

 - Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

 - Что такое лексикология?

 - А что такое лексика?

 - Что является лексическим значением слова, а что – грамматическим?

 - Какие трудности возникли у вас при выполнении домашнего задания?

 - В каких словарях даётся толкование лексического значения слова?

 - Какие толковые словари вы знаете?

 - А как в толковом словаре быстро найти нужное нам слово? Для это7о мы должны знать правила расположения слов в словаре.

Работа с теоретическим материалом учебника:

1.Прочтите самостоятельно материал на стр. 224 и ответьте на вопросы:

 - Расскажите, как располагаются слова  в словаре.

2. Чтение вслух теоретического материала на стр. 225.

 - Что включает в себя словарная статья?

 - Какие пометы могут в словарной статье?

3. Самостоятельное чтение теор. Материала на стр. 226.

 - Как может быть объяснено лексическое значение слов в словаре?

Разминка. (слайд 2)

Отгадайте слово по его значению:

  • 1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
  • 2. То, что может заболеть от бессонницы.
  • 3. То, что мы называем началом колонны.
  • 4. Единица счета скота.
  • 5. То, что можно сложить в неравном бою.

 - Сколько значений у слова голова?

 - Значит, какое оно, однозначное или многозначное?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

 - Как вы понимаете термины «однозначные» и «многозначные» слова? В чём видите разницу?

Чтение теоретического материала учебника (стр. 230 – 231)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работают с теор. материалом учебника, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

 Послушайте стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

- Почему в этой стране могут происходить такие чудеса? Потому что слова язычок, глазок, горлышко, ножка являются многозначными.

- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?

 - Какие еще значения имеют эти слова?

- Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст.

Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Запишем более развёрнутый контекст для одного многозначного слова
Догадайтесь какого. (слайд 4)

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

  • Какое полотно имеет в виду поэт?
  • Какое полотно ещё бывает? Что общего между железнодорожным полотном и тканью?

        Запишем.

        Полотно – это и лента в механизме, конвейере, и  художественное полотно – картина.

Придумайте предложение со словом «полотно» в значении «картина»

Новое полотно Васнецова вызвало всеобщий интерес: на нём была изображена Алёнушка у ручья.

Есть ли в этом отрывке из песни ещё одно многозначное слово, которое может неожиданно связать пассажира, врача, посетителя музея, юношу?

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

  • Смотреть         1)направлять взгляд на кого-то,                         чего-то;

                2)осматривать, ставить диагноз;

                3)знакомиться с чем-то;

                4)брать пример с кого-то;

                «смотрите!» т.е. «берегитесь!»

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Интересен глагол «завести». Что можно завести? Допишите разъяснение.

  • Завели собаку, т.е. …        .
  • Завели хозяйство, т.е. …        .
  • Завели песню, т.е. …        .
  • Завели разговор, т.е. …        .
  • Завели мотор, т.е. …        .
  • Завели в тупик, т.е. …        .

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление.

Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю.

  1. Используя толковый словарик учебника, найдите и запишите по одному многозначному слову.
  2. Упр.331 (самост)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова».

Строят связное высказывание.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Домашнее задание

Параграф 58, упр.334(устно), Словарный диктант стр.228 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка....

Однозначные и многозначные слова

Урок русского языка в 5 классе...

Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс

Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...