Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_master.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 с. Саблинского
Шамановой Ирины Александровны
«Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства. Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы, грамотного носителя русского языка.
Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей:
Слайд
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Чтобы добиться успеха, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.
Слайд
Ученики должны:
∙ понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
∙ осознавать содержание текста;
∙ фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
∙ определять основную мысль текста, проблемы, его стиль и тип речи;
∙ дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
∙ прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
∙ осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
∙ заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
∙ использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Начиная с 5 класса идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и типов речи.
В одной из статей прочла, что большинство выпускников при написании сочинения на ЕГЭ справляются с заданием, если текст публицистический и испытывают трудности при работе с художественными текстами.
Почему же так? Казалось бы, парадоксальная ситуация: с художественным текстом ребенок работает с первого класса, ему посвящены все уроки литературы, большая часть методики по развитию речи на уроках русского языка строится на художественных текстах.
Подумаем: какие действия мы производим над текстом на уроках? Читаем, пересказываем, анализируем. Но, во-первых, пересказываем без грамматической трансформации, без смысловой компрессии, не используя конструкции типа в тексте идет речь; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание; проблема, авторская позиция и др. (то есть, не вводя языковые средства, с помощью которых можно обозначить дистанцию между автором и говорящим). Во-вторых, на уроках литературы понятия проблема и авторская позиция долгое время активно не употреблялись, чаще использовались понятия тема и идея или на уроках русского языка – тема и основная мысль.
Большинство выпускников справляется с публицистическим текстом, но с художественным справляются лишь немногие.
Разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу.
Слайд
Автор публицистического текста | Автор художественного текста |
прямые оценки, недвусмысленно формулирует и проблему, и свое отношение к ней, предлагает решение и т.д. |
|
Чтобы понять проблему и позицию автора в публицистическом тексте, надо уметь читать внимательно, то есть находить («вычитывать») нужные словосочетания и предложения. | Читая художественный текст, хорошо бы понять, зачем эта ситуация рассказывается, проанализировать характеристику героев, понять роль описаний, деталей и т.д. |
Ученик при работе с публицистическим текстом | Ученик при работе с художественным текстом |
без труда определяет и формулирует проблему и авторскую позицию в публицистическом тексте (поиск готовых формулировок или формулировок, нуждающихся в незначительной переработке, в самом тексте) | смешивает автора и героя (особенно, если повествование ведется от первого лица), приписывание автору слов героя и т.д. |
Нужно признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.
Подготовка к написанию сочинения в 10-м классе
На первом этапе начинаю работу с публицистических текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, явно недвусмысленно выраженную в тексте, например, проблему экологии, при понятной и привычной позиции – человек губит природу.
На простейшем для понимания тексте рассматриваем основные требования (критерии) к части С.
Повторяем понятия:
Слайд
Проблема
Авторская позиция
Аргументация собственного мнения по проблеме
Одновременно повторяем стили речи и останавливаемся на особенностях текстов публицистического стиля (социально значимая проблематика, оценочность и установка на адекватное понимание читателем, характерные средства выразительности). А также обобщаем знания о типах речи – повествовании, описании, рассуждении; рассматриваем сочинение-рассуждение: тезис (формулировка проблемы) – комментарий – авторская позиция – собственная позиция – аргументы.
Выбираю простой для понимания текст, так как важно, чтобы при первом знакомстве с этим видом работы у ребят не возникало ощущения невыполнимости задания и на сложный процесс освоения критериев не наслаивалось еще и непонимание того, о чем идет речь в тексте.
На первом этапе имеет смысл посвятить часть времени только отработке умений определять проблему и авторскую позицию. В сочинениях нередки логические ошибки, когда выделенная проблема не соотносится с авторской позицией. Затем рассмотреть комментарии к проблемам в разных текстах и только потом переходить к отработке умения аргументировать свою позицию. Такая последовательность шагов позволяет ученику осознать: первое, что от него требуется, – это определение и оформление смысла чужого высказывания, а только затем – своего мнения, т.е. согласия или несогласия с авторской позицией.
На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.
Слайд
Например, со словом проблема: (В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) важная проблема (чего?) + существительное в родительном падеже); со словом вопрос: (В тексте (кто?) поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.); с помощью вопросительного предложения и перехода (логической связки): (Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте, или такой вопрос ставит автор в тексте, или об этом размышляет автор данного текста).
Специального обсуждения заслуживает понятие авторская позиция: как автор видит суть проблемы, как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию), как решает поставленный вопрос. В первую очередь необходимо познакомить учеников со способами формулировки авторской позиции:
Слайд
включать глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий: убежден, уверен и т.д.;
использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;
формулировать авторскую и собственную позиции в одном предложении, используя клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…, трудно не согласиться с автором, что…, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что и т.д.
В это же время можно организовать повторение пунктуационных правил оформления способов передачи чужой речи: цитирования, прямой речи, предложений с вводными словами, обозначающими источник сообщения, косвенной речи – и отработку умения составлять предложения с чужой речью разными способами.
Очень важно проконтролировать, умеют ли ученики формулировать проблему и авторскую позицию. Провожу небольшую письменную работу. Для первой проверки выбираю текст, не вызывающий особых затруднений при понимании (аналогичный по структуре и содержанию обсуждаемому на предыдущем уроке). Цель работы – увидеть, может ли ученик обнаружить в тексте явно сформулированные проблему и авторскую позицию и построить предложения, используя слова проблема, вопрос, авторская позиция, а также логические связки (переходы), указанные выше (именно об этом и т.д.).
Следующий шаг – работа с публицистическими текстами, в которых есть вопросительные предложения. Мы рассматриваем типы вопросов в авторском тексте: проблемные – задающие проблему всего текста, диалогизирующие – служащие для разворачивания мысли, имитирующие диалог с читателем, риторические, а потом обсуждаем, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Следующий блок текстов, нуждающихся в проработке, – это тексты, где авторская позиция носит явно оценочный характер. В ходе этой работы рассматривается оценочная лексика как средство выражения авторской позиции, вводится понятие о коммуникативной задаче, и в частности такой коммуникативной задаче, как призыв к действию.
В 10-м классе проводим обсуждение не только отдельных текстов, но и целых тематических блоков: например, нескольких текстов по проблемам сохранения языка, культуры, проблемам отношений людей и др. В этом случае ученик сможет познакомиться с особенностями постановки и решения той или иной проблемы разными авторами, а также накопить материал для аргументов, опираясь на примеры из произведений писателей.
Вместе с учениками создаем Банк аргументов, который дополняем как при изучении произведений литературы, так и при работе с публицистическими текстами разных авторов.
Слайд
Например
Проблема | Автор | Аргумент |
Проблема семьи (Роль семьи в формировании личности) | Л.Н. Толстой «Война и мир» | В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты. |
Проблема развития и сохранения русского языка | Н. Галь «Слово живое и мертвое» | Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку. |
Подготовка к написанию части С в 10-м классе заканчивается написанием сочинений по публицистическим текстам.
Второй этап работы – это подготовка к написанию сочинения по текстам художественного стиля. В начале 11-го класса имеет смысл обобщить знания о стилях и типах речи, остановиться на повествовательных текстах и текстах с несколькими типами речи. Важно обратить внимание одиннадцатиклассников на различие художественной и публицистической проблематики (внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом), на создание образа как главного признака художественного стиля, на умение различать автора и героя.
Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.
На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы.
Наиболее сложной для осмысления является тематическая группа текстов о войне.
Рассмотрим возможный ход рассуждений на тексте А. Авдеева.
- Прочтите текст.
- Выделите в каждом абзаце ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания.
- Попытаемся сжато пересказать описанную ситуацию:
Слайд
фашисты схватили одного из деятелей французского Сопротивления, ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Подпольщик отверг эту сделку. Тогда палачи перешли к пыткам, но ничто не смогло сломить воли арестованного. Фашисты были уверены в том, что сломать можно любого: ему предложили привести себя в порядок и повезли по цветущему Парижу. 3авели в кофейню. Рядом сидели смеющиеся люди, удивительный запах уносил измученного пытками человека сказочную долину детства, он задавал себе вопрос: зачем я умираю? неужели ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании? какое им дело до меня, до моих страданий, до моей жизни?.. Жизнь стучала, звала его остаться...И тогда он согласился на предательство. Его выпустили...Он пришёл в кафе, но там никого не было, на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы.
После пересказа мы поймем, что речь в тексте идет не просто о войне, а об осознании проблемы предательства как духовного поражения человека (каковы нравственные последствия предательства?)
Поняв, что происходит, мы начинаем размышлять, зачем автор описал эту ситуацию, какую проблему тем самым поставил.
Позиция автора однозначна: жизнь предателя лишена смысла и радости; человек, желая спасти свою жизнь, предаёт товарищей, и теперь ему кажется, что этот роковой шаг изменил мир.
Подбираем аргументы, вносим их в Банк аргументов
Проблема | Автор | Аргумент |
В. Быков «Сотников» | Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость. | |
В. Быков «Обелиск» | Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. |
Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо изменить последовательность действий: не пытаться сформулировать проблему сразу, а сжато реконструировать ситуацию. Это позволяет выпускникам избежать упрощенного понимания текста, слишком общих формулировок.
Хотелось бы привлечь внимание коллег к проблемам, возникающим у выпускников при понимании различных текстов, предлагаемых на ЕГЭ. Я затронула только вопросы, связанные с различными подходами к формулировке проблемы и позиции автора текстов публицистического и художественного стилей. Работа же по подготовке написания сочинения на ЕГЭ гораздо обширнее и масштабнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения
Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....
«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».
Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....
Мастер-класс «Эффективные стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»
Мастер-класс в помощь учителям старших классов...
Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»
Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...
Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"
В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...
Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Мстер-класс демонстрирует организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....