Типы и стили речи.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Абдураимова Эльмира Назимовна

Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_port.docx550.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21"
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ «СОШ №21» Г.Симферополь)

Конспект урока

русского языка в 5 классе

Тема: Типы и стили речи.

Урок разработан учителем

русского языка и литературы Абдураимовой Э.Н.

Урок русского языка  в 5 классе

Тема: Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста.

Цели:

1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить владеть детей художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры. Научиться определять особенности текста описания, создавать текст художественного стиля и описательного типа речи.

2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.

3. Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям; воспитывать культуру общения и самостоятельность.

 Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление  знаний о типах и стилях речи;
  • написание слов с орфограммами; умение объяснять и писать орфограммы (попутное повторение).

Развивающие:

  • закрепление навыков чтения;
  • выработка умения отвечать на проблемные вопросы;
  • выработка умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развитие речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • мультимедийная доска;
  • плакат со сказочными героями;

http://ia100.mycdn.me/image?t=3&bid=815469283118&id=815469283118&plc=WEB&tkn=*JhmwhLX15LUCOB9FdcXPbhh8x6g

  1. Ход урока :
  1. Организационный момент. 
  2. Мотивационный.

Учитель : Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей мы в классе  живём.

Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать

В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.


3. Актуализация знаний

Учитель : Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока

СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТ 

- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически

- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).

- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)

--Прослушайте стихотворение.

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

-Сформулируйте тему урока.(Типы и стили речи)

2. Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

   Типы речи.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

  1. Познакомиться с...            
  2. Учиться различать …___  ___ …

А как вы думаете, чем мы  сегодня на уроке будем заниматься?

Работать с текстами.

Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.

Наша задача: 

  • Познакомиться с тремя типами русской речи;
  • Научиться отличать их друг от друга;
  • Применить полученные знания при работе с текстом.

3. Повторение.

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила  :

  •     Что такое текст?
  • Как связываются предложения в тексте?
  • Что такое тема текста?
  • Что такое основная мысль текста?

4.Изучение новой темы.

В русском языке различают 3 типа речи:

  • повествование
  • описание
  • рассуждение
  • http://globuss24.ru/userfiles/image/doc/hello_html_m53a260db.jpg

Давайте подумаем,

  • От каких глаголов образованы эти существительные?
  • Что значит повествовать ,
  •                                             описать,
  •                                                      рассуждать?

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

 

Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

   

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. http://picsfab.com/download/image/22539/1920x1080_sobaka-animals-hat-malenkij-dog-schenok-zhivotnyie.jpg Собака весело побежала впереди меня.

     Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

               «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

  • Тема текста –  случай с собакой.
  •             Основная мысль –    собачья преданность.
  •                           Связь предложений в тексте –  цепная.)

О чём рассказал нам автор – хозяин  этой собаки?

Узнали ли мы ,

  •         как выглядит пёс?
  •              какой он породы?
  •                    почему он понравился хозяину?

Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

  • Что произошло?

Представим, что мы очевидцы этой истории.

             Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

  • Что на них будет изображено?
  • 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
  • 2.Шляпа летит в речку.
  • 3.Песик поймал шляпу.
  • 4.Он принес шляпу хозяину.

Обобщим наши суждения

  • Какой вопрос мы подобрали к тексту?
  • Что произошло?
  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
  • На нескольких.
  • О чем говорится в тексте?
  • О последовательных действиях.
  •         Перед нами тип речи повествование

2) Анализ текста типа описание.

У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

            Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака. http://www.vsezverushki.ru/img/full/108545.jpg

              Тема текста –   Нордик.

  •             Основная мысль –   красивая у нас собака.
  •                           Связь предложений в тексте -  параллельная.

   Что мы узнали о собаке в данном тексте?

(о ее внешних признаках)

  • Какой вопрос мы подберём к тексту?
  • Какой пёс ?
  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
  • На одной .
  • Перед нами тип речи  описание.

3. Анализ текста типа рассуждение.

Прочитаем и  третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

             Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

          Вот почему мы все любим Нордика.

http://www.kartinki.me/download.php?img=201306/1600x900/kartinki.me-12716.jpg

  • Тема текста –   почему мы любим Нордика?
  •             Основная мысль –       Нордик – наш большой друг.
  •                           Связь предложений в тексте –      цепная.
  • О чём мы узнали  в данном тексте?
  • О том, почему собаку любят.
  •  Какой вопрос мы подберём к тексту?
  • Почему мы любим Нордика ?
  •  Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?
  • Нет .
  • Перед нами тип речи   рассуждение

5.Обобщение.

Если обобщить все тексты,  какой единой теме они посвящены ?

  • Собака Нордик.
  • А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:
  • 1.О том, что произошло с собакой.
  • 2.О том, как выглядит собака.
  • 3.О том, за что любят пса.

      Если текст отвечает на вопрос: что произошло?

Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,

значит, это тип…

   6. Физкультминутка.

 http://images.aif.ru/008/282/7bc58aca6c7f637790b9d93896bd7fd4.jpeg

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

 5)Закрепление изученного материала.

Учащиеся строят ответ на основе образца ( по таблице )

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Текст № 1.

        Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом  воздух и жалобно смотрела на меня  большими глазами …   Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.

         На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.

     (По Ю. Алешковскому)

Это тип речи повествование.

Текст № 2

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

      Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

    (По И. Соколову-Микитову)

Это тип – описание.

    Текст № 3

  Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …золотым.

    Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека.

   Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.

                                                                                  (В. Солоухин)

Это тип – рассуждение.

  

6. Домашнее задание.

Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:

Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?

Чему научились?

А сможем дома самостоятельно, используя данную таблицу, написать  сочинение-миниатюру о своей кошке и доказать, какого типа получился текст?

Замечательно будет, если получится сразу три текста.

                     Успехов вам!

 

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы и стили речи

Материал для повторения на уроках текстоведения...

Типы и стили речи.

Презентация поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи, научит  определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста,  находить в текстах элементы, ука...

Типы и стили речи.

Данный материал предназначен для учителей. Он может быть использован при повторении материала о типах и стилях речи. Предлагаются не только теоретические сведения, но практические задания, работа с те...

Типы и стили речи.

Проверочная работа для учащихся 5-х классов по теме "Типы и стили речи"....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"

Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...

Урок русского языка в 5 классе "Типы и стили речи".Презентация.

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, (2012 год) Часть 1...

Типы и стили речи.

Типы и стили речи. Теория....