Рабочая программа по учебному курсу
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Ковалёва Екатерина Владимировна

Рабочая программа учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской  программы по русскому языку «Программа по русскому языку. 5-9 классы». Рабочая программа ориентирована на УМК М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской : Русский язык. 7 класс: учебник / М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской и др 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_uk.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской  программы по русскому языку «Программа по русскому языку. 5-9 классы». Рабочая программа ориентирована на УМК М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской : Русский язык. 7 класс: учебник / М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской и др 2015.

Программа факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи сневысоким уровнем грамотности учащихся 7 классов, с недостатком времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

- подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ;

- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Цель:

Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Общая характеристика учебного  курса

Программа  учебного  курса ориентирована  на языковое развитие учащихся 7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается какэтап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения  строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.

Курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации " имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.Программой предусмотрены практические  занятия.

Место в учебном плане учебного  курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Данная рабочая программа предусматривает изучение курса в VII классе 17 ч. (0,5 ч. в неделю).        

Результаты изученияфакультативного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Личностные результаты

Ученик научится:

  1. - Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
  2. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Осознавать эстетическую ценность русского языка.
  2. - Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  3. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
  4. Метапредметныерезультаты обучения

Регулятивные

Ученик научится:

  1. - Умению контроля.
  2. - Принятию решений в проблемных ситуациях.
  3. - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
  4. - Осознанию критериев оценки выполнения учебных заданий.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Основам саморегуляции.
  2. - Осуществлению познавательной рефлексии.

Познавательные

Ученик научится:

  1. - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  2. - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
  3. - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  4. - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
  5. - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  1. - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  2. - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  3. - осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

  1. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  2. - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  3. - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  4. - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  5. - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  6. - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
  7. Коммуникативные
  1. - Чтение и аудирование.

Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

  1. - Анализ текста.

Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи;

- Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания

- Совершенствование текста.

С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

  1. Предметные результаты обучения

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

знать правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание;

норму, действующую при данных условиях;

алгоритм обнаружения изучаемой орфограммы;

приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

правильно писать сложные слова,

правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

правильно писать не с разными частями речи;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах;

знать алгоритм обнаружения изучаемой пунктограммы;

 обосновывать и правильно употреблять знаки препинания при однородных членах, обращениях, причастных оборотах, деепричастных оборотах;

обосновывать и правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Учебно-тематическое планирование учебного курса

Раздел программы

Количество

часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

2

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

2

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

2

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

2

6

Правописание не с разными частями речи.

2

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

3

Содержание учебного курса

Правописание гласных и согласных корня.Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых  согласных корня, удвоенных согласных.О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.

Правописание н и нн в различных частях речи. Употребление н и нн в полных формах отыменных и  отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях,  в именах существительных.Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.Слитные и дефисные написания имён прилагательных.Слитные и раздельные написания имён числительных.Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.Правописание личных окончаний глагола.Употребление мягкого знака в глагольных формах.Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.Написание не с именами существительными, прилагательными.Написание не с причастиями.Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.Правописание предлогов.Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.Пунктуация в предложениях с обращениями.Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.Пунктуация в сложных предложениях.

Тематическое планирование учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации». 7 класс

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Дата

I

Правописание гласных и согласных корня

2ч.

1

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Тест

2

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

II

Правописание приставок

2ч.

3

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.

4

Приставки пре-/при-.

III

Правописание форм глагола 

2ч.

5

Правописание личных окончаний глагола. Тест.Употребление мягкого знака в глагольных формах.

6

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Тест

IV.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов 

2ч.

7

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных,прилагательных,числительных

8

Дефисное написание наречий. Тест

V.

Правописание Н и НН в различных частях речи

2ч.

9

Употребление н инн в полных формах отыменных имён прилагательных,отглагольных прилагательных.

10

Употребление н инн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

VI.

Правописание не  с разными частями речи

2ч.

11

Слитное написаниене со словами, не употребляющимися без не.

12

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

VII.

Правописание служебных частей речи

2ч.

13

Правописание предлогов.

14

Правописание союзов. Тест

VIII.

Пунктуация в простых и сложных предложениях

3ч.

15

Пунктуация в предложениях с обращениями.

16

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Тест

17

Итоговая тестовая работа.Анализ итогового теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...