Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Назаренко Елена Петровна

Тема:  Имя прилагательное как часть речи.                                           

 Цель: Расширить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи, его общем значении, грамматических признаках и синтаксической роли; совершенствовать умение отличать  прилагательные  от других частей речи; развивать художественное, образное мышление, умение строить ассоциативные связи;  пополнять лексический запас  обучающихся; воспитывать эстетические  чувства, способность видеть прекрасное в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок проводится совместно с психологом школы.

     

      Тема:  Имя прилагательное как часть речи.                                          

      Цель: Расширить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи, его общем значении, грамматических признаках и синтаксической роли; совершенствовать умение отличать  прилагательные  от других частей речи; развивать художественное, образное мышление, умение строить ассоциативные связи;  пополнять лексический запас  обучающихся; воспитывать эстетические  чувства, способность видеть прекрасное в окружающем мире.

      Оборудование тетради,  компьютер (ноутбук),   фонограммы, разноцветные фломастеры, маркеры или карандаши, иллюстрации с изображением зимы.

      Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

І.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

     Психолог школы проводит «психологическую   настройку» на урок. (Слово психолога)

Учитель языка - языковую разминку.  «Офис коректора»  (устно отредактировать данные предложения)

          Я уже думал о форме плана и как героя назову.  Мы наблюдали за процессией развития растения. Взять шествие над школой. В нашей больнице работает опытный персонаж.

IІ.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА  

       Учитель вместе с детьми определяет цели урока (отличать прилагательное от других частей речи; уметь назвать его значение; определять грамматические признаки и синтаксическую роль)  

        

ІІІ.  МОТИВАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

      «Угадай слово»!  (Один ученик выходит, учитель говорит ему загаданное слово. Нужно записать в тетради как можно больше прилагательных  к этому слову, чтобы класс угадал, о чем идет речь.)

     (Новый год  – праздничный, радостный, непредсказуемый, веселый, приятный, удивительный, блестящий, долгожданный).

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПРОВЕРКА  Д/З)

     Пока один ученик подбирает прилагательные, учитель работает с классом. (Беседа) 

     Что вы знаете о прилагательном из младших классов? На какие вопросы он отвечает? Что обозначает? Какие грамматические категории имеет?  

     «Угадай слово!»  - дети отгадывают.  Делают вывод о роли прилагательных в нашей речи.  

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА      

     Работа с учебником.      (Стр. 68 – прочитать определение, назвать, какие грамматические категории имеет прилагательное. Какие из них постоянные, а какие – изменяемые?  

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ   МАТЕРИАЛА

   1.      «Найди нужное».  (Из текста выписать словосочетания «прил. + сущ.», определить род, число, падеж прилагательного).  Сделать взвод о том, от чего зависят эти грамматические категории.  (Ученик читает текст на фоне спокойной музыки).

Как звенят снежинки

      Это было темным зимним вечером. Солнце спряталось за горизонт. Порозовел снежный ковер. Стало тихо-тихо. Замерцали звезды в высоком небе. Но вскоре потемнело, и я увидела, как падают снежинки на землю. Тихо опускаються на поле, на лес, на дорогу. Я прислушалась и услышала нежный звон. Будто где-то далеко-далеко звенит хрустальная чаша, которой касается серебряный молоточек.                      

     Что это?  Иду, прислушиваюсь. Звон идет от небольшой елочки. Это звенят маленькие снежинки! Касаются одна одной, будто серебряные молоточки. И звенят, звенят… Даже луна прислушивается.

    2.     «Школа молодого списателя» (Работа в группах).  Распространить предложения  прилагательными, подобрав их к выделенным существительным. Какую сиинтаксическую роль чаще всего играют прилагательные?          

        І.   (Звонкая) тишина упала на (белоснежную) землю.  В (теплой снеговой) шубе спит (зимний) лес. Дремают (стройные) ели и (высокие) сосны.

        ІІ.   Лишь кое-где слышен стук (молодого) дятла. А еще иногда доносится (непонятый) шорох: это (маленкая) белочка несмело прыгает с ветки на ветку. И от этого сверху  летит (пушистый) снег. А из-под (большого) сугроба слышится какое-то бормотание: это разговаривает во сне (бурый) медведь.  

       ІІІ.   На ветвях (высоких) деревьев будто висят (розовые) яблоки. Это (красногрудые) снегири клюют (яркую) рябину. На (чистом снежном) ковре отпечатываются следы (маленького) зайчика.  

       ІУ.   Только (голодный) волк бегает по лесу в поисках еды. Учует чью-то норку и начинает разгребать. А там – (сонный) ёжик. Наколется (злой) волк,  завоет и бежит дальше.

              Спит (зимняя) природа. А  завтра снова выйдет (яркое) солнышко и согреет своими лучами все вокруг.

           

   «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА». (Дети разбирают бумажки с написанными ролями из текста. Это и есть выделенные существительные. Учитель читает текст еще раз, а дети инсценируют свою роль, учитывая те прилагательные, которые они подобрали).

               

    3.   «Нарисуй музику».   (Объясняет психолог.) Звучит вальс

Г. Свиридова «Метель». Ученики должны  во время звучання  одновременно двумя маркерами нарисовать, что они чувствуют, переживают.  

    Подберите определения к слову «музыка». Какой вы ее услышали?  

VІI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. «Микрофон»  

  • Сегодня на уроке мы вспомнили, что прилагательное – это…
  • Мы научились определять такие грамматические категории прилагательного, как…
  • Поняли, что прилагательное зависит от …
  • Теперь мы уверены, что в предложении прилагательное чаще всего выступает …

Слово учителя (результаты работы на уроке). Оценивание.

VІІI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе

«Имя прилагательное как часть речи»Цель  урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...

Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.

Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе

В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....