Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Рыжикова Ольга Ивановна

Урок русского языка по теме  "Имя прилагательное как часть речи, общееграмматическое значение" построен с использованием технологии проблемно-диалогового обучения по ппрограмме Е.А.Быстровой в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Чушевицкая  средняя  школа»

Верховажского  района Вологодской  области

Технологическая карта урока русского языка по теме:

« Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение» (Урок №1)

(ФГОС)

 6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)

   Составитель: Рыжикова О.И.,

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории

МБОУ «Чушевицкая  средняя школа»

Дата 13.12.17

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение» (Урок 1)  § 29

Цели урока:

- знать  признаки прилагательного, уметь находить их в тексте, опознавать  имена прилагательные, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи

- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

Планируемые результаты:

- стремление к речевому совершенствованию; освоение личностного смысла учения.

Метапредметные УУД:

- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме;

Познавательные УУД:

- знать признаки прилагательного, уметь находить их в тексте.

Коммуникативные УУД:

- составлять план и последовательность действий

Регулятивные УУД:

-  проводить анализ способов решения

Предметные УУД

- умение опознавать  имена прилагательные, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи.

 Тип урока: Урок общеметодической направленности

Используемые технологии и методы Проблемное обучение, системно-деятельностный подход.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Подводящий к теме диалог -  формулирование темы урока

Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализацию субъективного опыта.

Подводящий к теме диалог.

Меня вам надо знать, беречь.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи говорится? Какова тема сегодняшнего урока?  Запишите ее в тетрадь.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему, используйте опорные фразы на доске:

1)Повторить …

2) Совершенствовать умение отличать …от … и правильно их ….

(Повторить изученный материал об имени прилагательном, совершенствовать умение отличать имена прилагательные от других частей речи и правильно их писать)

Задача: систематизировать знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка

Учащиеся отвечают.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составляют  предложения:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация  имеющихся знаний

Планирование деятельности

+ 5-10 минут

+ 5-10 минут

Методы и способы достижения поставленных задач:  проблемное обучение.

Побуждающий диалог выявление затруднений в деятельности учащихся

- Представьте, что вам предстоит  создать статью,  рассказывающую о прилагательном как о части речи.

- Каким стилем речи вы бы воспользовались?

 - С какой целью мы будем создавать такую статью?

- Что бы включили в эту статью?

- Определим план работы над статьей. Сколько частей должно быть ней?

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

- Какие задачи мы должны решить , чтобы у нас получилась научная статья, рассказывающая об имени прилагательном?

3. Составление плана и последовательности действий.

1.  Выяснить грамматическое значение имени прилагательного.

2. Вспомнить грамматические признаки имени прилагательного.

3. Каким членом предложения является имя прилагательное.

Вступают  в диалог, определяют план работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: определяют объект работы на уроке – анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;                              

IV

Применение знаний в групповой и самостоятельной работе.

обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися учебного материала

1. Работа в группа

1 группа – формулирует грамматическое значение прилагательного, используя упр. 238.

2 группа – готовит рассказ о морфологических признаках прилагательного.

3 группа – рассказывает о синтаксической роли прилагательных в тексте.

Подведение итогов 1 этапа работы.

Анализируют текст упр. 238, делают выводы, формулируют их.

Р: проводят анализ текста, делают выводы

П: анализируют слово с точки зрения его принадлежности к части речи

Л: овладевают приемами отбора материала

V

Закрепление знаний

Проговаривание и закрепление знаний

 Устные ответы каждой группы

- Отразите полученные сведения в удобной для вас форме кластера в тетрадях.

Заполняют кластер на доске и в тетради.

Замечания, дополнения к записи на доске.

Работают у доски, монологическое высказывание

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

VI

 Самостоятельная работа с самопроверкой

 выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

 1. Выполняют самостоятельно упр. 239 (по вариантам)

2.  Выполняют тестовое задание по определению разрядов имен прилагательных

3. Выполняют морфологический разбор имен прилагательных  из упр. 239

Подведение итогов взаимопроверки и самопроверки.

Выполняют задание.

Проверка в парах.

Самопроверка

Работа на доске по вариантам

Проверка.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Л: самоопределение

Р: умение давать правильную  оценку .

Л: адекватная самооценка

VII

Итог урока (рефлексия деятельности)

Самооценка результатов деятельности Формулирование задач на следующий урок.

  1. Выполнили мы задачу урока? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
  2. 1. Я знаю, что такое имя прилагательное.

2. Я умею определять грамматические признаки имени прилагательного.

  1. 3. Я научился определять разряд имен прилагательных
  2. 4. Я в целом все понял, но мне нужны еще дополнительные разъяснения.

Осуществляют самооценку.

К: умение выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание

Дифференцированное

По

Дифференцированное домашнее задание.

Учить правила по таблицам или схемам.

1 вариант—упр. 242 (задания 1—2).

2 вариант—упр. 242 (разборы).

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс

В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ”  Урок разработан с использованием техноло...

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...

Части речи. Общее значение имен прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...