Различение частицы не- и приставки не
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Монгуш Светлана Май-ооловна

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;

уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи;

составлять словосочетания, которые включали бы причастия  с частицей и приставкой не-;

составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность):

Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokchastitsy_ne.docx27.43 КБ
Файл razlichenie_chastitsy_i_pristavki_ne_7_klass.pptx521.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  7 классе.

Тема урока:            

 Различение  частицы  не- и  приставки не

Базовый учебник:  

Русский язык. 7 класс. учебный комплекс под редакцией  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцевой.                                        

Цели

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;

уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи;

составлять словосочетания, которые включали бы причастия  с частицей и приставкой не-;

составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность):

Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока.                

Урок общеметодической  направленности

Формы работы учащихся.        

Групповая и индивидуальная  работа, фронтальный опрос.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

 Приветствует учеников.

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»,  - говорил Сократ

(слайд№2)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные:общение и взаимодействие,планирование учебного процесса

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.

1.Этап «Теоретический» (групповая) (слайд№3)

Задание: заполнить и защитить таблицу.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Постановка учебной задачи.

Цель:  обсуждение затруднений (почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем).

 Мы повторили правописание не  с различными частями речи.

-Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,

-А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).

-давайте сформулируем тему и задачи урока

Ребята формулируют.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую,поиск информации по словарю.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.Включение изученного в систему знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания.

2этап. Диктант «Будь начеку» (Слайд №4)

Задание: перед вами текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, найти их, исправить и объяснить.

  Бушует в поле не_погода. По небу стелються низкие тяжелые облока. Но это непугает партизан.. Не_ нависть к фашистам собрала их в глухом лесу. Коля Зайко участвовал во многих сражениях. Сейчас он незамеченным  никем пребежал из деревни и докладывает командиру, что видел на дороги немецкие танки.

-Сколько ошибок в тексте?

(8 орфографических и 3пунктуационные)

-Объяснить правописание.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные:действия  оценивания усваиваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Физминутка

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Этап закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

3 этап. «Индивидуальный» (Слайд №5)

1 ученик от каждой группы работает по карточке. Затем сильные учащиеся из другой группы проверяют.

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

1 карточка

Мы увидели (не) освещенный зал, а полутемный и (не) большой.

2 карточка

Гордо стоят высокие горы поросшие редким лесом и (не)покрытые снегом.

3 карточка

Жила белка в лесу н…(о)чем не тужила  (н…)кто ее не беспокоил. 

Работа по учебнику- стр.177, упражнение 439

(1-3 предложения)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

4 этап. Диктант «Молчанка».(Слайд№6)

Задание: определите, слитно или раздельно пишется слово, определите часть речи.

1.Говорил (не)правду(сущ.)

2. дома (не) освещены ( кр.прич.)

3. (не)навистный враг (прил.)

4. (не)глубокая речонка (прил.)

5. (не)решенный вопрос (прич.)

6.( не) решенный мною вопрос (прич.)

7. (не)когда поговорить (нар.)

8. (не) к кому обратиться (местоимение)

9. (не)дотепа (сущ.)

10. работе (не) написана (крат. прич.)

11. (не) законченная к сроку работа (прич.)

12.( не) широкая, а глубокая речка(прил.)

13 (не) о чем беспокоиться (мест.)

14. (не) боясь правды (деепр.)

15. (не)плохая погода (прил.)

16. (не)взрачный человек (прил.)

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

7   Рефлексия.    

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

А)  Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1.  Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи.

2.  Не с глаголами пишется всегда раздельно.

3.  Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными.

4.  Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами.

5.  Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на -о, -е

6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА

7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно.

8. В предложении Девочка (не)тактична сказуемое выражено кратким прилагательным, НЕ с ним пишется слитно.    Обсуждение ответов.

  Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

8. Итог урока

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых непростых тем в русском языке «Различение частицы и приставки не».

-Но, как известно, отрицательных частиц в русском языке две. На следующем уроке мы с вами узнаем о различении этих частиц на письме.

-А самые любознательные могут дома уже ознакомиться с материалом учебника по этой теме.

9. Домашнее задание

Создать миниатюру, в котором бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.

-  Всего вам доброго. Успехов! Будьте  любознательными, и вы станете много знающими.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. Сократ

Слайд 2

1.Этап «Теоретический». Задание: заполнить и защитить таблицу.

Слайд 3

2этап. Диктант «Будь начеку» Задание: перед вами текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, найти их, исправить и объяснить . Бушует в поле не_погода . По небу стелю ть ся низкие тяжелые обл о ка . Но это не пугает партизан.. Не_ нависть к фашистам собрала их в глухом лесу. Коля Зайко участвовал во многих сражениях. Сейчас он н ез амеченным никем пр е бежал из деревни и докладывает командиру, что видел на дорог и немецкие танки.

Слайд 4

3 этап. «Индивидуальный» 1 ученик от каждой группы работает по карточке. Затем сильные учащиеся из другой группы проверяют.

Слайд 5

1.Говорил (не)правду 2. дома (не) освещены 3. (не) навистный враг 4. (не)глубокая речонка 5. (не)решенный вопрос 6.( не) решенный мною вопрос 7. (не)когда поговорить 8. (не) к кому обратиться 4 этап. Диктант «Молчанка». Задание: определите, слитно или раздельно пишется слово, определите часть речи.

Слайд 6

9. (не) дотепа 10. работе (не) написана 11. (не) законченная к сроку работа 12.( не) широкая, а глубокая речка 13 (не) о чем беспокоиться 14. (не) боясь правды 15. (не)плохая погода 16. (не) взрачный человек

Слайд 7

1. Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи. 2. Не с глаголами пишется всегда раздельно. 3. Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными. 4. Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами. 5. Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на -о, -е 6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА 7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно. 8. В предложении Девочка (не)тактична сказуемое выражено кратким прилагательным, НЕ с ним пишется слитно. Обсуждение ответов. «Верные и неверные утверждения»

Слайд 8

«Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…»