Конкурс ГРАМОТЕЕВ
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Архипова Любовь Викторовна

Разработка мероприятия Конкурс ГРАМОТЕЕВ для учащихся 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурс ГРАМОТЕЕВ29.5 КБ
Файл Конкурс ГРАМОТЕЕВ1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс ГРАМОТЕЕВ"

Цели

  • развитие сообразительности, логического мышления;
  • укрепление интереса к родному языку;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма;
  • установление доброжелательного микроклимата.

Продолжительность игры: 45-50 минут.

Участники: две команды по 5 чел.; располагаются за разными столами.

Оформление сцены: пространство доски оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре – название “Конкурс Грамотеев”.

Музыкальное оформление: песня “Раз – словечко, два – словечко”.

Система судейства: жюри (учителя, школьники).

Подготовка: м/медийная аппаратура, раздаточный материал для проведения конкурсов, карточки с заданиями, ручки, листы белой бумаги, грамоты и призы.

Звучит песня “Раз – словечко, два – словечко”. Зрители-болельщики рассаживаются по своим местам, команды занимают места за столами.

Ведущий.        В нашей школе проходит декада русского языка и литературы. Сегодня мы проводим «Конкурс Грамотеев», на котором постараемся расширить свои знания в области русского языка.

В конкурсе участвуют две команды – "Знатоки" и "Умники". Наших участников ждут трудные, но интересные испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры. А для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в предложенных конкурсах.

Конкурс 1. Разминка «Дальше, дальше, дальше…»

За 1 минуту нужно ответить на как можно большее количество вопросов. Если вы не знаете ответа, говорите «дальше». Замените ответ одним словом.

Вопросы 1 команде:

  1. Сколько букв в алфавите? (33)
  2. Обычное русское приветствие (здравствуйте)
  3. Слова, противоположные по значению (антонимы)
  4. Синоним слову «метель» (буря, пурга, вьюга…)
  5. Собрание засушенных растений (гербарий)
  6. Предпоследняя буква алфавита (ю)
  7. Изменяемая часть слова (окончание)
  8. Антоним слову «уезжать» (приезжать»)
  9. Обучение животных (дрессировка)
  10. Какого рода слово «какао»?
  11. Сколько падежей в русском языке? (6)
  12.  Состояние, когда человеку не спится (бессонница)
  13. Мужчина с очень тёмными волосами (брюнет)
  14. Ансамбль из 3 певцов (трио)
  15.  Устойчивые сочетания слов, крылатые выражения (фразеологизмы)

Вопросы 2 команде:

  1. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
  2. 60 минут (час)
  3. Местоимение 1 лица ед.ч (я)
  4. Часть слова без окончания (основа)
  5. Синоним слову «смеяться» (хохотать)
  6. Антоним слову «старый» (молодой)
  7. Человек, который лечит больных (доктор, врач)
  8. Какого рода слово «пальто»? (ср.р)
  9. Синоним слову «вертеться» (крутиться)
  10.  Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)
  11.  Тот, кто принёс весть (вестник)
  12. Маленькое серое животное с длинным хвостом (мышь).
  13. Лицо, управляющее хором, оркестром (дирижёр)
  14. Тот, кто любит проводить свободное время дома (домосед)
  15. Человек одного возраста с кем-либо (сверстник, ровесник, однолетка)

Станция «Орфографическая»

2. Отгадать загадки. Записать без ошибок отгадки. Отгадка – словарное слово.

Закутан ребёнок в сто пелёнок                                        Капуста

По горам, по долам ходят шуба да кафтан.                        Овца

Кто один имеет рог? Ну конечно…                                Носорог

Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня.                        Крапива

                

Лист бумаги по утрам на квартиру носят к вам.                

На одном таком листе много разных новостей.                Газета

Если её работу дашь – зря работал карандаш.                 Резинка

Стоит на крыше всех труб выше.                                        Антенна

Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.                        Муравей

Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут.        Облака

Бежит, гудит, в два глаза глядит,

А станет -  ярко-красный глазок глянет.                           Автомобиль

Из края города в другой

Ходит домик под дугой.                                                         Трамвай

Станция «Фразеологическая»

Конкурс 3. “Что это значит?”

Вопросы для команд (по очереди) 1 минута на обсуждение. Как вы понимаете это выражение?

За правильный ответ даётся фишка.

  1. Шиворот-навыворот. Как вы понимаете это выражение? (Сделать что-то или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать).
  2. Засучив рукава. (Очень хорошо потрудиться)
  3. Бить баклуши. Что это значит? (Бездельничать)
  4. Спустя рукава. Как вы понимаете это выражение? (Неохотно, неаккуратно)
  5. Рукой подать… (близко)
  6. Перемывать косточки…(сплетничать)
  7. Бок о бок…(рядом)
  8. Время от времени…(иногда)
  9. Надуть губы…(обидеться)
  10. Вылетело из головы…(забыл)

Конкурс 4. «Фразеологическая путаница». Соберите фразеологизм. 

Волков бояться тот против нас

Нет дыма в лес не ходить

Куй железо, пока горячо

Знает кошка то и пожнешь

Что посеешь без огня

Кто не с нами чье мясо съела

Конкурс 5.“Что это?”

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

 Конкурс 6. “Фразеологический зверинец”

Задание: добавить недостающее слово – название животного. (Команды готовятся к ответу)

Голоден как … (волк)

Хитер как … (лиса)

Труслив как … (заяц)

Здоров как …. (бык)

Колюч как… (еж)

Изворотлив как … (уж)

Надут как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Болтлив … (сорока)

Упрям как … (осел)

Конкурс 8. «Пойдём на рыбалку!» (Удочка с магнитом и рыбки с заданиями и скрепочками)

 (Вопросы домашнего задания к игре «Конкурс Грамотеев»)

  1. Что вы знаете из истории слова «глагол»? Из какого языка оно к нам пришло и какие первоначальные значения были у слова «глагол»?
  2. Каково происхождение знакомого всем с детства «баю-бай», «баю-баюшки-баю» (слова колыбельной песни для ребёнка)?
  3. Назовите фамилию великого русского учёного, преобразователя русского языка, поэта, баснописца, физика, химика…А.С.Пушкин его назвал «первым нашим университетом».
  4. Каково происхождение слова «медведь»?
  5. Что общего в словах аквариум, акваланг, акварель в их значении?
  6. Как объяснить значение афоризма «ахиллесова пята». Расскажите его историю.
  7. Почему мы так говорим: «от доски до доски»? Каково происхождение этого выражения?
  8. Что означают устаревшие слова: «ланиты», «рамена», «уста», «очи»?

Станция «Словообразовательная”

Конкурс 9. «Угадай зашифрованное слово!»

Задание: командам выдаются карточки, надо угадать зашифрованное слово.

Задание для 1-й команды.

Приставка этого слова находится в слове “занос”, корень – в слове “морозец”, суффикс – в слове “горка”, окончание – в слове “листочки”.

Задание для 2-й команды.

Приставка этого слова находится в слове “понес”, корень – в слове “слово”, суффикс – в слове “курица”, окончание – в слове “крапива”

 Конкурс 10.  «Где слова родные, однокоренные?».

Командам даются карточки, нужно выделить корни только в однокоренных словах.

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок.

Горный, горка, городок.

Моряки, морской, моржи.

Холод, холмик, холодок.

Семя, семечко, семья.

Конкурс 11. “Найди слово”

Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.

Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов.

(Урок, рука, сачок, коса, лучи, роса, рак, кора, ручка и т.д.)

Конкурс капитанов  « Предмет или действие?»

Игроки должны указать, какое из выделенных слов обозначает предмет, а какое- действие предмета, и доказать ответ постановкой вопросов.

«Знатоки».

Затопили печь, чтобы пироги печь.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

«Умники»

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Была Катюша запевала, она все песни запевала.

Кто без кисти и белил, крыши города белил?

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Хочется верить, что вам она понравилась, и вы получили заряд хорошего настроения.

Учите русский - годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Сабир Абдулла

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык! - хором

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык! - хором

Заключительное слово жюри, награждение команды-победительницы и наиболее активных зрителей.

Я благодарю вас за участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ Знай и люби русский язык!

Слайд 2

Разминка « Дальше, дальше, дальше…»

Слайд 3

Станция «Орфографическая»

Слайд 4

Станция «Фразеологическая» “Что это значит ?” Шиворот-навыворот… Засучив рукава… Бить баклуши… Спустя рукава… Рукой подать … Перемывать косточки… Бок о бок… Время от времени… Надуть губы… Вылетело из головы…

Слайд 5

Станция «Фразеологическая» «Фразеологическая путаница » Волков бояться тот против нас Нет дыма в лес не ходить Куй железо, пока горячо Знает кошка то и пожнешь Что посеешь без огня Кто не с нами чье мясо съела Волков бояться тот против нас Нет дыма в лес не ходить Куй железо, пока горячо Знает кошка то и пожнешь Что посеешь без огня Кто не с нами чье мясо съела

Слайд 6

Станция «Фразеологическая» “ Что это ?” 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. 3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Слайд 7

Станция «Фразеологическая» “Фразеологический зверинец” Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как … Хитер как … Труслив как … Здоров как …. Колюч как … Изворотлив как … Надут как … Нем как … Болтлив … Упрям как …

Слайд 8

«Пойдём на рыбалку !»

Слайд 9

Станция «Словообразовательная” Задание для 1-й команды. Приставка этого слова находится в слове “занос”, корень – в слове “морозец”, суффикс – в слове “горка”, окончание – в слове “листочки”. Задание для 2-й команды. Приставка этого слова находится в слове “понес”, корень – в слове “слово”, суффикс – в слове “курица”, окончание – в слове “крапива ”.

Слайд 10

Станция «Словообразовательная” «Где слова родные, однокоренные?». Выделить корни только в однокоренных словах . Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок. Горный, горка, городок. Моряки, морской, моржи. Холод, холмик, холодок. Семя, семечко, семья.

Слайд 11

“Найди слово” Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов.

Слайд 12

Конкурс капитанов «Предмет или действие?» Указать , какое из выделенных слов обозначает предмет , а какое - действие предмета , и доказать ответ постановкой вопросов . «Знатоки». Затопили печь , чтобы пироги печь . Ведро дало течь , и вода стала течь . Медведь в лесу, не зная правил , однажды мотоциклом правил . «Умники» Снежное покрывало всё поле покрывало. Была Катюша запевала , она все песни запевала. Кто без кисти и белил , крыши города белил ?

Слайд 14

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык ! Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Сабир Абдулла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс грамотеев

разработка открытого мероприятия в 5-6 классах...

Конкурс грамотеев в 7 классе. Английский язык.

Конкурс грамотеев в 7 классе. Английский язык....

Конкурс грамотеев

Внеклассное мероприяти по русскому языку...

"Конкурс Грамотеев"

В материале я предлагаю конспект урока по русскому языку для 2,3.4-х классов....

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Конкурс грамотеев"

Внеклассное мероприятие "Конкурс грамотеев"...

Интеллектуальная игра - "Конкурс грамотеев"

Внеклассное занятие по русскому языку в 7классе, состоящее из шести туров....

Конкурс грамотеев

Материал может быть использован как на уроках русского языка, так и внеклассных занятиях....