Урок Правописании приставок пре- и при-. Обобщение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Майкова Яна Анатольевна

Урок "Правописании приставок пре- и при-. Обобщение". Составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системы интерактивного голосования "ВОТУМ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Правописании приставок пре- и при-. Обобщение»

Цели: 
- совершенствовать знания учащихся о правописании приставок;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по правописанию приставок;
- воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю;
- развивать творческую активность. 
-развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;
- воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям. 

Методы: 
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 
по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные: адаптация в социально-информационной среде, эмоциональные;
мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; 
контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные. 

Средства обучения: урок проводится в компьютерном класс, оснащённом мультимедийной техникой. Урок сопровождается авторской презентацией.

Ход урока

I этап. Оргмомент. 


Учитель русского языка


- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на уроке. Начнем с домашнего задания. Дома вы выполняли упражнение 211, которое называется «Самое важное». О чем в нем говорилось? (О характере человека). Какие это черты характера? (упорство, настойчивость). Вот и мы наш урок начнем мы с аутотренинга:

Мы умные, упорные, настойчивые, мы отлично учимся, все у нас получится!

-Надеюсь, что мы поработаем на уроке с отличным настроением.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Сегодня нам будут нужны учебники, рабочие тетради, словарики-справочники, оценочные листы, пульты системы «Вотум».

Открываем тетради, записываем дату, классная работа (слайд 1). А тему урока мы запишем позже.

Сегодня мы начнем с игры «Кто больше?» (слайд 2). Как в неё играть? Попробуйте образовать с помощью приставок несколько новых глаголов от глагола «ходить» (засекается время 2 минуты). Сколько у вас получилось? 10-15? А у меня получилось 21 слово. (слайд 2). А как вы думаете, сколько вообще приставок в русском языке? А вот лингвист Александр Николаевич Зайцев набрал целых 120 приставок! Но в школьной программе изучают около 30-ти приставок с их вариантами.

- Давайте вспомним, на какие три группы делятся все приставки.

(ответы детей). (слайд 3)

Приставки русского языка

1. Неизменяемые приставки

2. Изменяемые приставки (на -з, -с )

3. Приставки, написание которых зависит от смысла

от-, до-, на-

рас-/раз-, ис-/из-

пре-, при-


- Приведите примеры приставок для каждой группы (слайд 3)

- Подчиняются ли приставки первой группы какому-либо правилу? (Нет, их нужно запомнить)

- А от чего зависит правописание приставок второй группы? (от соседней с приставкой согласной: если она звонкая – пишется з, если глухая – с. Но нужно помнить, что приставка с- бывает, а приставки з- не существует).

- А теперь проверим ваши знания на практике. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (слайд 4). (Дифференцированные задания по перфокартам – слабым ученикам).

Бе…брежный, п…садить. во…раст, и…жарить,, н..пилить, чре…мерный, ..делать, о…дать, на..строить, п..р..слать.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работы, сверьте со словами на экране.

- Слова каких частей речи нам встретились? (Глаголы, прилагательные, существительные). А у каких частей речи не бывает приставок? (у служебных).

- Давайте подведём итог этой части урока. Оцените свои теоретические знания и практические умения. (слайд 5)


Молодцы! Переходим к основной части нашего урока. Особую сложность вызывает правописание приставок пре- и при-. Почему? (
потому что написание их зависит от значений, которые нужно знать). Последние несколько уроков мы говорили именно о них. Все мы о них узнали? Да, практически, все. Поэтому, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься в оставшееся время? (Правильно, мы повторим ту информацию, которая касается приставок пре- и при-, закрепим ваши умения правильно писать эти приставки и проверим ваши знания).

- Записываем тему урока «Правописание приставок пре- и при-. Обобщение». (слайд 6).

- Ребята, ответьте мне на вопрос: «Приставки пре- и при- это одна и та же приставка, в которой происходит чередование букв е и и, или это разные приставки?» (Разные, так как у них разные значения). Посмотрим, как вы хорошо разбираетесь в этих значениях (слайд 7).  (трек из «Радио-няни») Рассказываем правило по алгоритму.

Слайд 8

(про приставку пре-)

- В рабочей тетради выполняем задание – Выборочное списывание

Выпишите только те слова, значение приставки которых объяснено верно

Премилый – очень милый;

Презрительный – с очень хорошим зрением;

Прекрасный – очень красивый;

Предельный – очень дельный

Превозносящий* – тот, кто что-то переносит

- Сделайте морфемный разбор этих слов. (у доски 1 ученик разбирает слово предельный – делается вывод, что в этом слове нет приставки пре, а корень –предель-). А значение слова «превозносящий» вы можете посмотреть в словарике в конце учебника. Что значит это слово? (от глаг. превозносить – «слишком расхваливать»).

Оцените свои знания в оценочном листе (слайд 9)

Переходим к приставке при- (слайд 10) (Ученик рассказывает правило по алгоритму).

- Итак, ребята, вы назвали три основных значения приставки при-, которые даны у нас в учебнике – приближение, присоединение, неполнота действия. Но некоторые ученые выделяют еще парочку значений. Что вы скажете о таких словах, как «придумать», «прикончить», «приручить»? Их можно объединить значением «завершенность действия» (слайд 10). А слова  «приберечь», «припрятать», «присвоить» можно объединить значением «совершение действия в собственных интересах» (слайд 10). Давайте запишем их в словарик-справочник. (Поднимаю экран)

Ну что? Повторили основные значения приставки при-? Отдохнем?

Физминутка

Глазки прикроем, а теперь приоткроем. Привстанем. Приятно улыбнемся друг другу. Руками прихлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём, присядем и приостановленную работу опять начнём. (слайд).

«Немой» диктант

Нужно написать, что делает предмет, обязательно используя приставки пре- или при-

Самолетик (прилетает), кораблик (приплывает), автомобиль (приезжает). А теперь напишите, что делаю я (используете только глагол с приставками пре- или при-) – прибивает, прицепляет, примеряет, прислоняется.

- Проверим себя: во всех этих словах пишется приставка при-

 - Но всегда ли, ребята, мы можем с точностью определить значение приставок пре- и при-? (Нет, не всегда). Есть слова, в которых эти приставки утратили свое значение. Поэтому, что мы должны делать с этими словами? (Учить наизусть либо посмотреть их правильное написание в словаре). А в каких источниках информации мы можем найти правильное написание слова? (интернет – википедия, яндекс словари, портал грамота.ру, словари- орфографические, орфоэпические, толковые). Есть еще один замечательный словарик Ушакова О.Л. Как писать? Пре или при? / Словарик школьника. – СПБ.: «Литера», 2007. – 64 с.

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете словарные слова?

Словарный диктант.

- Я говорю слово или сочетание слов, а вы должны заменить их, используя словарные слова на пре-/при-. 

глава государства _президент______________________________________

подарок ______презент_____________________________________

оперная певица, исполнительница главных ролей __прима______________

помеха на дороге ____преграда___________________________________

первое представление пьесы, фильма __премьера______________________

история, передающаяся из уст в уста _предание_______________________

Молодцы! Оцените себя.

(опускаю экран)

И последний пункт, о котором мне хотелось бы поговорить с вами – это слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Например, призреть – презреть (таблица омофонов с пре-, при-) (слайд 13). Как называются такие слова? (омофоны). Для правильного написания этих слов

нужно четко понимать разницу в их значениях. Таблица эта есть у вас в словарях-справочниках. Её нужно было выучить. Эти слова встретятся в итоговом тесте.

Переходим к итоговому тесту.

Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» с использованием системы «Вотум».

По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.

- Давайте подведём итог нашего урока. 


 На экране высвечивается оценочная шкала, дети подсчитывают свои результаты и выводят оценку.

В последней графе оцените, пожалуйста, степень своего участия на уроке. Перед вами гора. Нарисуйте себя на ней. Я себя нарисую на вершине горы, потому что я организовала вашу работу.

Вложите оценочные листы в свои тетради, сдайте их.

Запись домашней работы

Вконтакте или Дневник.ру найдете мою ссылку на творческие задания (решить три задания). Повторить параграфы 31-39, подготовиться к контрольному диктанту.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________________________

ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛО
МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ

Задание 

Я знаю правило

Я умею его применять 

1. Классификация приставок русского языка



2. Правописанием приставки пре-

3. Правописанием приставки при-

4. Словарные слова

Итого

Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» («ВОТУМ»)


Рефлексия

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________________________

ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛО
МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ

Задание 

Я знаю правило

Я умею его применять 

1. Классификация приставок русского языка



2. Правописанием приставки пре-

3. Правописанием приставки при-

4. Словарные слова

Итого

Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» («ВОТУМ»)


Рефлексия





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание приставок -ПРЕ -ПРИ"

Представлен урок с использованием информационных технологий, помогающих разобраться в трудных случаях правописания приставок -ПРЕ -ПРИ....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Урок "Правописание приставок пре и при

Урок в 6 классе по теме: "Гласные в приставках пре- и при-" Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся со значением приставок пре - при.Развивающие: развивать внимание ,память, логическое м...

Урок "Правописание приставок" в 10 классе

Открытый урок был проведен для родителей в день открытых дверей с целью отработки умений и навыков по данной теме в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Тема урока: «Правописание приставок».

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.Задачи урока:Обучающая: Закре...


 

Комментарии

Гнездилова Ольга Евгеньевна

Большое спасибо!Очень хороший урок!

Майкова Яна Анатольевна

Спасибо за оценку моих уроков!