Главные вкладки

    Презентация и урок по теме "Роль прилагательных в речи" 7 кл.
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

    Иванцова Ольга Ивановна

    Разработка урока "Роль прилагательных в речи" 7 класс специальной (коррекционной) школы + ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_prilagatelnyh_v_rechi_7_klass.doc39.5 КБ
    Office presentation icon rol_prilagatelnyh_v_rechi.ppt2.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  «Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи» 7 класс

    Тип урока: сообщение нового.

    Цели урока:

    1. Дать понятие об имени прилагательном, расширить знания обучающихся о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные. Показать роль имени прилагательного в речи.
    2. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение упражнений, направленных на расширение и активизацию  словарного запаса.
    3. Воспитание  в детях умения работать коллективно, чувств товарищества и взаимопомощи, интереса к родному языку, а также стремления к здоровому образу жизни на основе  текстового содержаний практических упражнений.

    Ход урока:

    1. Оргмомомент.
    2. Эмоциональный настрой.

    Разогреем наши ладошки, обнимем ими своё лицо, и пока тепло, от которого нам будет комфортно весь урок, будет разливаться по всему нашему телу, мы послушаем просто очень хорошую музыку и полюбуемся картинами зимней природы. (слайды № 1-8)

          - Скажите, какая это музыка.  А какая  природа?

    (слайд  №9  с вопросом    какая? ) ответы учеников записываются на доске.

    - А какое настроение у нас сегодня? (слайд№10 какое? и ответы). Давайте наше хорошее настроение  сохраним не только до конца урока, но и на целый день).

    1. Проверка домашнего задания. Каждый  из вас получил своё задание: охарактеризовать предмет. (фронтальный опрос)

    Хлеб (какой?)

    Утро (какое?)

    Песня (какая?)

    Овощи (какие?)

    Лимон (какой?)

    Трава (какая?)

    Одеяло(какое?)

    Лимон (какой?)

    1. Работа по теме урока.

    (Слайд №11)

    Прочитайте стихотворение  и скажите, какую часть речи мы начнем сегодня на уроке изучать.

     Имя прилагательное,

    Мы с тобой дружны.

    Признаки предметов называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусные конфеты,

    Кожаный портфель.

    Откройте тетради и запишите число и тему урока,(слайд№12) а также вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Выпишете из данного стихотворения имена прилагательные.

    Не случайно я заострила ваше внимание на второй части нашей темы «Роль имени прилагательного в речи». Итак, прилагательное…. Уже в самом имени содержится намек, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Поэтому мы говорим, что прилагательное обозначает признак предмета. (слайд №13) 

    А о многообразии признаков поговорим чуть позже.

     Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Давайте сравним два отрывка стихотворений. (слайды№14 и №15)

    Теперь о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные

    Сейчас будем работать очень дружно и все вместе. Вы будете дополнять примерами  правило. (слайд№16)

    Итак, имена прилагательные обозначают  следующие признаки предметов:

    Цвет (белый,……..);

    Величина ( огромный,…..);

    Форма (квадратный,….);

    Вкус ( сладкий,…..);

    Запах (хвойный…);

    Обозначают  различные качества людей и животных:

    Внешность (стройный,…..);

    Возраст (старый,….);

    Черты характера (добрый,….);

    Настроение (грустное,….)

    А сейчас поработаем с учебником. Откройте стр.106, упр. 136. Задание: выпишите  имена прилагательные, характеризующие каждого из вас.

    1. Физминутка.

    - «Гимнастика ума» (слайд № 17)

    Сейчас мы выполним упражнения, которые улучшают кровообращение головного мозга и способствуют его насыщению кислородом. Это массаж ушей. Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3-х  раз.

    - с музыкальным сопровождением.

     (слайд№ 18)

    Очень приятно смотреть на  плавающих  разноцветных рыбок – обитателей загадочного и неповторимого морского дна. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. А в зубных кабинетах, где есть аквариумы с рыбками, больные не испытывают чувства страха.

    1. Работа по развитию речи. (слайд№ 19)

    -Перед вами  репродукция картины  Васнецова «Аленушка». Какую сказку она вам напоминает?

    Давайте с помощью имен прилагательных  восстановим описание картины.

    1. Работа по активизации словарного запаса.. (слайд № 20)

    В русском языке есть очень много слов, противоположных по значению. И прилагательные не являются исключениями. Например, Вадим высокий, а Руслан низкий.

    Сейчас каждый получит карточку с заданием: вписать в таблицу имена прилагательные, противоположные по значению.

    -Даны вступительная и  заключительная части текста.

    Пал Палыч принес чемодан.  В нем был мой костюм клоуна.

    Меня охватило радостное нетерпение. Захотелось скорее примерить костюм.

    Задание: допишите главную часть текста. Опишите цвет, форму, материал частей костюма: колпак, штаны, куртка, воротник.

    8. Домашнее задание.

    1-2 уровень– стр.109 упражнение 139.

    Остальные выполняют - упр. 138.

    1. Итоги урока.  С какой частью  речи познакомились?        

         На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    Какова их роль в нашей речи?  

    У нас с вами ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ. Надеюсь, что от этого и настроение у вас такое же хорошее, как и в начале урока. (слайд №21)

     Я называю словосочетания, а вы мне называете имя прилагательное с вопросом.

    Правильная осанка, физические упражнения, здоровое питание, утренняя зарядка, душистое мыло, целебные травы, приятное закаливание, водные процедуры.

    1. Выставление оценок.
    2.  Подготовка к перемене.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи.

    Слайд 3

    Музыка природа какая? какая?

    Слайд 4

    Настроение какое?

    Слайд 5

    Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Кожаный портфель.

    Слайд 6

    сущ. + прил. с вопросом воздух (какой?) свежий полотенце (какое?) банное зарядка (какая?) утренняя руки (какие?) чистые

    Слайд 7

    О (_______) природе, о (______) природе С зарей в (__________) глазах, О (_______) снеге, о (_____) погоде, О яблоне в (______) садах, О (______) пшенице, о (_______) просторах, О солнце (_________) берез, О (_________) реках, о (_________) взорах, О песнях, (_________) до слёз.

    Слайд 8

    ...О русской природе, о милой природе С зарей в материнских глазах, О пушистом снеге, о ясной погоде, О яблоне в белых садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце тенистых берез, О ласковых реках, о девичьих взорах, О песнях, печальных до слёз.

    Слайд 9

    Имена прилагательные обозначают: Цвет (белый, ...) Величина (огромный, ...) Форма (круглый,...) Вкус (сладкий,...) Запах (хвойный,...) а также – различные качества людей и животных: Внешность (стройный,...) Возраст ( старый,...) Черты характера (дружелюбный,...)

    Слайд 10

    физминутка Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу.

    Слайд 12

    Алёнушка. Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её ____________ братец превратился в ___________ козлёночка. От________ тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом ______________лес. ___________ вода в _____________ озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Такая она __________. Не грусти, __________ Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем. Восстановите текст:

    Слайд 13

    Имена прилагательные, противоположные по значению. голодный – сытый грустный – весёлый правый- - левый сырой - сухой

    Слайд 14

    Сколько имён прилагательных употребил поэт? Я смотрела из окна, Мне вся улица видна: Деревянная скамья, На скамье сидит семья: Внук – красивый, молодой, Дед с кудрявой бородой, Мама с папой, а у ног – Серый маленький щенок. Если будете внимательными Вы найдете прилагательные.

    Слайд 15

    Даны вступительная и заключительная части текста. Пал Палыч принес чемодан. В нем был мой костюм клоуна. ........................................................ Меня охватило радостное нетерпение. Захотелось скорее примерить костюм. ___________________________________ Задание: допишите главную часть текста. Опишите цвет, форму, материал частей костюма: колпак, штаны, куртка, воротник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку "Правописание кратких прилагательных"

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе"Правописание кратких прилагательных"...

    Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

    Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

    Презентация к уроку-обобщению."Имя прилагательное. 5 класс.

    Материалы презентации к уроку-обобщению о теме "Имя прилагательное". 5 класс....

    презентация открытый урок 6кл имя прилагательное

    презентация открытый урок 6 кл имя прилагательное...

    Презентация к уроку "Степени сравнения прилагательных"

    Презентация для учащихся начальной школы...

    Презентация к уроку Степени сравнения прилагательных

    Презентация поможет визуализировать изучаемый материал по теме "Степени сравнения прилагательных"...

    Презентация к уроку в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

    Презентация к уроку в 6 классе коррекционной школы по теме  "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...