Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Козина Ольга Валерьевна

Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e-_i.docx470.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  (1 часа)

Учитель: Журина Ольга Валерьевна

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

Цель:  Сформировать орфографические умения, необходимые для выбора написания корней с чередующимися гласными е//и.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • познакомить учащихся c графическим обозначением орфограммы - буквы е//и в корне слова;
  • сформировать знания учащихся об условиях выбора букв е//и в корнях (-бер-//-бир-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, -блест-//-блист-, -жег-//-жиг-, -стел-//-стил);
  • совершенствовать знания учащихся о глаголе как значимой части речи;
  • совершенствовать знания детей о корне как значимой морфеме;
  • повторить правописания суффиксов глагола несовершенного вида -ыва- (-ива-) и -ова-(-ева-)

  1. Развивающие:
  • содействовать формированию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа     товарища и объективную оценку индивидуальной работы;
  • воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;
  • формировать интерес к предмету с помощью занимательного материала (пословиц, игры «Хлопок»)
  • развивать зрительную память при помощи выделения орфограмм, с помощью зрительного диктанта;
  • способствовать развитию абстрактного мышления с помощью немого диктанта.

  1. Воспитательные:
  • совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе создания устного и письменного ответа по предмету;
  •  развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
  •  обогатить словарный запас учеников через введение в урок новых терминов.

Оборудование: компьютерная презентация.

Список использованной литературы:   http://nsportal.ru/, Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., М.: 2012 - 318 с., интернет ресурс: http://www.proshkolu.ru/, Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)., Репкин В.В. Методический комментарий к учебнику русского языка.

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

I. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя; ведущее слово

1 мин.

II .

Повторение изученного

Метод: диктант

Прием: графический диктант

5 мин.

III. Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, сообщающее слово учителя, инструктирующее слово

Метод: проблемная ситуация

Прием: проблемное слово учителя

Метод: беседа

Прием: репродуктивно-эвристическая

10 мин.

IV .  Закрепление изученного

Метод: активный метод обучения

Прием: разучивание правила в стихотворной форме

Метод: педагогическая игра

Прием: игра «хлопок»

Метод: диктант

Прием: зрительный, немой, диктанты

Метод: практический

Прием: работа с учебной книгой

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

25 мин.

V. Дача д/з

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

2 мин.

VI . Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

3 мин.

Методическое обоснование:

Наряду с основной целью урока – сформировать орфографические умения, необходимые для выбора написания корней с чередующимися гласными е//и, преследуются еще ряд задач, каждая из которых, безусловно, важна - познакомить учащихся c графическим обозначением орфограммы - буквы е//и в корне слова; сформировать знания учащихся об условиях выбора букв е//и в корнях (-бер-//-бир-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, -блест-//-блист-, -жег-//-жиг-, -стел-//-стил). На уроке новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают ”их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. На изучение данной темы отводится один урок. Изучение нового материала строится на использовании КСО. Для лучшего усвоения новой темы используется: анализ языкового материала, эвристическая беседа по опорной схеме и языковым материалам, зрительный, немой диктанты, активный метод обучения (разучивание правила в стихотворной форме). Для контроля знаний используется взаимопроверка, работа в парах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Орг.момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

2.

Повторение изученного

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Сколько видов глагола существует? Назовите их опознавательные признаки.

Метод: диктант

Прием: графический диктант

- Чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, мы напишем графический диктант.

Работать будем так: у вас на столах лежат листочки, подпишите их в правом верхнем углу. Слева напишите гл. СВ., отступите 4 клетки вниз и под гл.СВ. напишите гл. НСВ. Вверху напишите цифры от 1 до 10. Каждая цифра соответствует номеру диктуемого глагола. Я буду диктовать вам глаголы, ваша задача определить вид глагола. Если я диктую глагол с.в., то вы ставите точно в строчке гл. с.в. под соответствующей цифрой, если же гл. н.в., то точку вы ставите в строчке гл. н. в. под соответствующей цифрой.

- Кто не понял?

Слова для учителя.

Поднять, искала, покупаю, нашел, заходило, будут прыгать, нарисовать, приготовит, петь, мечтают.  

- Обменяйтесь листочками с соседом по парте, возьмите в руке ручку другого цвета. Проверим работу.

- Если нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две и более – 3.

- Выставите отметку. Передайте листочки с задних парт на первые.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа:

 - О видах глагола.

- Два. Совершенный и несовершенный вид. С.в. отвечает на вопрос что сделать? Н.в. – что делать?

Образец записи ученика:

C:\Users\1\Desktop\Безымянный1.png

         

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Педагогическое требование

- На прошлом уроке, мы изучили еще одну орфограмму. Правописание суффиксов глаголов ова, ева/ ыва, ива.

- Отчего зависит написание суффиксов в глаголах?

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец устного ответа:

-Для проверки определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть -ую, -юю, то пишу суффиксы ова, ева. ываю, иваю, то пишу суффиксы ыва, ива.

Метод: диктант

Прием: буквенный диктант

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Напишем буквенный диктант. Работать будем так, я диктую слово, вы не записываете его, а ставите лишь  букву, в соответствии с суффиксом глагола. Алина, к доске. Обменяйтесь тетрадями, проверим.

Слова для учителя.

Оправдывать, торжествовать, лакировать, исследовать, чувствовать, негодовать, образовывать.

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Обменяйтесь листочками с соседом по парте, возьмите в руке ручку другого цвета. Проверим работу.

- Если нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две и более – 3.

- Выставите отметку. Передайте листочки с задних парт на первые.

Метод: слушание

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое

Метод: проверка работы

Прием: взаимопроверка

Запись в тетради:

Агбававг

     

   

       

3

Изучение нового материала

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Откройте тетради, запишите дату,  вид работы и тему урока «Правописание корней с чередующимися гласными е//и»

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец записи в тетради:

Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

«Правописание корней с чередующимися гласными е//и»

       

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя.

- Прочитайте слова на слайде. Спишите их и выделите корень.

Замереть – замирать

Соберу – собирать

Стереть – стирать

Отдерёт – отдирать

Отпереть – отпирать

Застелить – застилать

- Варя, какие корни ты выделила в словах?

Говорение. Ответ по предмету

Мер- мир,

Бер-бир,

Тер-тир,

Дер-дир,

Пер-пир,

Стел-стил,

Метод: проблемная ситуация

Прием: проблемное слово учителя

- Какие буквы в корне чередуются? (е // и).

-Как вы думаете, ребята, от чего зависит правописание чередующихся главных в корне?

- Если за корнем идет а, в корне пишем какую букву?  

- Если этого суффикса нет, в корне пишем какую букву ?

Говорение. Ответ по предмету

- От наличия или отсутствия суф. –а, за корнем.

- (и).

- (е).

Метод: слово учителя

Прием: обощающее слово учителя.

- Итак, обобщим: правописание чередующихся гласных е-и в корне слова зависит от наличия или отсутствия суффикса а, идущего за корнем.

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

- Откройте учебник на странице, 217-ой.Прочитаем правило.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

- От чего зависит правописание чередующихся главных в корне, проговорите еще раз.

- Гласные в них не проверяются ударением!

Говорение. Ответ по предмету.

- если за корнем суффикс –а, пишем в корне –и, если суффикса нет пишем -е.

4

Закрепление изученного

Метод: активный метод обучения

Прием: разучивание правила в стихотворной форме

- А чтобы легче было его запомнить,  выучим такое стихотворение!

Если есть за корнем а,

В корне будет и всегда,

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? –  Вытирай!

- Запишите это стихотворение в тетрадь, выделите орфограмму. Подчеркните гласную в корне одной чертой,

а гласную после корня – двумя.

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: педагогическая игра

Прием: игра «хлопок»

- Сейчас я буду читать словосочетания ваша задача, хлопнуть в ладоши, если в корне слова пишется буква и, если –е, тихо сидеть.

Слова для учителя

Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок.

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя.

- А теперь поработаем письменно. Орфография помогает нам правильно передать сообщение нашему собеседнику, поэтому ваша запись должна быть безошибочной.

- Обратите внимание на слайд, вам представлены загадки с пропущенными буквами, ваша задача вставить пропущенные буквы и разгадать загадки. Работать будем по вариантам. 6 вариантов. Проверим.

1.Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не ум..раю

 2. По воде идет, крыльями уп..рается, водой умывается.

 3.Зимой греет, весной тлеет, летом ум..рает, осенью оживает .

4.Заря-заряница, красная девица, врата зап..рала, по полю гуляла, ключи пот..ряла, месяц видел, а солнце скрало .

5.Впотьмах родится, с огнем пом..рает 

6.Чего в коробейку не спрятать и не зап..реть?

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец записи в теради.

Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умираю. (Сосна.) 

 По воде идет, крыльями упирается, водой умывается. (Лодка.)

 Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).

Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса).

Впотьмах родится, с огнем помирает (свеча)

 Чего в коробейку не спрятать и не запереть? (Свет.)

Метод: диктант

Прием: зрительный диктант

- Ребята, а сейчас напишем зрительный диктант, потренируем зрительную помять. Работать будем так, сейчас на слайде появится стихотворение. Вы его не пишите, я не буду его читать, вы   его читает про себя, в течение 1 минут, стараетесь  его запомнить. По моей команде, начинаем писать.

Лиса собиралась поесть вечерком.

В курятник она пробиралась тайком.

Но пес в темноте на лисицу напал –

И вмиг аппетит у плутовки пропал.

-Теперь записываем стихотворение по памяти.

-Кто готов?

-Сверти свою запись с записью на слайде.

-У кого нет ошибок? Поднимите руки.

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

- Встретилась ли вам в тексте изученная орфограмма? Какую букву написали? Почему?

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец записи в теради.

Лиса собиралась поесть вечерком.

В курятник она пробиралась тайком.

Но пес в темноте на лисицу напал –

И вмиг аппетит у плутовки пропал.

Метод: говорение

Прием: ответ по предмету

- В слове собиралась в корне пишу –и ,т.к. за корнем суффикс –а.

Метод: практический

Прием: работа с учебной книгой

- Сейчас выполняем  на стр. 218-ой 615 задание устно. Прочитайте задание!

- Что нужно сделать?

- Какие слова мы называем однокоренные?

- Выделите корень в словах. Одинаковый корень?

- Эти пары глаголов однокоренные?

- Но между собой эти пары глаголов не однокоренные. В первой паре корень- МИР и лексическое значение мир, мириться ит. д.. Во 2 паре однокоренных слов лексическое значение другое. В значении смерть (Однокоренное слово умереть, но пишется Е только потому, что после корня нет суффикса А) .

-Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило). Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Метод: говорение

Прием: ответ по предмету

- Нам необходимо узнать являются ли эти слова однокоренными. Однокоренные слова- слова с одинаковым конем, и близкие по значению.

Метод: слово учителя

Прием: обощающее слово учителя.

- Наша задача научиться отличать слова с чередованием

 гласных е//и в корне, от корня с проверяемой безударной гласной. А для этого выполним упражнение.

Метод: списывание

Прием: осложненное списывание

- Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с  пропущенными чередующимися гласными в корне,  а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Работаем самостоятельно.

зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее животное, пойти на м…ровую, богатый и в будни пирует, зап..раю дверь, ст..реть надпись.

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

Образец записи в теради.

Черед.е//и

Безуд.гл.

Замирать

Замереть

отмерять (В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.)

вымирающее(Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать»)

запираю

стереть

Примерять

(примерить)

Помирить(мир)

Мировую(мир)

Пирует(пир)

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

-Ребята, сейчас запишем немой диктант. Работать будем так, будьте внимательны, я совершу несколько действий, ваша задача записать мои действия в предложения и обязательно используйте глаголы с чередующимися гласными.

-Кто прочитает, свои предложения и объяснит чередующиеся гласные  в корне слова?

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

1 Ольга Валерьевна, взяла сумку и начала собирать вещи.

2. Ольга Валерьевна, постелила платок.

3. Ольга Валерьевна, замерла от страха.

4. Ольга Валерьевна, вытирает ноги.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

- Предлагаю вам из слов, они стоят в начальной форме сложить пословицы. Работаем быстро, устно.

Найти зимой, летом, что, собрать, то, на столе.

А, , Зима, поедай, собирать, лето

- Как вы понимаете эти пословицы?

Метод: говорение

Прием: ответ по предмету

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает

5

Д/З        

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

- Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 217- ой. Дома выполнить упражнение 614.        

Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

6

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

- Итак, подведем итог сегодняшнего урока. Сегодня мы выяснили, какую букву  нужно писать в корне слова с чередованием е//и.. , когда нужно писать е//и ? Приведи пример.

Метод: говорение

Прием: ответ по предмету

- Написание Е или И в корнях -бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, -тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/-чит- зависит от того, какая буква следует за корнем.

Самоанализ

Тема урока: Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Сформировать орфографические умения, необходимые для выбора написания корней с чередующимися гласными е//и.

Урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Структура урока было выдержана.

Урок проходил в атмосфере сотрудничества. Учащиеся четко реагировали на все мои действия и продуктивно выполняли задания. Темп речи мой был умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Для повторения изученного материла, провела самостоятельную работу (графический диктант и буквенный), за счет этого смогла вначале урока поставить отметки всему классу. Изучение нового материал проходило через создание проблемной ситуации, учащиеся сами добывали знания, с моей помощью сделали вывод. Для закрепления изученного материала, использовала различные виды работ (осложненное списывание, распределительный диктант, выполнение упражнений и т.д.). Для достижения цели и задач урока, я использовала разнообразные методы и приемы, который и помогли воплотить цель и задачи в реальность. Урок был построен на использовании КСО. Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Я старалась чередовать устную и письменную работу. Использовала на уроке приемы создания ситуации успеха, через выполнение различных заданий, для того, чтобы повысить мотивацию к учению у учащихся. Так же использовала  положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества.

Считаю, что цели урока я достигла. Конечно же, есть и критические замечания к себе, во-первых, мне не всегда удавалось сохранить дисциплину, т.к. класс сборный, дети из разных школ, некоторые привыкли отвечать, не поднимая руки. Во-вторых, звонок подали на три минуты раньше, поэтому итог урока не подвела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест-тренажер "Правописание корней с чередующейся гласной "

Учебный тренажер и проверочный тест на тему: "Правописание корней с чередующейся гласной" предназначен для учащихся 6 класса. Данный материал можно использовать в любом классе при повторении данной те...

Урок по теме "Правописание корней с чередующимися гласными Е-И" (5 класс)

Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОСе.Тип урока: урок открытия новых знаний.На всех этапах урока п...

Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»

Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

Словарный диктант для 6 класса по теме: "Правописание корней с чередующейся гласной"

Представленный диктант обучающего характера является помощником учителя русского языка при повторении, актуализации  и обобщения знаний по теме "Правописание корней с чередующейся гласной&qu...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание корней с чередующимися гласными» (тест).

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание корней с чередующимися гласными» (тест)....

Контрольная работа по теме "Правописание корней с чередующимися гласными" 5 класс

Контрольная работа (тестирование) по теме "Правописание корней с чередующимися гласными" 5 класс...