Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Конспект урока русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

19.02 Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

        Цели: 1)вспомнить правило правописания  гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе и закрепить его; 2)развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности; 3)воспитывать любознательность

Оборудование: учебная таблица

Ход урока

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

-В два столбика написаны имена существительные. Сгруппируйте их попарно и  образуйте  новые слова.

Пол ежи

Банк оса

Яр точка

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

-Какие морфологические признаки имеют существительные, которые вы образовали?

-Докажите на примере одного существительного, что слово изменяется по падежам.

-Какие трудности вы испытали? Почему?

- Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного?

- А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)

Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на уроке.

3.Чтение лингвистической сказки.

    В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города.

-Какие же падежи могут проявлять коварство? Почему?

4.Составление алгоритма правильного написания букв Е и И в окончаниях существительных   

5.Закрепление

1.Выборочный диктант

   Это лето мы с товарищ .. м провели у моей бабушк ..  в деревн .. . Деревня расположилась далеко от станц ..   , на берегу узкой, но глубокой речк .. .

      По утрам мы бегали к речк.. купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг.. отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод.. .

-Выпишите существительные  с окончаниями И и Е.Объясните их правописание.

2. Проверяю себя

1) рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке

2) стоять на опушке, на дороге, на площади

3) ехать к дочери, к маме, к бабушке

4) лежал на столе, на полке, на парте

5) направляться к реке, к избушке, к площади

6) край рощи, дороги, аллеи

6) запах полыни, сирени, зелени

7) просить о помощи, о поддержке, о выдержке

6.Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных?

-Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что у вас получалось ?А над чем предстоит ещё поработать?

7.Домашнее задание: составить словарный диктант по изученной орфограмме(20 словосочетаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Урок русского языка "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Конспект урока  русского языка в 5 классе  "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...