Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Б. М. Кустодиева «Масленица».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гулиева Елена Александровна

 Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по  картине Б. М. Кустодиева «Масленица».

Цели для ученика

Формирование УУД:

Регулятивные действия: научится ставить учебную задачу, избрать пути решения проблемы, составить план работы, найти необходимую информацию для работы.

сможет научиться  формулировать проблему, избрать пути решения проблемы, составить план работы, найти необходимую информацию для работы.

Познавательные действия:  научится решать  учебную  задачу,   сможет научиться применять новый  способ  действия при   описание картины)

Коммуникативные действия: научится планировать учебное сотрудничество, ставить необходимые  вопросы,  сможет научиться разрешать   возникшие  конфликты, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли  о способах и приёмах описания картины)

Личностные действия :научится уважительно относиться к традициям своего народа, к его культуре, сможет научиться понимать роль русской живописи в культуре нашего народа.

Цели для учителя

Образовательная цель:  расширение понятийной базы о способах описания картины  за счёт включение в неё новых элементов

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, описание картины.

Формирование УУД:

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (постановка и решение учебной задачи, освоение нового способа действия, описание картины)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами урока)

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Комбинированный урок. Урок-путешествие.

Опорные понятия, термины

Описание, описание картины, план сочинения, сбор материала, сведения о художнике, передний план, задний план, общий план картины

Новые понятия

Масленица, Б. М. Кустодиев, культура народа, русская культура

Формы контроля

Самоконтроль, беседа

Домашнее задание

Черновик сочинения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационный момент

 (1-2 минуты)

Настраивает на работу. Фиксирует внимание учеников.

- Ребята, вы готовы к уроку?

Покажите сои тетради, свои учебники, ручки? Готовы руки? Готова голова?

Настраиваются на урок, фокусируют своё внимание на работе.

фронтальная работа, самоконтроль

самоконтроль,  саморегуляция

полная готовность класса и оборудования к уроку;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

 - кратковременность организационного момента;

- организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Ставит учебную проблему перед учениками.

Ребята, только вчера закончилась масленичная неделя  Прощеным воскресеньем.

Кто знает, что такое Масленица? Почему, по вашему мнению, Масленицу на Руси называют «широкой»?

В этом году в 9 классе ввели новую форму экзамена по русскому языку: устное собеседование. Перед вами одно из таких заданий. Как вы думаете, трудно его выполнить? Какие могут возникнуть затруднения у ребят?

А что для этого нужно сделать? Какие будут гипотезы?

Достаточно ли только описать картину?

Включаются в работу, вспоминают все известные им сведения, формулируют проблему, определяют пути решения данной проблемы.

Нет, надо знать историю и культуру своего народа, чтобы рассказать о Масленице в целом.

технология критического мышления, фронтальная, индивидуальная

планирование, прогнозирование,  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

формулирование учебной проблемы

3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Сегодня мы совершим путешествие в историю, чтобы увидеть, как отмечали этот праздник наши предки.

Это картина  Б. М. Кустодиева «Масленица».  Глядя на картину, можно сказать, почему, по вашему мнению, Масленицу на Руси называют «широкой»?

Как вы думаете, какие у нас сегодня задачи на уроке?

Научимся…

А для этого…

По картине сможем…

С чего начнем?

Какая будет, по-вашему, тема урока?

Давайте запишем ее в тетради.

С чего начнем?

Как будем работать?

Формулируют учебные задачи, планировать  работу на уроке, ставят цели, планируют пути их достижения

Научимся делать описание картины.

Для этого составим план и сделаем сбор материала.

По картине сможем рассказать о праздновании Масленицы.

Начнем с составления плана.

Работать будем в группах.

технология сотрудничества, технология критического мышления, фронтальная, индивидуальная

целеполагание, планирование, прогнозирование,  планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

формулирование целей, задач, плана урока, формы работы

4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) (5-6 минут) 

Группы у нас уже составлены. Будем работать так, как сидим. Кто помнит правила работы в группе?

Что делаем?

Сколько нужно времени на работу?

Кто время засекает?

Проводит жеребьевку.

Правила работы: уважение, умение слушать, умение договариваться.

Составляют план сочинения-описания картины.

Время работы 6-7 минут.

Ставят таймер сами.

групповая работа

самоопределение, самоконтроль, планирование работы, постановка и решение учебной задачи, освоение нового способа действия,  планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера,

составление плана сочинения-описания по картине

5. Первичное закрепление (4-5 минуты

Предлагаю проверить, что у вас получилось. Проверяем ваши планы согласно жеребьевке.

формирование способности обучающихся к новому способу действия, описание картины.

групповая, индивидуальная, технология критического мышления, форма контроля

самоопределение, самоконтроль,  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

продукт: план сочинения-описания по картине

6. Самопроверка по эталону  (2-3 минуты)

Открывает эталон, называет основные этапы работы над сочинением описанием

Какие вы предлагаете критерии для проверки?

Нужна ли нам еще дополнительная информация, чтобы написать сочинение-описание по картине? Какие? Где их можно взять?

сравнивают свои планы с эталоном, находят ошибки, объясняют причины, по которым их допустили.

Предлагают критерии для проверки.

Предлагают источники информации: статья учебника о художнике (с. 134), статья о картине, музыка, изучение архитектуры того времени, костюма (упр.91)

групповая, индивидуальная, технология сотрудничества, критического мышления, форма контроля

самоконтроль,  рефлексия, коррекция знаний

Коррекция

7.  Включение нового   знания в систему знаний .

Предлагаю дать несколько советов девятиклассникам, как строить высказывание по картине

расширение понятийной базы о способах описания картины  за счёт включение в неё новых элементов:

составляют советы, как описать картину,  формирование способности обучающихся к новому способу действия, описание картины.

групповая, индивидуальная, творческая работа, технология смыслового чтения

Решение учебной задачи.  

Освоение нового способа действия, описание картины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Данный материал представляет конспект  и презентацию урока по теме  " Подготовка к сочинению- описанию по картине И. И. Машкова " Клубника и белый кувшин". В работе рассмотрены этапы работы ...

«Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.М.Кустодиева "Сирень" учит собирать и фиксировать материал наблюдений. Учитель в процессе беседы ...

Презентация подготовки к сочинению-описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»

Презентация подготовки к сочинению содержит краткие сведения о художнике, репродукции полотен Б.М.Кустодиева. В презентации учащиеся могут увидеть вопросы по содержанию картины, примерный план сочинен...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»."

Тема. Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».Цель урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный р...

Методическая разработка. Сочинение-описание по картине Б. М. Кустодиева "Сирень"

В методической разработке представлена презентация....

Урок по русскому языку"Сочинение-описание по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка»

Готовый конспект урока по русскому языку в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...