Типы речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi_5_klass_russkiy_yazyk.docx529.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

в рамках школьного методического объединения

Тема урока «Типы речи»

Перова М.В.,

учитель русского языка и литературы

Коломна

Класс: 5

Тема урока: Типы речи

Цели  урока: познакомить учащихся с отличительными признаками трех типов русской речи и формировать умение определять тип речи в тексте; развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему, умение устного выступления; воспитать нравственные и этические качества посредством анализа материала.

Задачи урока:

личностные УУД: учебно-познавательная мотивация, внутренняя позиция школьника, развитие эстетических чувств и регуляторов морального поведения, осознание ответственности за общее дело, самооценка на основе критерия успешности.

регулятивные УУД: познавательная инициатива, планирование и прогнозирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, , контроль, коррекция.

познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, постановка познавательной цели, сравнение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение речевого высказывания, смысловое чтение, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, понимание мнений и подходов, адекватное использование речевых средств

Оборудование: доска, раздаточный материал, наглядно-иллюстративный материал, карточки с индивидуальными заданиями, аудиозапись.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие: Здравствуйте, ребята!
  • Проверка готовности класса к уроку (Подравняйтесь, проверьте - у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)
  • Слушаем внимательно

  1. Вводно-мотивационный этап.

У нас с вами сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Поднимите руку те, кто любит путешествовать.

Почему? (Узнаешь что-то новое и интересное.)

 Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

  1. Постановка учебной проблемы. Актуализация опорных знаний.

Тема нашего урока? (Типы речи).

 

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

  1. Познакомиться с.......           
  2. Учиться различать…….
  3. Применять полученные знания………

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами вспомним:

  1. Что такое текст?
  2. Каковы основные признаки текста?
  3. Как связываются предложения в тексте?
  4. Что такое тема текста?
  5. Что такое основная мысль текста?

  1.  Речевая разминка

Саша шустро сушит сушку, Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек Сашкиных поесть.

Алгоритм работы со скороговоркой:

  1. Медленно прочитай вслух и четко проговори скороговорку.
  2. Произнеси скороговорку про себя.
  3. Проговори в разном темпе с разной интонацией.

  1. Изучение нового материала

В русском языке различают 3 типа речи:

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение

А чтобы познакомится с ними, мы с вами совершим сегодня  экскурсию на киностудию, которая называется «Типы речи».

  • И сначала мы побываем в гостях у режиссера.

Кто такой режиссер?

Режиссер – человек, который занимается постановкой кинофильмов, спектаклей.

Вы знаете, что фильм создается из кадров, которые расположены в определенной последовательности.

Задание: перед нами кадры мультфильма. Сколько их? Давайте опробуем составить устный рассказ по этим рисункам. (Приложение 1)

В нашем рассказе говорится о действиях и событиях в определенной последовательности (что было сначала, потом, затем…и наконец). Он состоит  из нескольких кадров. Перед нами тип речи – повествование. Ко всему рассказу можно задать вопрос: что произошло?

  • Вы знаете, что ни один фильм не обходится без звукорежиссера. Давайте заглянем в гости и к нему.

У П.И. Чайковского есть знаменитый фортепьянный цикл «Времена года». «Двенадцать пьес этого цикла посвящены двенадцати месяцам года и поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их» (Д. Кабалевский)

Задание: Прослушайте одну из миниатюр «Времен года» П.И. Чайковского – «Апрель. Подснежник». Какую картину мысленно видите вы, слушая «Апрель. Подснежник». Опишите ее.

А как вы думаете, сколько кадров нам понадобится, чтобы описать подснежник? (Один) (Приложение 2)

В описании изображаются предметы, люди, животные, природа. К описанию можно задать вопрос – какой?

  • И завершим мы свою экскурсию у сценариста, человека, который пишет тексты для  фильмов, сериалов, спектаклей. Но для того чтобы создать текст, сценарист сначала размышляет над каким-либо вопросом или проблемой, думает, рассуждает.

Так и в типе речи рассуждение излагаются причины явлений и событий, их взаимосвязь, поэтому и  нельзя снять ни одного кадра фильма. К тексту рассуждения можно задать вопрос – почему? Текст рассуждения строится по плану: тезис (то, что надо доказать, объяснить) – доказательства (аргументы, обоснования, объяснения) – вывод (то, что доказано, объяснено).

Давайте составим план к нашему тексту. (Приложение 3)

План:

I.  Родина - для нас всё (Тезис).

II. 1. Она дала нам жизнь.

    2. Это вся наша страна.

    3. Родина- это огромные просторы (Доказательства).

III. Мы гордимся нашей Родиной (Вывод).

  1.  Физкультминутка.  

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

  1. Закрепление

И вот мы снова вернулись в школу. Понравилась вам экскурсия? Теперь давайте вспомним и закрепим все то, что мы узнали.

 

  • Работа с текстами (по группам).

1 группа:

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

         Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне. «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

        

2 группа:

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

3 группа:

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.  Вот почему мы все любим Нордика.

Задание:

Какова тема и основная мысль?

Какой вопрос мы подобрали к тексту?

На скольких кадрах можно отобразить содержание текста?

Какой получился тип речи?

*Составить словарно-орфографический диктант из слов текста (индивидуальное задание для учеников, которые раньше справились с основной работой). 

  • Игра «Третий лишний»

Город – горе – огород

Задача – давать – давить

Кровь – кров – сокровище

Задание: Найдите третье лишнее слово в каждом ряду и постройте свой ответ в виде рассуждения:

  1. Тезис
  2. Доказательства
  3. Вывод

  • Творческая работа (ученики работают по индивидуальным заданиям, которые делятся на три уровня сложности)

1 уровень: низкий

Задание: запишите предложения, используя подходящие по смыслу слова в скобках. Укажите тип речи.

Лес словно терем (деревянный, расписной, сказочный). Он полон (тайн, загадок, чудес). Каждое его дерево (шумит, шепчет) листвой. Тихо шепчутся между собой (огромные, величественные) дубы и (нарядные, стройные, белоствольные) березки. Будь не только приветливым гостем в лесу, но и (заботливым, добрым) другом. И тогда лес протянет тебе свои (густые, большие, зеленые) ветки, как сотни рук и тысячи ладошек. И ты увидишь в нем много чудес.

 2 уровень: средний

Каким приходилось видеть вам лес? Составьте сочинение-миниатюру (4-5 предложений), используя прилагательные: багряный, березовый, волшебный, дубовый, лиственный, мохнатый, угрюмый, веселый, густой, молчаливый, дремучий. Укажите тип речи.

3 уровень: высокий

Составьте сочинение – миниатюру (4-5 предложений) на тему «Осенний лес». Укажите тип речи.

  • *В мире животных!

Прочитайте текст.(Приложение 4)

 

Задание: Сколько типов речи здесь использовано? (Три. В произведении часто используются все формы словесного выражения: повествование, описание и рассуждение)

Найдите предложения, которые указывают на эти типы речи и запишите их.

  • *Вспомним сказки!

Прочитайте отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина.(Приложение 5)

Задание: Укажите тип речи.

Как связаны предложения друг с другом (цепная и параллельная связь)? Какую роль играют антонимы, синонимы, сравнения, эпитеты?

  1. Подведение итогов

Сегодня мы с вами познакомились с типами речи в русском языке, поговорили об их особенностях. Теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

Какие типы речи есть в русском языке?

В чем особенности каждого из них?

Приведите примеры текстов, которые мы разбирали на уроке. Укажите тип речи.

  1. Домашнее задание (Приложение 6).

Составьте текст по картинкам. Укажите тип речи, который у вас получился.

  1. Полминутки – на шутки.

Прочитайте рассуждение Винни-Пуха, сочиненное Б.В. Заходером. Как вы думаете, стихи написаны для того, чтобы найти ответ на поставленные вопросы или чтобы поиграть словами? Какое настроение это создает?

Загадочный шум

Опять ничего не могу я понять –

Опилки мои в беспорядке,

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмем это самое слово о п я т ь,

Зачем мы его произносим?

Хотя мы свободно могли бы сказать:

О   ш е с т ь и о   с е м ь и о    в о с е м ь?

Молчит э т а ж е р к а, молчит и т а   х т а –

У них не добьёшься ответа,

Зачем эта х т а обязательно т а,

А   ж е р к а, как правило,  э т а?

Собака кусается. Что ж, не беда.

Тогда почему же собака,

Хотя и к у с а е т с я , но никогда

Себя не кусает, однако?!

О, если б я это сумел отгадать,

Опилки пришли бы в порядок!

А то мне – загадочно хочется спать

От всех этих трудных загадок!

Приложение 1C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\практика\развитие речи 1 001.jpg

        

Приложение 2

Приложение 3

Родина - могучее слово. Родина - для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.

С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной.

Приложение 4

Была весна. Птицы вили гнезда для своих птенцов. Пришла пора и Остропёру подумать о детях. Он и отправился разыскивать подходящее место для дома.

        Ему было весело, и он на бегу подпрыгивал до самого неба. Он мог это делать потому, что страна, где он тогда жил, была действительно чудесная страна.

        Она лежит меж двух крутых песчаных гор. Вместо воздуха там вода. Луга покрыты зеленым илом. В лесах растут длинные желтые водоросли. А небо той страны низкое, как потолок, и блестит серебром.

Что там над ним, - Остропер не знал. Ему хотелось взглянуть туда хоть одним глазком. Он взял да и просунул в небо голову.

        Там он увидал над собой другое небо – синее, далекое. Увидал другие, высокие-высокие леса. А прямо перед собой Остропёр заметил птицу с большой головой и длинным острым клювом.

        На ней был яркий наряд из мягких, коричнево-изумрудных, голубых перьев. Она сидела на ветке и задумчиво смотрела вниз.

        Это был рыбий разбойник – Зимородок.

        Он сейчас же распустил крылья и стремглав понесся прямо на Остропера.

Остропёр вильнул хвостом и мигом очутился снова в своей стране. Зимородок тенью мелькнул над ним в серебряном небе – и пропал.

        У Остропёра сразу прошла охота прыгать в небо. Он отправился дальше и скоро добрался до леса. В зарослях желтых водорослей он отыскал поляну – славное место для дома.

Приложение 5

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Приложение 6

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\практика\развитие речи 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....