Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Иванцова Ольга Ивановна

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи" 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме: "Местоимение, как часть речи"

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Местоимение, как часть речи.
Цель: 
Познакомить обучающихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений.
Задачи: 
1.Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
2.Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.
Оборудование:  Презентация «Местоимение», доска StarBoard

Ход урока.
I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.
1.Вопросы:
-Как согласуются прилагательные с именами существительными?
-Какие примеры вы можете привести?

2.Согласование имен прилагательных с именами существительными (стр.144 упр.5).
Найти речевые ошибки в словосочетаниях и предложении. Исправить их.
Индивидуальная работа:
II группа – найти речевые ошибки только в словосочетаниях.
III группа – списать предложение с доски.


3.Выставление оценок.

III.Работа над темой урока.
1.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Прочитайте название темы, с которой мы начнем знакомится с сегодняшнего урока (стр. 145). Запишите название темы в тетрадь.

2.Наблюдение над личными местоимениями (стр.145).
Рассмотрите рисунок. Объясните, на какую он тему. Назовите птиц, которые зимуют в нашей местности. Составьте об этом предложение.
Прочитайте стихотворение (стр. 145).
- О чем ведут разговор воробей и сорока?
Определите по смыслу, на кого или на что указывают выделенные в стихотворении слова:
- На кого указывает воробей словом ТЫ?
- На кого указывает сорока словом Я?
- На кого или на что указывает сорока словами У НАС, ОН, МНЕ?
Прочитайте слова на карточках.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же.
III группа – списать стихотворение на стр. 145.


Вывод: Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. 

3.Упражнение в определении предметов, на которые указывают местоимения (стр.146 упр.184).
Прочитайте предложения.
Определите, на кого указывают выделенные слова в каждом предложении. Запишите имена существительные и выделенные слова парами, поставьте к ним вопрос.
Прочитайте правило в рамке.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же, под цифрами 1 – 5.
III группа – списать первые три предложения, подчеркнуть выделенные слова.

Физминутка на снятие напряжения с глаз. (Электронные физминутки. И.А.Галкина)

4.Составление предложений (стр. 147 упр. 185).
Подберите к предложениям из левого столбика предложения в правом столбике. Запишите предложения парами.
В каждой паре предложений подчеркните имя существительное и местоимение, которое его заменяет.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же, составить три пары.
III группа – списать предложения из правого столбика, подчеркнуть в них местоимения.


5.Работа с загадками (стр. 148 упр.186, первые три загадки).
Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Определите, вместо каких существительных они употребляются. Отгадайте загадки.
Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же, первые две загадки.
III группа – списать первые две загадки.

IV.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
-В каких случаях употребляется местоимение?
-Вместо какой части речи употребляются местоимения?

V.Домашнее задание.
стр.148 упр.186, последние три загадки
Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же, 4 и 5 загадки.
III группа – списать последнюю загадку.


Литература:
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.
3.Воронкова В.В., Перова МН, Экк В.В. и др. Программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
4.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «П
росвещение», 2004.