“Честь и слава учителям-ветеранам!”
статья по русскому языку на тему

Ишбулдина Алия Ишмуратовна

Вклад потомков Салавата в защиту РодиныВклад потомков Салавата в защиту Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_slava_uchitelyam-veteranam.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

        

Министерство образования Республики Башкортостан

Салаватский отдел образования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение средняя общеобразовательная школа

села Янгантау

Всероссийский творческий конкурс

"Защитникам Отечества – честь и слава!"

                             Номинация  “Разработка внеклассных мероприятий”

Тема:

“Честь и слава учителям-ветеранам!”

                                 

                                                                               

                                           

Учитель русского языка                                                                                                             и литературы

Ишбулдина Алия

Ишмуратовна

                                 

                                       

 План:

І. Введение:

    Вклад потомков Салавата в защиту Родины

ІІ. Основная часть:

      Наши  земляки - участники Великой Отечественной войны:

     ІІ. 1.  Васев Константин Васильевич  добровольцем ушел на фронт  в семнадцать лет;

     ІІ. 2.  Муфтахов Аллабирде Зайнеевич – кавалерист, вернувшийся в родную деревню на своем боевом коне;

     ІІ. 3.  Аминев Хажий Аминевич  - участник двух войн;

     ІІ. 4.  Каримов Нутфулла Гатауллович награжден двумя орденами Славы;

     ІІ. 5.  Емалетдинов Альтаф Ахнафович  участвовал в освобождении Москвы и Украины;

     II.6. Муфтиев Мунир Мурсаитович  с дрожью в голосе вспоминает военные годы.

ІІІ. Заключение:  Фронтовики - святые люди

  Цель:

  • Изучить жизненный и  боевой путь  наших земляков, участников  Великой  Отечественной войны;
  • Познакомить учащихся с биографией учителей-ветвранов;
  • Воспитать гордость и патриотические чувства.

     Оборудование: Фотографии ветеранов, презентация, ноутбук, проектор                                Введение:                                 

Они исполнили солдатский долг суровый

И до конца остались Родине верны.

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

М. Ножкин

        Более семидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

     Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла более двадцати  миллионов человеческих жизней.

      Земля Салавата является колыбелью двух героев Советского Союза - А.С.Головина, А.З.Гайфуллина; двух полных кавалеров ордена Славы – В.Ф.Харисова, П.К.Пепеляева. Из 8500 ушедших на фронт вернулись живыми только 3054, а из Янгантауского сельского Совета  ушли на фронт 216, пали смертью храбрых на полях сражений 102, вернулись победителями 114 человек.

          Мы должны  подробнее узнать о жизни и боевом пути  земляков, ушедших на фронт с первых дней войны и вернувшихся в родные края победителями:

        - во-первых, каждый участник  Великой Отечественной войны защищал Родину и будущее человечества;

        - во-вторых, они заслуживают  уважения и  благодарности;

        -в-третьих, мы должны помнить о них и гордиться.

          Они служили и служат ярким примером преданности родному народу, Отечеству. Мы должны знать, чтить память и благодарить их. Ведь они защищали нас, боролись за мирное небо над нашей головой. Если бы не было таких бесстрашных людей, как наши земляки и миллионы других защитников Родины, рядовых Победы, не было бы сегодняшней счастливой жизни.                                               Основная часть:

Васев Константин Васильевич

     Васев Константин Васильевич  родился 5 января 1924 г в небольшой деревушке Семериковка Дуванского района Республики Башкортостан.

     Константин Васильевич учился в Месягутовском педучилище, было хотел учителем, но началась Великая Отечественная война. Семнадцатилетним добровольцем, вместе со сформированным батальоном однокурсников, он ушел на фронт. Это было 8 августа 1941 года.

     Воевал с фашистами в составе 378 стрелкового полка 52 армии. В одном из ожесточенных боев в 1943 году Константин Васильевич был тяжело ранен в обе ноги. Длительное время лечился в госпиталях, потом был демобилизован из рядов Красной Армии инвалидом 2-ой группы.

     За геройство и отвагу на фронтах Великой Отечественной войны он награжден орденами и медалями: орденом Отечественной войны ІІ степени, медалями: «За отвагу», «За победу над Германией».

     После войны окончил педагогическое училище.

     С 15 августа 1963 года – учитель Янгантауской средней школы.

     С 1982 года одним из первых в районе Константин Васильевич ввел новшество: открыл класс-комплект по обучению и воспитанию детей с шестилетнего возраста, для чего оборудовали класс-кабинет, комнаты для отдыха детей группы продленного дня.(так работал до 1986 года).

     С 1981 года заведует школьной библиотекой и работает учителем начальных классов. Библиотека постоянно пополнялась книжным фондом и всегда была одной из лучших. Всю свою прекрасную жизнь, знания, умения, способности, мастерство посвятил школе, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Педагогической деятельности отдано 54 года. За заслуги в воспитании подрастающего поколения он удостоен почетного звания «Отличник просвещения Российской Федерации».

                                          Муфтахов Аллабирде Зайнеевич

     Муфтахов Аллабирде Зайнеевич родился 17 января 1921года в деревне Ильтаево Салаватского района,  в крестьянской семье.

     В 1930 – 1934 годах он учится в начальной школе деревни Ильтаево.

     В 1934 – 1935 годах продолжает обучение  в деревне Абзай Кигинского района, которая находилась в 60 километрах от Ильтаево. Здесь он учится до 8 класса и заканчивает учебу в Салаватском районе.

     В 1939 – 1940 годах работает в колхозе «Комсомол».

     В декабре 1941 года уходит на войну. Сначала он воевал в составе 112 – ой башкирской кавалерийской дивизии.

     С 1942 года – в 7 – ой кавалерийской дивизии.

     19 января 1945 года участвует в освобождении города Валуйки Воронежской области.

     Во время войны был три раза ранен и контужен. Последнее ранение получил 16 апреля 1945 года при освобождении Чехословакии от немцев. Великую победу он встречает в госпитале.

     Муфтахов Аллабирде Зайнеевич принимает участие в освобождении городов Валуйки, Урас, Луцк, Ровно, Асод (Венгрия), Брно, Годонин, Замки, Шурани (Чехословакия).

     Приказом  Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина гвардии старшему сержанту Муфтахову Аллабирде Зайниевичу объявлено одиннадцать благодарностей. За боевые заслуги он награжден тремя орденами Великой Отечественной войны, имеет две медали «За отвагу», медаль «За победу над Германией».

     После госпиталя возвращается в родную деревню на своем коне по дорогам войны.

     Муфтахов А. З. начинает свою трудовую деятельность инструктором районного аппарата.

     С 1 сентября 1944 года по 1 июля 1951 года учится в Месягутовском учительском институте.

     В 1951 – 1952 годах работает учителем русского языка и литературы Насибашевской средней школы.

     В 1952 – 1953 годах - учителем русского языка и литературы Аркауловской средней школы.

     В 1954 – 1958 годах работает директором Алькинской семилетней школы.

     В 1958 году возвращается в свою родную деревню Ильтаево и работает директором школы до января 1981 года, до выхода на заслуженный отдых.

     Муфтахов А. З. со своей супругой Хилажевой З. Ш. воспитали двух сыновей и одну дочь, дали им образование. В настоящее время сын Ильдар живет в деревне Ильтай, Иршат – в Месягутово, а дочь Гульшат работает учителем башкирского языка и литературы в городе Уфе.

Аминев Хажий Аминевич

     Аминев Хажий Аминевич родился в 1919 году в деревне Ильтаево Салаватского района.

     Начальное образование получил в Ильтаевской начальной школе. В 5 классе учился в Аркауловской школе, а 6 – 7  классы – в Лагеревской основной школе.  

     После школы поступил в Месягутовское педагогическое училище.

     С 1938 года начинает свою трудовую деятельность в Ильтаевской восьмилетней школе учителем начальных классов.

     В 1939 году участвует в Финской войне.

     В 1941 -1945 годах участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден  орденами и медалями за смелость и отвагу: орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалью  «За победу над Германией» и многими другими.

     Отважный фронтовик, вернувшись с войны в деревню, назначается директором Ильтаевской семилетней школы.По его инициативе строится здание новой школы.

     В 1946 году  Хажий Аминев  женился на уроженке деревни Шарип Мухаметьяровой Сайме,  выпускнице педагогического училища.

     Молодые педагоги всю жизнь посвятили воспитанию молодого поколения. Работали в тех школах, где не хватало педагогических кадров: один год работали в Алькинской школе, два года (в 1952 - 54) работали в Ахуновской школе.

     В трудные послевоенные годы по инициативе Хажия Аминевича в деревне Ильтай начинают строить новую школу. Молодой инициативный, целеустремленный фронтовик был уверен, что новая школа станет очагом культуры для деревни. Односельчане его поддержали, и в 1951 году учебный год ученики начали в новой школе, где   директором был Хажий Аминевич.

     До выхода на заслуженный отдых с супругой отдали свои силы и знания  воспитанию подрастающего поколения.

    Они воспитали и дали образование своим детям, которые выросли достойными людьми. Один из сыновей – Аминев Ильдар Хажиевич в настоящее время работает  в санатории  “Янган-Тау”.

Каримов Нутфулла Гатауллович

         Каримов Нутфулла Гатауллович родился 1 апреля 1925 года в деревне Ильтаево Салаватского района.

     В 1933 году поступил в 1 класс Ильтаевской неполной средней школы, затем продолжил учебу в Каратавлинской средней школе, которую окончил в 1943 году.

     Летом 1943 года его призвали в ряды Советской Армии и отправили на фронт. Сначала он был снайпером. Потом он попал в десантные войска. Туда выбирали только ребят высокого роста, стройных, а он был атлетического телосложения. Как десантник, выполнил 75 прыжков с парашютом в тыл врага. Ему было присвоено звание лейтенанта. Он воевал под командованием  маршала Жукова на III Украинском фронте. Участвовал в освобождении Финляндии, Кенигсберга, Польши, Чехословакии, Венгрии. На подходе к Берлину его отправили в Прагу, когда там начались волнения.

     По воспоминаниям полковника Семёнихина Каримов Н.Г. был бесстрашным воином. В одном из боев вскочил на немецкий танк «Тигр» и бросил зажигательную бутыль прямо в прицельное окошко танка и вспрыгнул обратно. Немецкий танк взорвался.

За этот подвиг он награжден орденом Славы I степени. Множество ранений и контузий подорвало его здоровье. После лечения в госпиталях ему дали инвалидность  ІІІ группы.

     За боевые подвиги награжден двумя орденами Славы и медалями. Участник военного Парада в Москве.

     В 1951 – 1952 годах учился в Месягутовском учительском институте. Там встречает свою спутницу жизни Мухлису Хабибьянову. Закончив учебу, они возвращаются в деревню вдвоем.

     Свою педагогическую деятельность Нутфулла Гатауллович начинает учителем физики, труда, физкультуры. В 1952 – 1959 годах работал директором Ильтаевской школы. Мухлиса Хабибьянова работала учителем русского языка и литературы.

     В дружной семье воспитали пятерых детей и дали возможность получить средне - специальное и высшее образование.

     Сын Марат в настоящее время является старостой деревни Ильтай. А две дочери продолжают профессию родителей: Муршида Нутфулловна преподавала в СПТУ – 113, а Светлана Нутфулловна  работала учителем башкирского языка и литературы  МСШ №2  Салаватского района.    

Емалетдинов Ахнаф Альтафович

        Емалетдинов Ахнаф Альтафович родился 18 августа 1922 года в деревне Чулпан  Салаватского района. После окончания в 1941 году Каратавлинской средней школы был направлен на курсы в Янаульскую школу пилотов, после окончания которой получил разряд «Пилот ІІІ класса». В ноябре этого же года начинает учиться  в военном училище авиации города Вольска и в марте 1942 года отправляется  на войну.

     С мая по август 1942 года он участвовал в обороне Москвы. После тяжелого ранения был переведен в 31 армию Калининского фронта, где участвовал в боях за Ржев. Снова был тяжело ранен. После лечения в госпитале его направили на отдых в родные края. Ахнаф Альтафович горел желанием поделиться своим опытом с молодежью. В октябре 1942 года он начинает обучать военному делу учащихся Лаклинской семилетней школы. Едва дождавшись  конца учебного года, в мае он снова едет  на фронт.

     Его направляют на ІІ Украинский фронт, в составе минометной роты 458 полка он участвует в освобождении Украины от фашистских захватчиков. В качестве командира 4-ой расчетной минометной роты он проходит по городам Украины от Купянска до Кривого Рога и снова был ранен.

     Ахнаф Альтафович до апреля 1945 года лечился в разных военных госпиталях.

     За заслуги перед Отечеством Емалетдинов Ахнаф Альтафович награжден орденом Отечественной войны І степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над  Германией», «За отвагу»  и многими юбилейными медалями.

     После Победы над фашистской Германией он вернулся в родную деревню.

     В 1946 -1949 годах учится в педагогическом институте города Челябинска и работает организатором культмассовой работы в санатории «Янгантау».

     Но любовь к детям тянет его в школу. При помощи районного отдела образования он в 1963 году открывает начальную школу в деревне Чулпан и начинает обучать учащихся. Затем был переведен учителем географии и истории Янгантауской восьмилетней школы, где работал до 1979 года, до выхода на заслуженный отдых.

     Совместно с супругой Разиной Загитовной они дали жизнь семерым детям. Все они получили образование и радуют родителей внуками.

     Неугомонный ветеран  занимался краеведением: он написал книгу о создании первой комунны в Салаватском районе. Автор двух книг: «Эхо выстрела» (2006 год), «Легенда о любви и дружбе» (2007 год).

Муфтиев Мунир Мурсаитович

        Муфтиев Мунир Мурсаитович родился 24 ноября 1925 года  в деревне Малояз Салаватского района Башкирской АССР.  В 1943 году со школьной скамьи был призван в ряды Советской Армии. В мае 1943 года после прохождения учёбы в 52 запасном стрелковом полку  был отправлен на фронт в составе 969 стрелкового полка 273 стрелковой дивизии. Он участвовал наводчиком миномета в боях в составе Брянского и  I Белорусского фронтов  82 миллиметрового миномета; командиром расчёта и разведчиком-корректировщиком. И 1943 года по январь 1944 года принимал участие в освобождении Польши, с  боями дошел до города Бреслау, где  находилась большая группировка немецких войск, с которыми  шли ожесточенные бои. День Победы Мунир Мурсаитович встретил 8 мая 1945 года в  этом городе.

   Война закончилась, но он ещё один год прослужил в частях Средней Азии, а потом ещё четыре с половиной года - на Южном Сахалине:  служил восемь лет. Сам он говорит: «Я отдал свой патриотический долг сполна – за четверых человек по нынешним временам и  горжусь этим».

   После демобилизации  более 30 лет проработал учителем трудового обучения в Насибашевской  средней школе Салаватского района Республики Башкортостан.

   О войне он не любит рассказывать, вот только несколько эпизодов из его воспоминаний: «В наступательных боях 17 сентября 1943 года мне пришлось участвовать в освобождении города Божеца, который находился совсем рядом с городом Брянск, где  нашей дивизии было присвоено звание «273 стрелковой Божецкой дивизии». На следующий день в торжественной обстановке на невысокой песчаной горке меня приняли в комсомол и вручили комсомольский билет. Я до сих пор храню в сердце этот торжественный день».

   Далее он рассказывает: «В ноябре 1943 года  ночью  нашему батальону было приказано сделать разведку с боем. Я и мой друг вели минометный огонь по отступающим немцам в нательном белье. Немцы, оказывается, расслабились и хотели отдохнуть, мы их застали врасплох».

    Еще один эпизод: «Миномётчики «расчищали» путь пехотным войскам.  Вдруг навстречу   открыли  огонь из вражеского пулемета. Командир  батальона спросил у бойцов,  есть ли в расчёте комсомольцы. Комсомольцев было двое: я и  сослуживец Куликов. Командир приказал уничтожить вражескую огневую точку, препятствующую батальону. Вдруг возле Куликова раздался взрыв мины, он уже не дышал. Я опомнился от боли в предплечье: меня задела пуля, несмотря на это пополз дальше и  выполнил боевое задание».

                                                      Заключение

         Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня за партами сидят праправнуки тех, кто воевал. Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Нынешнее поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.Все меньше остается людей, которые пережили войну. В Янгантауском сельском поселении остался только один ветеран, участник Великой Отечественной войны.

     Фронтовики – это святые люди. Но святее всех святых, по-моему, учителя – фронтовики. Ведь они своим примером воспитывали людей,  делились  опытом и учили только доброте и справедливости. Имена ветеранов, будут жить в памяти потомков. Именно они в трудные послевоенные годы строили не только новые дома, но и  новые школы в  тех деревнях, где еще не было школ, давая возможность получить знания всем детям. Таким образом, сами не подозревая, совершали  подвиг в мирное время и стали живой легендой.  

                                       Прошла война, прошла страда,

                                       Но боль взывает к людям:

                                       Давайте, люди, никогда

                                       Об этом не забудем.

                                       Пусть память верную о ней

                                       Хранят об этой муке

                                       И дети нынешних детей,

                                       И наших внуков внуки.

                                       Затем, чтоб этого забыть

                                       Не смели поколенья,

                                       Затем, чтоб нам счастливей быть,

                                       А счастье – не в забвенье!

                            А. Твардовский

Использованная литература:

  1. «Они вернулись с Победой». Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Том 9. Уфа. «Китап», 2004 год, стр. 643 – 757.
  2. Васев К. В. , Васева А. Н. «Из опыта обучения шестилеток», журнал «Русский язык в башкирской школе», № 1, 1987 год, стр. 45 – 47.
  3. А. А. Емалетдинов «Легенда о любви и дружбе», Уфа, 2007 год.
  4. Воспоминания родственников ветеранов.
  5. Сведения из семейных архивов.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да будет же честь и слава нашему языку!

Высказывания классиков о русском языке и литературе  Использованы материалы сайта GRAMMA.RU...

презентация " Честь и слава"

Презентация предназначена для торжественного наргаждения отличников учебы, учащихся проявивших себя в спортивной и общественной жизни школы....

Суворов - честь и слава России

Цель: Познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося полководца А.В. Суворова.  Оценить его вклад в историю Российского государства...

Честь и слава ветеранам.

Сценарий общешкольного мероприятия к 9 мая....

Лингвистическая игра "Честь и слава нашему языку" 9 класс

Лингвистическая игра-соревнование для обучающихся  9-х классов. Игра содержит 8 конкурсов, при участии в которых ученики смогут продемонстрировать свои знания, умения, проявить смекалку, эрудицию...

Презентация к сценарию лингвистической игры "Честь и слава нашему языку"

Презентация к сценарию лингвистической игры "Честь и слава нашему языку"...

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...