Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
методическая разработка по русскому языку на тему

Набиуллина Гульназ Наилевна

Технологическая карта урока изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_mestoimeniyu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта  урока русского языка в 6 классе

Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Учебник: « Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2012.

Тема раздела: Местоимение.

Тема  урока:  Местоимение как часть речи.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  создать условия для осмысления новой учебной информации; расширить понятийную базу знаний учащихся по частям речи; познакомить  их с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи; сформировать умения применять новую учебную информацию в различных учебных ситуациях;

развивать умение сравнивать и делать выводы, редактировать текст; формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Планируемые образовательные результаты::

Предметные: умение на практике применять теоретические знания о местоимении; овладение навыками анализа морфологических признаков местоимения;

Метапредметные: умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу;

Личностные : осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

                                                                               Технологическая карта урока

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Стадия вызова

.

1.Актуализация имеющихся знаний

- Все слова русского языка делятся на большие группы. Как они называются?

(Составляется кластер)

- С какими частями  речи мы уже работали?

Что вы о них знаете?

2. Пробуждение интереса к получению новой информации

 - Сегодня мы  продолжим изучение  самостоятельных частей речи. На доске вы видите двустишие С.Михалкова:

Он изучил  за много лет

Её по множеству примет.

 - Кто это он? Что он изучил за много лет? Можете ли вы ответить на эти вопросы? Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы? К какой части речи они, по-вашему,  относятся?

Восстановим предыдущие строчки стихотворения:

Скворец летел к себе домой,

Летел дорогою прямой.

- Какое слово помогает нам понять, о ком идёт речь? Что он изучил?

Какой частью речи мы заменили эти существительные?

 -

3. Постановка собственных целей обучения (целеполагание и мотивация)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы можем поставить?

Прием «Кластер»

Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме

Задаёт вопросы, обобщает.

Ставит проблемные вопросы .Предлагает обсудить. Формулирует задания.

Предлагает определить тему и цели урока.

Коллективная работа по составлению кластера

Высказываются об именах существительных, прилагательных, числительных.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проблему.

Определяют, что эти слова –

местоимения, делают вывод:

Местоимения – это слова вместо имени.

Они заменяют существительные.

Тема: местоимения как часть речи.

Цели: Узнать, что такое местоимение, какие морфологические признаки имеет?

Узнать, какова роль местоимений в речи?

Научиться находить местоимения в тексте.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, логические: анализ с целью выделения существенных признаков, логические: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

КоммуникативныеУУД: оформление своих мыслей в устной речи, владение монологической формой речи.

Регулятивные  УУД: высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы, планирование деятельности.

Стадия осмысления

Первичное усвоение знаний.

Структури

рование информа-ции

Примене-ние знаний в новой ситуации

Проверка и оценка результатов.

4.  Построение проекта выхода из затруднения . Получение новой информации

Прочитайте материал на странице 164 учебника

Сделайте вывод о том, на что могут указывать местоимения

(задание для 1 группы)-

 

Прочитайте текст. Все ли здесь хорошо написано? Нет ли недостатка?

    Мальчику Васе купили мяч. Мяч был красного цвета. Когда Вася играл с мячом, мяч легко прыгал пять раз. Мальчику мяч очень нравился. Но вот мяч лопнул. Сейчас мяч лежит на полке. Вася с мячом уже не играет.

 -Как исправить это недостаток?

- Какова роль местоимений в тексте?

( задание для 2 группы)

- Какие местоимения мы с вами сейчас использовали? Какие вы еще знаете? (Выписываются на доску)

Прочитайте в учебнике сведения о разрядах местоимений.

(страница 165). Составьте таблицу разрядов местоимений.

- Какими членами предложения могут быть местоимения?

Вывод сделайте на примерах на странице 164 учебника.

Физ. минутка.

5. Закрепление полученной информации

(Развитие умения  вставлять местоимения в текст).

Выполнение упр. 390.

- Как вы докажете правильность выбранного местоимения?

Проверьте работу соседа по парте с помощью схемы:

Гром- он

Солнце – оно

 Река – к ней

 Бор – он

Игра «Корректор».

Словарная работа. Корректор. Нахождение значения слова по «Толковому словарю русского языка» Ожегова одним учеником.  

-Предлагаю вам поработать корректорами.

Задания группам:

1 группа: укажите недочёты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде.

1) Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2)Враг был силён, но они скоро сдались.

3) Брат велел другу принести себе книгу.

2 группа:

1) Утром отряд пошёл в лес, они долго пробыли там.

2) Собаке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

3) У меня есть друг Петя, я сижу с ней за одной партой.

  Выполните тест :

1. Найти местоимение:

А) свет            Б) шёл

В) поздний     Г) мой

2. Какое слово не является местоимением?

А) он               Б) от

В) мы               Г) вас

3.Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество.

Б) указывает на предмет, но не называет его.

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.

Г) обозначает количество и число.

4. Найти строку, в которой даны личные местоимения:

А) его, мой, тебе, их

Б) мой, твой, я, ваш

В) их, мне, его, тебя

Г) мой, твой., тебе, тобой

Ключи:

1 – Г, 2 – Б, 3 – В, 4 – В.

Критерии оценивания:

0  ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Предлагает изучить информационный материал учебника  обсудить в группе и сделать выводы.

Рекомендует структурировать информацию, опираясь на учебник.

Релаксация. Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Предлагает выполнить упражнение, обосновать свой выбор.

Предлагает проверку выполнить в паре  с соседом по парте по опорной схеме на доске.

Предлагает импровизирован-ную игру, даёт индивидуальное и групповые  задания

Предлагает

выполнить тест по материалу урока. осуществить самопроверку и оценить по ключу и критериям оценивания.

 

Работают в группах.

В ходе дискуссии в группе отбирают главное, делают выводы о том, что  местоимения указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.

Корректируют текст.

Делают выводы:

Местоимения помогают сделать нашу речь более красивой, выразительной. Заменяют в речи имена сущ. и др. части речи.

Продолжают выполнять исследования, структурируют содержание.

Называют местоимения, перечисляют разряды, оформляют таблицу разрядов местоимений с примерами. Делают вывод о синтаксической роли местоимений .

Выполняют физические упражнения.

Выполняют в тетрадях упражнение, обосновывают выбор вставленных в текст местоимений.

Работают в паре с соседом по парте, проверяют выполнение упраж-нения по схеме.

Знакомятся с лексическим значением слова корректор. Выполня-ют задания в группах.

Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. Выставляют оценки.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные: логические: определение критериев для сравнения, получение новой информации по теме

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:саморегуляция,  способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: саморегуляция, способность к волевому усилию.

Стадия рефлексии

6.Итог урока:

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

 Что о ней узнали? (Обращаем свое внимание на цели урока)

Все ли цели урока мы достигли?

Приём «Микрофон».

Высказывания учащихся у микрофона на тему «Что я открыл для себя на уроке»

-Как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться полученные сегодня знания?

Домашнее задание:

  1. Выучить теорию по учебнику (параграф 69).
  2. По выбору: выполнить упражнение 392  или творческое задание ( написать 5-6 предложений о весне, употребляя местоимения)

-Я благодарю вас за то, что вы были собранными, дружными и активными на уроке.

Организует процедуру самооценки, подведения итогов..

Даёт домашнее задание по выбору учащихся, благодарит за работу на уроке.

Рассказывают, что узнали о местоимениях.

Подводят итог, дают самоанализ и самооценку.
.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

Коммуникативные УУД: обмен мнениями о новой информации

Познавательные УУД: приобре-тение нового знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

Тематические тесты для промежуточного контроля...

Урок по русскому языку:"Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" (6 класс) разработан по технологиии развития критического мыщления. В уроке использованы различные приёмы данной технологии с подробным описанием каждого...

Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....

технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"

Повторение ранее изученного материала по теме "Имя прилагательное"6 класс  с применением приёмов технологии критического мышления....