Календарно – тематическое планирование по русскому языку 9 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsyina_planirovanie_russkiy_9.docx120.1 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ  4часа)

1.

Основные формы существования национального русского

языка »

1

Урок усвоения новых знаний

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей)

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

Анализ текстов Д. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте свое отношение к выводу Д. Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»

Объяснить разницу между понятиями, выраженные словами «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу

   1,09,16

 1,09,16

2

2

Понятие о литературном языке

1

Урок усвоения новых знаний

Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка»

Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка?» С какого времени, по вашему мнению,

2,09

2,09

языка художественной литературы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

3-3

4-4

Нормиро- ванность - отличительная особенность современного литературного языка

1

Повторительно – обобщающий урок

Контрольная работа № 1

Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского - литературного языка

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их

Тест

Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литературной нормы, классифицировать их, объяснить причину нарушения норм

8.09

9.09

8.09

9.09

РАЗДЕЛ II. ПОВРОТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГОВ 5-8

5

-

1

Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

Урок развития речи

Разновидности речевого общения: не опосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; и особенности

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально – бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией

Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»

Написать письмо другу, используя памятку (упр. 12). Прислушайтесь к диалогам на улице, составьте текст « Подслушанный диалог», передайте специфику звучащей речи

15,09

15,09

6-

2

7-3

Стили речи

1

Урок развития речи

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей

Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка

Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала(газеты): выявить языковые средства публицистического стиля

§ 3, упр. 27 (найти и записать более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция). Составить с исходными словами предложения. Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Каким стилем речи вы пользуе- тесь чаще?        

16,09

22.09

16,09

22.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8-4

-

9-5

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

1

Повторительно – обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами

Объяснительный диктант

Упр. 31 (озаглавить и записать отрывок из исторического романа Л. Раковского «Кутузов»), Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы. Определить вид сказуемого. Подготовить устное сообщение об односоставных предложениях

23,09

29.09

23,09

29.09

10-6

11-7

Предложения с обособленными членами

1

Повторительно – обобщающий урок

Предложения с обособленными второстепенными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи

Комментированное письмо

Упр. 37, охарактеризовать предложение: «Кому не знакомы летние деревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стрекотаньем певчих кузнечиков». Чем оно осложнено? Продолжить текст, используя в качестве зачина это предложения

30.09

06.10

30.09

06.10

-

12-8

13-9

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями .

1

Повторительно – обобщающий урок

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи

Диктант «Проверяю себя»

Упр. 39 (прочитать отрывок из книги известного лингвиста Н. М. Шанского «По следам "Евгения Онегина"». Найти вводные и вставные конструкции. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания)

07.10

13.10

07.10

13.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РАЗДЕЛ III. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 79 часов

14

-

1

15-2.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса

1

Повторительно -

обоб-

щающий

урок

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»

§ 7. Диктант с продолжением (микросочинением на экологическую тему). Продолжить записанный на уроке под диктовку текст. Подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях

14.10

20.10

14.10

20.10

-

16-

3

17-4

Союзные и бессоюзные предложения

1

Урок усвоения знаний

Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях

Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией

Конструирование предложений по схемам

§ 8, упр. 51. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, указать вид сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений? Упр. 52 (рабочий материал к сочинению)

21.10

27.10

21.10

27.10

-

18-5

19-6

P.p.

Сочинение в форме

дневниковой записи

1

Урок развития речи

Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве». В форме дневника: «Я смотрю, размышляю, чувствую…»

Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное об- ращение, обратный порядок

Сочинение по картине

28.10

10.11

28.10

10.11

        

1

2

3

4

5

6

7

' 8

9

10

слов, ряды однородных членов и др.);

свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста

20.7

Разделительные и

1

Урок закреп

Знаки препинания и их функция. Знаки препи

Уметь интонационно оформлять сложные предложения с

Синтаксический, пунктуационный

§9,10.

Упр. 59. Прекрас

выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

ления изученного

нания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания

разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания

разбор предложений

ным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Написать о том, что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в родной местности

11.11

11.11

21-8

Сложносочиненные предложения.

Понятие о сложносочиненном • предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

1

Урок усвоения нового материала

Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между .его частями и способы их выражения

Знать грамматические признаки СПП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме

Тестирование

§11,1, упр. 62 (запишите, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных; определите, каковы смысловые отношения частей)

17.11

17.11

22-9

23-10

Средства связи частей сложносочиненного

1

Урок усвоения новых знаний

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами

Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения: со-

Диктант «Проверяю себя». Составить таблицу «Группы сложносочиненных пред-

§13-15.

Работа по группам: 1 группа -. упр. 64 (выписать ССП, подчеркивая граммати-

18.11

24.11

18.11

24.11

1

2

4

5

6

7

8

9

10

предложения, ос- . новные

единительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы); противительные отношения (противоположность, несовместимость; противительные союзы); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы)

ложений»

ческие основы и ставя пропущенные запятые между простыми предложениями, подумать: возможна ли перестановка частей в данных предложениях, каковы смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений?);

  1. группа -упр. 65 (записать, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составить схему 1-го и 3-го предложений);
  2. фуппа -упр. 68 (озаглавить и записать текст, расставить пропущенные запятые, подчеркнуть члены предложения в ССП, ответить на вопросы: каким союзом объединены части ССП, каковы смысловые отношения между его частями?)

группы ССП по значению и союзам

/

24-11

25-12

Смысловые отношения ме

1

Урок закрепления

Сложносочиненные предложения с соединительными, раздели

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения,

Творческий диктант

Прочитать стихи И. Никитина, соблюдая правильную

25.11

01.12

25.11

01.12

жду частями ССП и способы

изученного

тельными, противительными союзами

составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуацион-

интонацию. Почему поэт часто употребляет ССП с союзом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

их выражения

но оформлять, опознавать в

И? Какова роль это

                                                                         

текстах, употреблять в речи, различать СПП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И

-V

го союза в поэтическом тексте?

26.13

27.14

Знаки препинания в

ССП с общим

1

Урок закрепления

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смы

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический,

Синтаксический, пунктуационный разбор

§16, упр.73 (записать текст, раскрывая скобки и рас

02.12

08.12

02.12

08.12

 второстепенным членом

изученного

словые отношения между частями ССП

пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения

ставляя недостающие запятые; найти ССП с общим второстепенным членом, подчеркнуть грамматические основы, начертить его схему, охарактеризовать каждую из его частей)

28-15

29-16

P.p. Сочинение публицистического характера

2

Уроки развития

речи.

Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план

Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуникативную цель, уметь создавать текст публицистического характера, выбирать жанр будущего сочинения (газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвел впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказывания (соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, развертывание содержания по плану), нормами правописания

Сочинение

   09.12                                                                                                                                                                            

15.12

09.12

15.12

30-17

31-18

Синтаксический и пунктуа-

1

Повто-

ритель-

но-

Средства связи простых предложений в составе сложного.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать

Взаимодиктант. Написать сочинение-миниатюру

Повторить изученное по теме «Сложносочиненные

16.12

22.12

16.12

22.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ционный разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в ССП

обобщающий урок

Знаки препинания в ССП

ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

«Наступление зимнего вечера», по возможности используя ССП

предложения», используя контрольные вопросы на с. 47. Выписать из статей учебника литературы ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами

32-19

33-20

Контрольная работа

1

Урок контроля

Средства связи простых предложений в составе сложного.

Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

Диктант с грамматическим заданием

23.12

12.01

23.12

12.01

34-21

35-22

Сложноподчиненные предложения. Понятие о

1

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания

Составить план параграфа, проиллюстрировать пункты плана своими примерами

§18, упр. 85 (прочитать, выписать, расставляя пропущенные запятые, СПП в такой последова

13.01

19.01

13.01

19.01

сложно- подчиненном предложении. СПП, его грамматические

сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова

тельности:

придаточное поясняет слово главного; придаточное поясняет словосочетание; придаточное поясняет грамматическую

признаки

основу главного; придаточное относится ко всему глав

ному)

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

36-23

37-24

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложно- подчиненном предложении

1

Урок усвоения нового материала

Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП

Уметь определять место при

Комментирован

§19, упр. 89. Прочитать текст о художниках, иллюстрировавших произведения Пушкина. Согласны ли вы с авторской оценкой их творчества? Почему? Расставляя необходимые знаки препинания, выписать СПП, соответствующие схемам, данным в упражнении)

20.01

20.01

даточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП

ное письмо. Составить схемы сложноподчиненных' предложений

26.01

   26.01

38-25

 39-26

Р-Р.

Лингвистическое изложение с элементами сочинения - рассужде- ния в жанре научной

статьи

2

«

Уроки

развития

речи

Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи

Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста (Л.Успенский «Слово о словах»), оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка

Изложение с элементами сочинения-рассуждения

27.01

02.02

27.01

02.02

40-27

41-28

Союзы и союзные слова в сложно- подчиненном предложении

1

Урок усвоения нового материала

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова

Знать средство связи частей в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Конструирование СПП

§20, упр. 97 (списать, расставляя знаки препинания). В каких предложениях связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью простых и составных союзов, в

03.02

09.02

03.02

09.02

каких - с помощью союзных слов? Составить схемы СПП с составными союзами

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

42-29

Роль ука- зательных

1

Урок

Место придаточного в

Уметь опознавать указательные

Синтаксический и

§21, упр. 105 (запи

10.02

10.02

43-30

слов в сложно- подчиненном предложении

закрепления изученного

СПП.

Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы

слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами

пунктуационный разбор. Взаимодиктант

сать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания; указать, какими частями речи являются выделенные слова)

16.02

16.02

44-31

45-32

P.p. Рецензия на прочитанное произведение

1

Урок развития

речи

Рецензия. Особенности жанра.

Составление плана рецензии. Отбор языковых средств

Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения

Работа с образцами. Составление чернового варианта

Написать рецензию на прочитанное произведение

17.02

24.02

17.02

24.02

46-33

47-34

Основные группы сложноподчиненных предложений. Сложно- подчинен

1

Урок усвоения новых знаний

Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять

Синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. Составить схемы предложений

§22, упр. 115 (по данным схемам построить и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью)

02.03

03.03

02.03

03.03

ные предложения с придаточными определительными

48-35

Сложно- подчиненные предложения с

1

Урок закрепления изученного

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, зна-

Составить описательную миниатюру с СПП с придаточными опре-

§ 22. Выписать из комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума» афо-

09.03

09.03

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

придаточными определительными

чению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определительным

делительными

ризмы с придаточными определительными

49-36

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок изучения нового материала

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова

Конструирование предложений по схемам

§23, упр. 119 (составить СПП изъяснительные, присоединив придаточные с помощью союзов чтобы или что)

10.03

10.03

50-37

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок закрепления изученного

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным.

Синтаксические и пунктуационные нормы

Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными,. заменять предложения с прямой речью на них

Составить повествовательную ми- чиатюру с изъяснительной конструкцией

§23.

Выписать из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (от слов: «Это - тонкая, умная, изящная и страстная комедия...») 6 СПП с придаточными определительными и изъяснительными, в которых бы характеризовались Чацкий, его сторонники и противники

16.03

16.03

51-38

Сложноподчиненные предложения с придаточными об-

1

Урок усвоения нового материала

Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными.

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи ме-

Объяснительный диктант

§25, 26, упр. 128 (время можно выразить различными синтаксическими средствами), Перестроить каждое

17.03

17.03

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

стоятель- ственны- ми. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

чинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части

делительными

Синонимия простых и сложных предложений

предложение, ис: пользуя для выражения времени разные синтаксические средства

52-39.

Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда»        

.23.03

23.03

53-40

Сложно- подчиненные предложения с придаточными времени и места

1

Урок закрепления изученного

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и

времени и их отличие от придаточных определительных»

Упр. 130 (составить четыре сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Я путешествую...»)

24.03

24.03

54-41

Сложно- подчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия

1

Урок закрепления изученного

Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее

Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему

§26.

Упр. 141. Прочитать отрывок из книги известного физика К. И. Щелкина, определить стиль текста, назвать использованные в тексте языковые средства, присущие данному стилю. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Составить схемы СПП

06.04

.

06.04

55-42

Сложно- подчиненные предложения

1

Урок закрепления изученного

Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки,

Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению под-

Графический диктант.Конструирование предложений

§26, упр. 153. Прочитать, рассказать, с какими целями ездили за границу

07.04

07.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

придаточными уступки, цели

цели

чинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в

известные русские филологи XIX века. Списать, расставляя необходимые

речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и ССП с противительными союзами и стилистические смысловые

знаки препинания. Заключить в овал союз СПП с придаточными цели

различия между ними

56-43

Сложно- подчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени

1

Урок закрепления изученного

Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом.

Значение сравнительных конструкций в речи

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по харак- теоу смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи

Схематический диктант. Конструирование предложений

§27, упр. 165 (прочитать стихотворение В. Набокова). О чем написал поэт в своем произведении, какие чувства выразил в нем? Прокомментировать последнюю строфу. Найти СПП, разобрать их

 13.04

 13.04

57-44

58-45

Различные способы выражения сравнения

1

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи

Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи,' определять их значения в тексте

Творческое списывание

Придумать предложения с различными способами выражения сравнения

 14.04

 20.04

14.04

 20.04

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

59-46

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложно- подчиненные предложения»

    1

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно офлормлять

Написать небольшое сочинение-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных видов

Устное сообщение «Виды придаточных предложений»

 21.04

21.04

60-47

61-48

P.p. Сочи- нение-

рассужде- ние о природе родного края, о родине

   2

Уроки развития

речи

Сочинение-

рассуждение о природе

родного края, о родине

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста

Сочинение

 27.04

 28.04

27.04

 28.04

62-49

63-50

Сложно- подчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

    1

Урок закрепления изученного

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимич- ная замена предложений

Уметь производить структурно- семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

Объяснительный диктант

§28. Упр. 172. Списать, расставляя знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Определить вид придаточных и вид подчинительной связи

 04.05

 05.05

 04.05

 05.05

64-51

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

   1

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Уметь определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах

Взаимодиктант. Синтаксический пунктуационный разбор

§29. Упр. 182 (списать, произвести письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений)

 11.05

11.05

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-65-52

Контрольная работа

1

Урок контроля

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуацион- но оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов

Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания от-

12.05

12.05

пунктуации в СПП)

6653-

P.p. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат

1

Урок развития речи

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи

Составление плана, отбор рабочего ма гериала к реферату на тему (по выбору): «Толковый словарь - картина мира», «Употребление БСП в ...», «Индивидуальные особенности пунктуации" писателя...»; «Русский лингвист...» (Л. В. Щерба,

  1. А. Шахматов,

5 В. Виноградов)

Оформление реферата

18.05

18.05

67-54

68-55

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

Урок усвоения нового материала

Бессоюзные предложения, их грамматические признаки.

Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания

Составление предложений по схемам

§31-32.

Записать 5-6 пословиц (поговорок или афоризмов), представляющих собой БСП

19.05

1.03

19.05

1.03

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

69-56

Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения нового материала

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП

Осложненное списывание

§33. Упр. 193 (продолжить каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов:

а)        простое предложение с однородными членами (без союзов);

б)        БСП, между частями которого надо поставить запятые;

в)        БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой

4.03

4.03

70-57

5.03

5.03

-

71-58

P.p. Изложение с элементами сочинения на морально- нравственную тему

2

Урок развития речи

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций

Уметь воспринимать текст на слух, производить компози- ционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

11.03

11.03

72-59

73-60

Бессоюзные сложные предложения со

1

Урок усвоения новых знаний

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, поясне-

Прочитать отрывок

из

поэмы

А. С. Пушкина «Руслан и Людми-

§34, упр. 198 (закончить начатые предложения так, чтобы получились БСП

12.03

15.03

12.03

15.03

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

значением

причины,

пояснения,

дополнения.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

ния, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

ла» от слов: «Там чудеса...». Ответить на вопросы: «Почему после зачина строфы стоит двоеточие?», «Какую роль оно выполняет?», «На

подчеркнуть главные члены в записанных предложениях, указать наречия)

какое чтение последующих строк настраивает?»

74-61

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном пред ложении

1

Урок усвоения новых знаний

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

Составить и записать тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами

§ 35. БСП широко используются в устной разговорной речи, а также в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатели стремятся отразить особенности синтаксиса устной речи. Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессоюзные предложения. Выписать их и объяснить постановку знаков препинания

18.03

18.03

 75-62

76-63

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуаци-

2

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающие

уроки

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в собственной речи, производить синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Диктант «Проверяю себя»

Контрольные вопросы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения 2 БСП с многозначными отношениями между частями

19.03

22.03

19.03

22.03

        

1 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

онный разбор бессоюзного предложения

77-64

Контрольная работа №4

1

Урок контроля

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в соб

Тест

Подготовить устное сообщение на выбор: «Двоеточие в простом и сложном предложении», «Тире в простом и сложном предложении»

25.03

25.03

ственной речи, производить синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

78-65

79-66

Сложные предложения с различными видами связи

1

Урок усвоения нового материала

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) й бессоюзной связи в сложных предложениях

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи

Составление предложений по схемам. Составление схем

§37. Упр. 212. Прочитать, выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о 2-х ситуациях, а затем те, в которых сообщается о 3-х и более. В сложных предложениях с разными видами связи пронумеровать простые предложения и составить их схемы. Подготовить рекламу катка по картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих», чтобы её можно было передать по радио в нашем городе

5.04

8.04

5.04

8.04

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

80-67

Знаки препинания в

1

Урок закрепления изученного

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.

Сочинительные и подчинительные союзы

Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах

Творческий диктант

§ 38. Упр. 217. Прочитать и определить

9.04

12.04

9.04

12.04

15.04

81-68

82-69

сложных предложениях с различными видами связи

основную мысль текста. Списать, выделив следующие абзацы: 1)введение, содержащее проблему текста и иллюстрированную обоснованность по

15.04

становки проблемы, 2) основную часть текста, 3) заключение, обобщающее информативное содержание текста. Расставить пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть сочинительные и подчинительные союзы, расположенные рядом в много-

членном сложном

предложении с разными видами связи. Объяснить постановку запятых между ними

83-70

84-71

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Повто- ритель- но- обобщающий урок

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию

Предупредительный диктант

Подготовить сообщения по темам (на выбор):

«Все народы меняются словами» (В. Белинский), «Устаревшие слова как живые свидетели

16.04

19.04

1604

19.04

истории»,

«Русский язык может,

22.04

22.04

85-72

как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. Гоголь)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

86-73

87-74

P.p.

Изложение с элементами

сочинения

2

Уроки

развития

речи

Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов -по ключевым словам

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста; определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ней, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

Написать сочинение к одному из текстов

23.04

26.04

23.04

26.04

88-75

89-76

90-77

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей,

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические

Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам

Составить словарную статью для толкового словаря. Сопоставительный анализ словарей. Игра «Загадай слово» с использованием толкового словаря

Подготовить устное сообщение на выбор: «В. И. Даль - известный русский лексикограф», ;<Д. Н. Ушаков - составитель толкового словаря»

19.04

29.04

30.04

19.04

29.04

30.04

словари лингвистические и нелингвистические

91-78

92-79

Язык художественной литературы

2

Повтори-

тельно-

обоб-

щающие

уроки

Язык художественной литературы: цели, функции

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализиро

В. Г. Белинский подметил, что ученый говорит, используя логические доводы, а поэт - образы и картины;

Проанализировать текст любого произведения (стихотворение, фрагмент прозы), отметить средства создания

3.05

6.05

3.05

6.05

вать индивидуальный стиль

«один доказывает,

образности, разно-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

писателя (манера письма художественные приемы средства выразительности)

ругой - показывает, и оба убеждают». Проанализировать научный текст и текст художественной литературы, доказывая слова критика при- мерами

стилевые слова и обороты речи русского языка, лексические группы

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ 8 часов

93-1

94-2

Фонетика. Орфоэпия Графика. Орфография

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Звуки русского языка, их классификация. Смыс- лоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма

меть делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от

фонетических условий

Зачет

Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий, определить стиль текста. Свой выбор аргументировать

.7.05

10.05

7.05

10.05

95-3

96-4

Лексика.

Морфеми-

ка.

Словообразование

   1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно – словообразовательный анализ.

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Комплексный анализ текста

Составить предложения с данными словами( из словаря)

13.05

14.05

13.05

14.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

97-5

Морфология и орфография

1

Повторительно- обобщающий урок

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий

Объяснительный диктант

Списать, графически обозначить орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

17.05

17.05

98-6

99-7

100-8

Контрольная работа №5

Анализ контрольной работы

Итоговый урок

3

Уроки контроля

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты; при создании сочинений интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и при- меры из жизненного опыта

20.05

21.05

27.05

20.05

21.05

27.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...