Главные вкладки

    контрольно-измерительные материалы по русскому языку
    тест по русскому языку на тему

    Галиуллина Василя Галиахматовна

    Представлены кимы по русскому языку для студентов 1 курса спо

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kim_russkiy_2018_1_semestr.docx44.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВАРИАНТ 1

    1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

    a)  тОрты                c)  дОсуг
    b)   звОнишь          d) нАрост
    2. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?
    a) разогревать, согнутый, рейтинг
    b) педагог, экзамен, простого
    c) метеорология, гитарист, каталог
    d) также, анекдот, вокзал

    3. Что является целью научного стиля речи?
    a) передавать знания, обобщать информацию
    b) давать указания
    c) убеждать людей
    d) организовывать работу

    4. Что такое заявление?
    a) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями
    b) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу
    c) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера
    d) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

    5. Определите функционально-смысловой тип текста.
    После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, за черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. ( По И.Соколову-Микитову
    a) повествование
    b) рассуждение
    c) описание
    d) повествование с элементами  рассуждения

    6.Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
    a) экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки,  в момент воспроизведения
    b) ностальгия–неприятные воспоминания
    c) снайпер – меткий стрелок
    d) серфинг – вид водного спорта

    7.  Укажите прилагательное, употребленное в переносном значении?
    a)  каменный дом        c )   чистая посуда
    b)  медвежья нора                d )  дырявая память

    8. Укажите многозначное слово
      a) очаг   b) одеялоc) мэр            d) контрразведка

    9. В каком из предложений нет олицетворения?
    a) Еще цветут поздние осенние цветы.
    b) Опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.(С.Есенин)
    c) Оторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше.(М.Исаковский)
    d) Тихо посапывает на столе самовар.

    10.Какой из тропов используется в следующем примере?

     Изредка ветер трепал гроздья звезд.(К.Паустовский)
    a) метафора                   b) метонимия           c)сравнение          d) олицетворение

    11. Найдите слово, которое не является синонимом слова  аккуратный.
    a) исполнительныйb) пунктуальныйc) точный         d) актуальный

    12. Какая пара слов не является антонимами?
    a)яркий – тусклыйc) ошибочный – верный
    b) безлюдный – оживленный        d) гладкий – ровный

    13. В каком предложении вместо слова БОЛОТИСТЫЙ нужно употребить слово БОЛОТНЫЙ?
    a) В БОЛОТИСТЫХ районах Подмосковья весной затопило много деревень.
    b) Из-за БОЛОТИСТОГО газа здесь обитает мало животных и птиц.
    c) На этой карте нет сведений о БОЛОТИСТЫХ низинах.
    d) Местность там не отличается разнообразием: она везде БОЛОТИСТАЯ, нет обширных лугов и полей.

    14.Объясните значение фразеологизма  «без зазрения совести»:
    a) испытывая чувство вины       c) не испытывая чувство стыда, без стеснения
    b) добившись успеха                  d) действуя осторожно, робко

    15. Найдите предложение без ошибки, связанной с употреблением фразеологизмов
    a) Чего там есть? Хлеба-то кот поплакал.
    b) Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.
    c) В этих событиях важную скрипку играют военные.
    d) Он постоянно сидит сложа руки.

    16. Укажите архаизм:
    a) медитация         b) брадобрейc) кафтан             d) сайт

    17. Закончите пословицу: «Назвался груздем…»
    a) лечись        c) не говори, что не гуж
    b) полезай в корзину        d) полезай в кузов

    18. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    a)  заст..лить, к..саткльная, сов..решнно;
    b)cр..щение, подр..жательный, уб..ждение;
    c)безобл..чный, подг..реть, ур..ган;
    d)бл..гополучно, сомн..вающийся, сп..шить

    19. Выбери правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Костер уже догорал () и последними угольками освещал лица охотников.
    a)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    b)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    c)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
    d) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

    20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Афанасий Никитин (1) имя (2) которого (3) знакомо каждому (4) совершил путешествие в Индию.
    a)  1,2,4
    b)2,4
    c) 1,4
    d) 1,3

    ВАРИАНТ 2

    1.В каком слове  неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
    a) тамОжня                c) знамЕние
    b) сиротАd) зубчАтый

    2. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?
    a) раскрепоститься, помог, отклеился
    b) композитор, вдруг, кисель
    c)округлив, архипелаг, кипяченый
    d) отказывается, супруг, раскинулся

    3. Что является целью официально-делового стиля речи?
    a) передавать знания, обобщать информацию    c) давать указания;
    b) убеждать людейd) организовывать работу

    4. Что такое характеристика?
    a) письменное подтверждение лица, получившего ценности
    b) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека
    c) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия
    d) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме

    5. Определите функционально-смысловой тип текста.

         Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми.                        

                         Д.С.Лихачев

    a) повествованиеb) рассуждение c)описание  d) повествование с рассуждением

    6. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
    a) невежа – малообразованный, малосведущий человек
    b) менеджер – специалист по вопросам организации управления в производстве и других областях
    c)афоризм – краткое изречение, содержащее законченную мысль
    d)кульминация  – начальный момент развития событий в художественном произведений

    7.Укажите прилагательное, употребленное в переносном значении?
    a) цветущий сад            c) открытая дверь
    b)  бегающие дети           d)  подавленное настроение

    8.Укажите многозначное слово.
    a) ресницы d) конфликтc) собеседник                 d) чай

    9. В каком из предложений нет олицетворения?
    a) Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой…(Ф.Тютчев)
    b) Теплый ветер тихо веет, жизнью свежей дышит степь (А.Фет)
    c) Пусть ветер, рябинку занянчив, пугает ее перед сном.(Б.Пастернак)
    d) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

    10.Какой из тропов используется в следующем примере?
     Шалями тучек луна закрывается. (С.Есенин)
    a) метафора                   b) метонимия           c) сравнение          d) олицетворение

    11. Найдите слово, которое не является синонимом слова беззаботный.
    a) неунывающий         b) беспечный       c) безобразный   d) легкомысленный

    12. Какая пара слов не является антонимами?
    a) замкнутый – общительный        c) искренний – лицемерный
    b) здоровый – больной        d) правдивый – искренний

    13. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить слово ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
    a) Нобелевская премия – ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
    b) Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
    c) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
    d) Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

    14.Какой фразеологический оборот имеет значение  «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда»?
    a) держать себя в руках             c) стоять горой
    b) одним духом        d) зарубить на носу

    15.Найдите предложение без ошибки, связанной с употреблением фразеологизмов
    a) У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.
    b) Всё, я умываю руки.

    c) У них все было шито-крыто белыми нитками.
    d) От волнения у маленького певца язык ушел в пятки.

    16.Укажите историзм:
    а) президент   b) ланиты             c) горизонт  d) стрельцы

    17. Закончите пословицу: «Мал золотник,да …»
    a) свой                        b) из золота              c) подрастет               d)    дорог

    18. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    a)  водор..сли, прил..гательное, пр..граммный;
    b)предст..вление, ум..лкать, уг..сающий;
    c)зан..мать, б..рюзовый, тр..буна;
    d) б..ологический, предпр..ниматель, иск..зить;

    19. Выбери правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Окончился день () и ночь надвигается из-за крыш.
    a)  Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.b)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
    c)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    d)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

    20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Отблески сверкающей вдали молнии освещали лодку в которой сидели рыбаки и лица их казались взволнованными.

    a)  1
    b)2,3
    c) 1,3
    d) 1,2,3

    ВАРИАНТ 3

    1.В каком слове  неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
    a) индустрИя        c) квартАл
    b) рАкушка        d) кедрОвый

    2. В каком ряду во всех словах есть звук [с]?
    a) масштаб, старожил, лезть
    b) стереозвук, сделать, развевается
    c) подъезд, повозка, расхвалить
    d) отвезти, сдерживаться, разносчик

    3. Что является целью публицистического стиля речи?
    a) передавать знания        c) убеждать людей
    b) давать указания        d) организовать работу  

    4. Что такое расписка?
    a) письменное подтверждение лица, получившего ценности
    b) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека
    c) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
    d) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

    5. Определите функционально-смысловой тип текста.
    После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.                                                                   ( По И.Соколову-Микитову)

    a) повествованиеb) рассуждение c) описаниеd) повествование с описанием

    6. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
    a)аналогия – сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами
    b)биография – короткий рассказ в стихах или прозе  с четко сформулированным нравоучением
    c)
    персонаж – художественный образ, наделённый  духовностью, чертами наружности, поведением
    d)эпилог – заключительное обращение  к читателям, подведение итогов,  повествование  о том, что случилось  с персонажами спустя некоторое время.

    7.Укажите прилагательное, употребленное в переносном значении?
    a)  крутой кипяток          c) густая каша
    b)  тяжелая ноша        d)  горячий чай

    8.  Укажите многозначное слово.
    a) роса b) сундукc) заноза                             d) лето

    9. В каком из предложений нет олицетворения?
    a)  Вот-вот взойдет солнце и спугнет туманы.(В.Астафьев)
    b) Неповторимо  цветет рябина поздней осенью.
    c) Кукуют и перехохатываются  в лесу кукушки.
    d)  Всю ночь крепко спят одуванчики.

    10.Какой из тропов используется в следующем примере?
    И в руках его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела.

            (А.Твардовский)
    a) метафора                   b) метонимия           c) сравнение          d) олицетворение

    11. Найдите слово, которое не является синонимом слова жестокий
    a) трудный b) бессердечный             c) беспощадный          d) безжалостный

    12. Какая пара слов не является антонимами?
    a) ловкий – неуклюжий          c) замкнутый – общительный
    b) мудрый – умный          d) халатный –  добросовестный

    13. В каком предложении вместо слова УДАЧЛИВЫЙ нужно употребить слово УДАЧНЫЙ?
    a) Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение о современной жизни.
    b) Моего брата не случайно называют УДАЧЛИВЫМ человеком.
    c) Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ ли он человек.
    d) Человек, УДАЧЛИВЫЙ в делах, вызывает невольную зависть окружающих

    14.Какой фразеологический оборот имеет значение «очень быстро, с предельной скоростью»?
    a) во все горло        c) во что бы то ни стало
    b) во все глаза         d) во весь дух

    15.Найдите предложение без ошибки, связанной с употреблением фразеологизмов
    a) Ещё долгое время после перенесенного стресса я не мог войти в колею.
    b)  За неимение сотрудников львиную часть работы выполнял редактор.
    c) Работы много, а людей кот начихал.
    d) Моё замечание только подлило масла в кипяток.

    16. Укажите историзм:
    a) дорога  b) губернаторc) воеводаd) биополе

    17. «Не любо – не слушай…»Продолжите поговорку.
    a) не по твою душу                                c) подрастешь – поймешь
    b) а врать немешайd) а слушаешь – примечай

    18.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    a)  к..мментарий, об..ятельный, заг..рать;
    b)к..вычки, пок..зался, выр..стает;
    c)пр..влечь, пр..дписание, ск..вать;
    d) пор..дниться, ф..нарь, те..тральный;

    19. Выбери правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Я передал ему ваше поручение () и он исполнил его с большим удовольствием.
    a)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    b)Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
    c) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    d) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

    20. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
    Стараясь ступать осторожно (1) Власов (2) подошел к двери и замер (3) испуганный каким-то шорохом.

    a)  1,2 – выделяется уточняющее слово;
    b)1,3 – выделяются деепричастный и причастный оборот
    c)3 – выделяется причастный оборот
    d)2,3 – выделяется вводное предложение

    ВАРИАНТ 4

    1.В каком слове  верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
    a) щАвельc) бАловать
    b) балОванныйd) укрАинский

    2. В каком ряду во всех словах есть звук [п’]?
    a)пьеса, проверка, автостоп
    b) клуб, приступ, обклеить
    c) пятиборье, вглубь, распиленный
    d) россыпь, заскрипеть, общественность

    3.Что является целью научного стиля речи?
    a) передавать знания        c) убеждать людей                                                
    b) давать указания        d) организовывать работу

    4. Что такое доверенность?
    a) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
    b) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
    c) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
    d) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

    5. Определите функционально-смысловой тип текста.
    Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми.                                             (Д.Лихачев)
    a) повествование b) рассуждение c) описаниеd) повествование с рассуждением

    6. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
    a) каллиграфия – искусство писать ровным и красивым почерком
    b) монография – описание автором своей собственной жизни
    c) резюме – краткое изложение (вывод) сути обсуждаемой темы
    d) регламент – совокупность правил, регулирующих порядок какой-либо деятелности

    7. Укажите прилагательное, употребленное в переносном значении
    a) натянутая струна         c)  цветущая женщина
    b)  рассеянные семена        d)  танцующая пара

    8. Укажите многозначное слово.
    a) язык    b) снегc) роща    d) перепел

    9. В каком из предложений нет олицетворения?
    a) Море смеялось.(М. Горький)
    b) Луна будет улыбаться весь вечер. (А.Чехов)
    c)  В вершинах лип пели птицы, свистели скворцы,  дрозды.
    d) Спит черемуха в белой накидке…(С.Есенин)

    10.Какой из тропов используется в следующем примере?
    Кленовый лист напоминает нам янтарь.

    (Н.Заболоцкий)
    a) метафора                   b) метонимия           c) сравнение          d) олицетворение

    11. Найдите слово, которое не является синонимом слова энергичный
    a) деловитый              b) медленный                 c) проворный        d) неутомимый

    12. Какая пара слов не является антонимами?
    a)  храбрый – смелый        c)  честный – подлый
    b)  яростный – кроткий        d) щедрый – скупой

    13. В каком предложении вместо слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употребить слово ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?
    a) Нашим войскам предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ сражение.
    b) ГЕНЕРАЛЬНОЕ выступление войск было намечено на август.
    c) Многие офицеры мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ чине.
    d) На кондитерской фабрике нас встретил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор.

    14. Какой фразеологический оборот имеет значение «слишком много, в избытке»?
    a) хоть бы что        c) хоть отбавляй
    b) хоть глаз выколиd) хоть шаром покати

    15.Найдите предложение без ошибки, связанной с употреблением фразеологизмов
    a) Не стоит пересыпать из пустого в порожнее.
    b) На все его проделки учитель глядел через пальцы.
    c) Было решено переговорить с партнерами с глазу на глаз.
    d)  Иван – очень вежливый молодой человек, он  и мухи не оскорбит.

    16.Укажите историзм
    a) гимназияb) хакер                         c) карусель  d) вече

    17. Если верить пословице, дурной пример…
    a) нехитрый           b) заразителен        c)другим наука      d) мать ученья

    18. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    a)  к..мплемент, расст..лать, сх..матичный;
    b)обн..вленный, сост..вление, выж..гать;
    c)сист..матизация, ф..рмулировка, обва..нение;
    d)обог..щение, предл..жение, д..льнейшая;

    19. Выбери правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Костер (1) разожженный в снегу охотником (2) спас нас от холода.
    а) 1- выделяется причастный оборот.
    b)2 - выделяется деепричастный оборот
    c) 1,2 - выделяется причастный оборот.
    d) 1,2 - выделяется деепричастный оборот

    20. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
    Вдруг я заметил (1) каких-то удивительных птиц (2) оперенье (3) которых (4) напоминало нежные краски зари.

    a) 1,4;
    b)2
    c) 3
    d) 1,3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

    1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

    Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

    Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

    Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

    Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

    Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

    Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

    Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

    Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

    Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

    Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

    Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

    Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...