Тема урока: Глагол! Он действовать привык!
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нарбекова Альфия Кямилевна

Урок в 5 классе на тему: Глагол! Он действовать привык!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_narbekovoy_gotovyy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глагол! Он действовать привык!

урок – исследование

Цели урока

Образовательные: 

  • обобщить и систематизировать основные знания по теме «Глагол»;
  • совершенствовать орфографические навыки учащихся;
  • учить практическому применению знаний по теме;

Развивающие: 

  •  работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления    

     школьников;

  • формировать речевые компетенции учащихся;
  •  развивать творческие способности учащихся
  • вырабатывать навык самооценки знаний;
  • продолжить работу по филологическому анализу текста;

.

Воспитательные:

  • воспитывать  у школьников любовь к русскому языку на основе использовании текстов художественной литературы;
  • формировать чувство прекрасного;
  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

  • Планируемые результаты:
  • Закрепление и систематизация основных теоретических понятий по теме «Глагол»;
  • практическое применение знаний, умений, навыков при работе с текстами;
  • умение производить филологический анализ текстов;
  • умение создавать собственные тексты на основе прочитанных;

I. ВСТУПЛЕНИЕ (актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока)

1.Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Звучит, волнует, будоражит весна. Прекрасна музыка Вивальди?

Она создает весеннее настроение так же, как  и  стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум». Послушайте его.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено, —

И воздух и вода!

Учитель:

- А какая тема этого стихотворения? (тема – это то, о чем говорит автор)

( УЧЕНИКИ Тема Весна идет)

- Назовите идею этого отрывка, к чему призывает автор?

Учитель: А скажите, ребята, какая часть речи в моих словах и в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова позволяет создать динамичный образ весеннего обновления природы.

(Дети скажут: глагол.)

Учитель: Сегодня у нас, ребята, особенный урок. Мы будем пытаться при помощи слова передавать разные впечатления.

Итак, тема урока: «Глагол… Он действовать привык!»

Сегодня мы вспомним и обобщим то, что вы уже знаете о глаголе. Мы сделаем следующий шаг и узнаем, каковы особенности использования глаголов в художественных текстах. Нам предстоит выполнить много творческой и исследовательской работы.

Итак, в путь!

Вновь обратимся к тексту Н.А. Некрасова

- Что необычного в первой строке стихотворения Н.А. Некрасова?

(этимологическая справка на слайде: Идёт-гудёт, а не идёт-гудит: в современной речи: машина, пароход гудит, а у поэта идёт-гудёт — от старинного глагола гудить, густи — I спр.)

Ребята, обратите внимание на то, как поэт записал два глагола, чтобы обнаружить особый поэтический смысл в их соседстве (пример: жили-были)

Вывод учителя: Весна не только идёт, но и гудёт, т. е. наполняет небо и землю звуками, гулом, шумом птиц, ливней, грозы, ветра. Два глагола как бы сливаются в один — мощный глагол весны и обозначают действие.

Сегодня мы работаем по группам, у каждой группы будет своя задача.

  1. Начнем нашу работу с составления морфологического портрета глагола.

(таблица на экране)

 - Что такое глагол?

- Что он обозначает?

- Каким членом предложения он является?

(поощрение учеников)

Вывод учителя

Итак, ребята, мы составили морфологический портрет глагола. А теперь посмотрим, как он «работает». Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свое задание.

Обратимся к картине известного русского художника Аркадия Рылова «Зеленый шум». Рылов идет и за народным образом весны, выраженным фразеологизмом, и за восторженным отношением Некрасова к чудесному времени года. Перед вами картина и текст.

Учитель: У художника говорят о себе предметы, изображенные на картине, и краски — поэт пишет словами.

Давайте картину озвучим глаголами, перёдадим жизнь, изображенную на полотне, и посмотрим, как «работает» глагол.

2 группа

3 группа

1 группа

дети придумывают яркие, экспрессивные глаголы к существительным.

Деревья качаются, трепещут, гнутся, жмутся (друг к другу).

Река разлилась, захватила (берега), плещет, несет, синеет.

Ветер буйствует, ярится, клонит.

Парусники снуют, белеют, идут, борются (с волнами), мелькают, купаются (как уточки).

Паруса надулись, распрямились, шествуют (даже!), напрягаются.

Дали голубеют, манят, тревожат.

Художник мечтает, мыслит (философски), наслаждается, воображает, радуется.

Дети составляют два-три  предложения по теме Весна – простое, с однородными глаголами

Выписать из стихотворения Некрасова глаголы, которые более ярко передают настроение весеннего обновления природы, выделить орфограммы и объяснить их

Отчет по группам.

Вывод учителя. Так что же умеет делать глагол?

Он умеет:

- описывать действие предметов и умственную деятельность человека;

- характеризовать внутреннее состояние человека;

- рисовать признак по цвету;

- передавать звуки.

3. А вот звуки ручья, ветра в картине трудно передать, но мы можем увидеть, вернее, услышать эти звуки в рассказе Сладкова Н. «Весенние ручьи». ( На фоне музыки Чайковского учитель читает текст, стоя на одном месте)

Весенние ручьи

Весенние ручьи говорят, говорят…

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

— Я лесной ручей, из лесного снега рождён. Топтали этот снег лоси да волки, зайцы-беляки по снегу прыгали, тетерева и рябчики под снегом спали. Теперь все следы растаяли, в звонкие капельки превратились. Столько за зиму всяких историй произошло, — за всю весну не перескажешь. Расскажешь — не перескажешь, расскажешь — не перескажешь…

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

— Зень-зень-зень! Зиме конец, конец зиме… Я ручей полевой, из полевых снегов рождён. Топтали снег зайцы-русаки да серые куропатки. Рыжая лиса мышковала — полёвок ловила. Все события на снегу отпечатались. А теперь следы растаяли, в певучие капельки обратились. Столько событий — рассказать – не рассказать, рассказать — не рассказать…

Н. Сладков

Учитель: Вам понравился этот текст? И мне он очень понравился. Поэтому я его и выбрала для филологического анализа.

(Параллельно выбрать к доске по одному человеку на задания 6.1, 6.2,7)

1 группа определяет тему текста и  находит  ключевые слова глаголы (лексический повтор), задание 6.1

2 группа определяет  и формулирует основную мысль текста,  задание 6.2

3 группа определяет стиль текста и тип речи, находят ИВС,

выполнить синтаксический разбор предложения: «А теперь следы растаяли…» (индивид.)

 Учитель: Весь класс присоединяется к работе по тексту.

Учитель: Ребята, мы подошли к завершающему этапу нашего урока. Сегодня мы убедились, в том, что глагол обозначает действие.. и поможет вам вслед за писателем Сладковым создать свой собственный образ обновления весны. Выполняем задание №8 в тетрадях с печатной основой.

Защита работ (3 чел.), поощрение детей

Рефлексия

III. ИТОГ УРОКА.  Успешно выполнив все задания, мы подошли к итогу нашего урока. Так в чем  же назначение глагола? Мне бы хотелось узнать ваше мнение. А помогут вам в этом слова – подсказки (внимание на слайд)

- Мы закрепили тему…

- Я вспомнил, что…

- Понравилось…

 Сегодня мы убедились, что художники создают образ весны с помощью кисти, музыканты используют ноты и музыкальные инструменты, а мы были в роли писателей и при помощи красивых слов-глаголов сумели описать всю прелесть прихода  долгожданной весны.

  Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».

Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...

План-конспект урока по физической культуре 11 класс. Тема урока: Совершенствование технических действий в баскетболе.

совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину, в движении с отражением от щита, подбор мяча;совершенствовать игровые сп...

Конспект урока английского языка в 7 классе. Тема урока "Take action!" ("Действуй!") УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight") под ред. Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули и др. Автор: Яруткина Н.В. (14.01.2021)

Предлагаемый конспект урока английского языка в 7 классе "Take action!" ("Действуй!") основан на материале учебника и книги для учителя авторов: Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко...

Тема урока: «Порядок выполнения действий». Конспект урока математики 5 класс

Нам урок пора начать.Пришло время вычислять.И на трудные вопросыВы ответ сумейте дать.Будь внимателен, дружокНачинаем мы урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Вс...