разработка Всероссийского словарного урока
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Хайруллина Светлана Ахтямовна

Данный урок проводился в рамках объявленного Всероссийского словарного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vserossiyskoy_slovarnyy_urok.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                     «Утверждаю»

на заседании МК                                                              Зам. директора по УПР

Предс. МК ________                                                     _______ Курмыгина И.Н.

Протокол № _______                                                      

от « ___» _______ 2016 г.                                            

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«Сложная простая орфография»,

проводимого в рамках Всероссийского словарного урока

для обучающихся 1 курса

профессий социального и естественно – технического профилей

Согласовано                                                                                          Разработано

Методистом ПЛ                                                                              преподавателем

_____ Усмановой Р.Н.                                                               Хайруллиной С.А.

с.Субханкулово

2016 г.

Общедидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока учебной информации.

Цель урока: обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи урока:

1. Предметные.

Обобщить теоретические основы вопросов раздела «Орфография».

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:

2. Метапредметные.

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

3.Личностные. Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся с использованием проектной технологии.

Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • индивидуальная

Система контроля:

  • контроль учителя
  • самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация по теме урока, раздаточный материал, видеоматериал.

Предполагаемые результаты: учащиеся знают нормы русской орфографии, её принципы; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.

Формирование языковой компетенции:

1. Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

2. Закрепление навыков правильного письма.

3.Формирование коммуникативной компетенции:

4. Формирование правильной и эффективной речи.

Структура урока:

1. Анализ домашнего задания (орфоэпическая разминка, направленная на закрепление умений соблюдать орфоэпические нормы).

2. Повторение изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии с привлечением дополнительного теоретического и дидактического материала.

3. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия.

4.Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Предлагаю начать наш урок с просмотра видеоролика. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Как мы говорим».

Последнее время все чаще и чаще приходится

слышать взволнованные голоса людей, озабоченных снижением грамотности учащихся. Понятно, что речью и элементарной орфографической грамотностью

должен владеть любой человек, окончивший школу. Грамотный человек чувствует себя более уверенно, занимаясь общественной и профессиональной деятельностью. Вот вам и подсказка к определению темы нашего урока.

Ответ: Орфография. (записать тему в тетради)

Сегодня мы с вами постараемся расширить ваши знания в данной области языкознания, повторим ранее изученное.

У вас на партах лежит лист самоконтроля, в течение урока вы будете себя оценивать на каждом этапе работы. Итоговой оценкой за урок будет выведенный средний балл.

Для начала проведем орфоэпическую разминку.

  • Работа по карточкам на определение виды правила.

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Академик Лев Владимирович Щерба писал: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

Как вы понимаете это высказывание?

Сам академик говорил, что «Язык — явление социальное и по своему существу служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык.»

А как можно победить низкий уровень грамотности: (ответы) чтение, самосовершенствование, саморазвитие занятия и т.д.

Запишите данное высказывание в качестве эпиграфа к уроку.

Слайд ___. «Принципы русской орфографии».

Слайд ___. Сегодня мы с вами повторим основные принципы русской орфографии. Что означит принципы орфографии?

Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы

Что такое орфография?

  • Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
  • Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Можно сказать, что слова орфография и правописание – синонимы.

Слайд ____ Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Кого из ученых языковедов вы можете назвать?

(Щерба, Виноградов, Ломоносов, Пушкин, Даль).

IV. История жизни и деятельности составителя Словаря великорусского живого русского языка Владимира Даля. (просмотр видеофильма)

V. Работа над темой урока.

Слайд _____.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов (Морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий).

Что включает в себя каждый из принципов? Ответить на этот вопрос будет вашим домашним заданием. А сейчас поработаем над текстом.

Текст для работы.

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания 3.

1) Вел..чайшее богатство народа  его язык! 
2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
3) И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не) отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение, как в пословицах.
4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами. 
5) Их тысячи, десятки тысяч(?) 
6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
7) Различны эпохи породившие пословицы. 
8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах. 
9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума  знания жизни и  радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предрас(?)удков.
10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За правое дело стой смело”… (М. Шолохов)

Назовите виды орфограмм, которые встретились в этом тексте.

( безударная гласная в корне слова, словарное слово, написание удвоенной согласной и т.д.)

VI. Проверка работ учащихся. 

Кто сколько допустил ошибок. Вывод: орфографическая грамотность нужна на каждом этапе нашей жизни, даже после окончания обучения мы будем часто сталкиваться с необходимость написания чего-либо. И чтобы не попасть впросак, надо знать орфографические правила.

VII. Оценивание работ после сдачи тетрадей. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....

всероссийский словарный урок, посвященный Далю

внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин"

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" посвящен 215-летию со дня рождения В. И. Даля....