Виды ошибок
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Сосорова Маргарита Владимировна

Виды ошибок. Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_oshibok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

О разграничении грамматических и речевых ошибок

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство – здесь нарушена морфемная структура слова; без комментарий, более правильнее – неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения. Грамматическая ошибка – это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу это нарушение лексических норм. Например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Разновидностью речевых являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах 1 и 2.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от неё грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.

Таблица № 1

Грамматические ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

трудолюбимый; надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

многие чуда техники; не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

более интереснее; красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

с пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

ихнего пафоса; ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

они ездиют; хочут;

пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

повествует читателей; убеждён о правоте

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство...

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.


Таблица № 2

Речевые ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместн. употребление эмоц.-окрашенных слов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особеннности.

8

Употребление лишних

слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный. Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13

Неудачное употребление личных и указательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.

14

Отсутствие связи между предложениями

Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других иссле

дователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды речевых ошибок и недочетов

Виды речевых ошибок и недочетов...

Виды ошибок

Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых учителей и их учеников....

Виды ошибок.

Подробное описание видов ошибок....

Задание 8 ЕГЭ по видам ошибок

Задание 8 ЕГЭ по видам ошибок...

Презентация по теме "Виды ошибок"

В презентации представлена классификация  ошибок....

Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс

Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс...