Выступление на семинаре "Системно-деятельностный подход в УМК под ред. М.М. Разумовской"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Некрасова Наталья Николаевна

Выступление на семинаре  "Системно-деятельностный подход в УМК под ред. М.М. Разумовской"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно - методический комплекс 

под редакцией М.М. Разумовской 

Учебный комплекс по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта  второго поколения. Рассмотрим обновлённый учебник.

В центре внимания авторов - усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка,  нацеленность его на метапредметные результаты обучения, что  является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. 

ТРИ КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОГО БЛОКА В СИСТЕМЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕЧЕВЕДЕНИЮ: ЗНАНИЕВЫЙ, КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РЕФЛЕКСИВНЫЙ

  • Речеведческая теория представлена в виде схем и таблиц (способ систематизации и обобщения знаний)
  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ И ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ С ОПОРОЙ НА СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МНОГОАСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ И СТИЛЕЙ РЕЧИ
  • увеличено количество заданий, направленных на формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,  определять причинно-следственные связи, , строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии, делать выводы);
  • способность осуществлять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получить новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности;
  • развитие всех видов речевой деятельности

УУД -- психологическая составляющая фундаментального ядра образования. Каковы же способы их формирования при использовании учебника М.М. Разумовской?

  • 1) опора на обобщающие  понятия и соответствующие им ключевые умения;
  • 2) замена правил образцами рассуждения и адаптированными лингвистическими рассказами;

         3) информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц;

  • 4) задания на развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д

Метапредметный подход обеспечивает умение

  • свернуть и развернуть информацию;
  • сформулировать главное и второстепенное;
  • найти аналогии;
  • обработать информацию;
  • выстроить понятийный аппарат.

Деятельностный характер обеспечивается за счет практической работы, в основе которой лежат:

  • лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам;
  • информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц;
  • трансформация текста (жанровая, стилевая, графическая)

Системно - деятельностный подход в обучении русскому языку 

Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах  курса русского языка

Формирование  с и с т е м ы    знаний, умений и навыков обеспечивается следующими особенностями учебника

  • Опора на обобщающие понятия при изучении каждого раздела курса (орфограмма,  морфема, часть речи и т.п.).
  • Систематическая работа   на разных этапах обучения  с информацией обобщающего типа (схемы, таблицы,  справочные материалы).
  • Регулярное выполнение специальных заданий, обеспечивающих систематизацию изученного, осмысление внутрипредметных связей.  
  • Систематизация знаний в процессе работы над устным  или письменным высказыванием на лингвистическую тему.
  • Организация рефлексивной деятельности учащихся, связанной с осознанием зависимости качества усвоения нового материала от того, как усвоен ранее изученный материал.
  • Анализ содержания учебника (оглавления, структуры параграфа, раздела и т.п.) с целью осознания логики предъявления изучаемого материала.

Задания типа ЗСП  формируют  способность устанавливать  системные  (внутрипредметные)  связи в процессе  проведения  орфографического анализа.

Учебник ориентирует не на заучивание правила, а на овладение способом действия

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку заключается в целенаправленной работе по формированию видов речевой деятельности:  чтения, аудирования ,  говорения, письма.

Основная единица обучения – текст.

Учебник   формирует следующие умения работы с текстом:

  • адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования;
  • извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы и  т.п.);
  • пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста;
  • проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров;
  •  оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к текст;
  • редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении;
  • использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально-этическую тему;
  • самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное):
  •         на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся;
  •          на основе текста, пословицы, афоризма, картины, схемы, таблицы;
  •           на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта.

Учащиеся последовательно овладевают разными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Виды чтения формируются в процессе выполнения  системы предтекстовых и послетекстовых заданий

Система заданий учебника для организации обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода:

Работа с учебно-научным текстом:

  • ПОСМОТРИТЕ ОГЛАВЛЕНИЕ УЧЕБНИКА И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКУЮ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ О … ВЫ ПОЛУЧИТЕ, ИЗУЧАЯ…
  • ПО НАЗВАНИЮ ПАРАГРАФА ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.  
  • ПО НАЗВАНИЮ ПАРАГРАФА ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО ВЫ БУДЕТЕ ИЗУЧАТЬ.
  • РАССКАЖИТЕ. ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ПО ТЕМЕ, СФОРМУЛИРОВАННОЙ В НАЗВАНИИ  ПАРАГРАФА.
  • КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ СЛОВА НАЗЫВАЮТСЯ …. ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, БЕГЛО ПРОСМОТРЕВ  ТЕКСТ.

Умение прокомментировать проблему – результат осмысления содержания и владения навыками анализа текста

  • толкование эпиграфов: Как вы понимаете смысл высказывания…
  • письменный пересказ, развивающий понимание (логико-познавательный, идейно-образный аспект)

Проектная     деятельность школьников –  основа формирования ключевой компетенции- способности решать жизненные проблемы в условиях неопределённой ситуации.

В основе метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления – то есть развитие УУД.

  • Дидактический ресурс учебника М.М.Разумовской даёт возможность учителю и ученику осуществлять проектные исследования;
  •   система заданий учебника способствует поэтапному овладению ключевыми умениями, необходимыми для  проектной деятельности

  • Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка в основе своей –деятельность   текстовая. Она  предполагает  развитие таких умений  на основе работы с текстом:
  • -умений  работать с  информацией;
  •  -выделять главное и второстепенное;
  • -сравнивать, проводить аналогии,  выстраивать  понятийный аппарат;
  • -владеть системой доказательств;
  • -умение анализировать текст разных видов , типов и жанров, вести стилевую жанровую, графическую трансформацию текста;
  • -владеть разными способами переработки текста;
  • -овладеть текстовыми моделями  как образцами в продуцировании текстов;
  • -владеть навыками смыслового чтения;
  • -создавать текст определённого вида, типа и жанра;
  • -умение формулировать проблему, ставить и решать проблему исследовательского характера;
  • -возможность представить опыт творческой деятельности  на основе отработанных учебных действий;
  • -владеть стратегиями  речевого  общения и т.д.

Лингвистические проекты в 8-9 классах, представляющие поле для учебных исследований, подготавливаются в 5-6 классах проектными заданиями, ориентирующими на анализ языкового материала, особенностей его употребления в речи, наблюдением за жизнью языковых явлений, предваряются серьёзной работой, связанной с овладением навыками  работы с информацией, текстами  разной  направленности.

Компетентностные задания (представьте себе, что вы- репортёр, экскурсовод, конкурсант…), помогают  смоделировать контекст деятельности, актуализирующей речевые умения школьников, выполнить самостоятельно мини-проект.

  • Например, № 663 1. Представьте себе, что вы синоптик и ведёте наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своём журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений.

2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте её. Каким  стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберёте?

№ 733. Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте  текст экскурсии.. Для этого вы можете пересказать текст о кабинете А.С.Пушкина на Мойке (см. упр. 732) или по этому образцу составить письменное описание кабинета А.С.Пушкина в Михайловском или кабинета М.Ю.Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке (С. 15)

Виды проектов:

  • лингвистические проекты, посвящённые изучению тех или иных языковых фактов, особенностей их функционирования в текстах разной стилевой, жанровой направленности;
  • проекты культурологические;
  • издательские проекты на основе разнообразных творческих работ.

Рассмотрим несколько примеров.

Лингвистические  мини-проекты

  • №127 Используя материалы п. 12, подготовьте сообщение на тему «Как образуются имена существительные в русском языке». Предварительно составьте план ответа.
  • № 170 Среди материалов п.11-14 найдите информацию по культуре речи, т.е. нормы употребления в речи имён существительных. Составьте список этих норм, в скобках запишите по одному примеру. Используя эти материалы, подготовьте высказывание на тему «Правильное употребление в речи имён существительных»

Издательские проекты:

  • № 197. Представьте себе, что вы всем классом готовите сборник «Сорок подвижных игр. Как вы думаете, годится ли для него приведённый далее текст с описанием игры? Какого он стиля? Найдите в нём наиболее яркие языковые приметы этого стиля.
  • 2. На основе данного текста составьте деловое описание этой игры, которое подошло бы для сборника «Подвижные игры»
  • Примите участие в создании сборника под названием «Однажды». Какой тип речи должен быть ведущим в рассказах, какие другие типы речи могут включаться дополнительно? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно?

Напишите свою страничку в такой сборник. Вопрос о теме, основной мысли, конкретном содержании текста и его построении решите самостоятельно. Не забудьте озаглавить рассказ

  • № 497. Коллективно силами класса создайте книгу «Полезные советы». Она может включать рубрики: «Поделки», «Игры», «Кулинарные рецепты», «Умелые руки» и т.п. Напишите свою страницу в одну из рубрик. Обдумайте содержание и характер изложения.

Проекты культурологические

  • № 587. Знаете ли вы герб своего города? Как он выглядит? Если у вас есть возможность, то найдите его и опишите. Если нет такой возможности, воспользуйтесь рисунками гербов на цветной вклейке (С.14) и составьте деловое описание одного из них ( на выбор)

Итак, в ходе работы выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы, адекватные исследуемой проблеме;
  • ясно, логично  и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • целенаправленно и осознанно  развивать свои коммуникативные способности

Рабочие тетради содержат разнообразные задания, в том числе тестовые, которые помогут глубже и осмысленнее воспринять материал учебника. Тетради для оценки качества знаний содержат традиционные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников. Предназначены для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса. Могут быть использованы учениками для пошагового контроля усвоения изучаемого материала.

В методических пособиях для учителя приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля.

К учебно-методическому комплексу разработаны мультимедийные приложения.

УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта помогает формировать все виды компетенций — коммуникативную, языковую и лингвистическую (языковедческую), культуроведческую.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс под редакцией М.М. Разумовской

Слайд 2

Обновленный учебник Речевая культура полнофункциональной языковой личности – результат развития УУД Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Слайд 3

ТРИ КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОГО БЛОКА В СИСТЕМЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕЧЕВЕДЕНИЮ: ЗНАНИЕВЫЙ, КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РЕФЛЕКСИВНЫЙ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ И ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ С ОПОРОЙ НА СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МНОГОАСПЕКТНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ И СТИЛЕЙ РЕЧИ УСИЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КУРСА

Слайд 4

УУД -- психологическая составляющая фундаментального ядра образования Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто. Макс фон Лауэ

Слайд 5

Мыслить – значит оперировать понятиями СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД : 1) опора на обобщающие понятия и соответствующие им ключевые умения; 2) замена правил образцами рассуждения и адаптированными лингвистическими рассказами; реализация поэтапного овладения теоретическим материалом 3) информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц; 4) задания на развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д

Слайд 6

Метапредметный подход обеспечивает: умение свернуть и развернуть информацию; сформулировать главное и второстепенное; найти аналогии; обработать информацию; выстроить понятийный аппарат.

Слайд 7

Деятельностный характер обучения обеспечивается за счет практической работы, в основе которой лежат: лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам; информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц; трансформация текста (жанровая, стилевая, графическая)

Слайд 8

Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса русского языка Ради чего учить? Чему учить? Как учить? уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая расширены методические приёмы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход Системно - деятельностный подход в обучении русскому языку

Слайд 9

Системно-деятельностный подход Усвоение системы лингвистических понятий Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка Применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности языка Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности Системно - деятельностный подход в обучении русскому языку

Слайд 10

Формирование с и с т е м ы знаний, умений и навыков обеспечивается следующими особенностями учебника Опора на обобщающие понятия при изучении каждого раздела курса (орфограмма, морфема, часть речи и т.п.). Систематическая работа на разных этапах обучения с информацией обобщающего типа (схемы, таблицы, справочные материалы). Регулярное выполнение специальных заданий, обеспечивающих систематизацию изученного, осмысление внутрипредметных связей. Систематизация знаний в процессе работы над устным или письменным высказыванием на лингвистическую тему. Организация рефлексивной деятельности учащихся, связанной с осознанием зависимости качества усвоения нового материала от того, как усвоен ранее изученный материал. Анализ содержания учебника (оглавления, структуры параграфа, раздела и т.п.) с целью осознания логики предъявления изучаемого материала.

Слайд 11

Задания типа ЗСП формируют способность устанавливать системные ( внутрипредметные ) связи в процессе проведения орфографического анализа.

Слайд 12

Учебник ориентирует не на заучивание правила, а на овладение способом действия

Слайд 13

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку Целенаправленная работа по формированию видов речевой деятельности : чтения аудирования говорения письма.

Слайд 14

Основная единица обучения- текст таблицы связные тексты формулировки заданий к упражнениям эпиграфы к главам и параграфам учебника словарные статьи планы (текста, устного высказывания, языкового разбора) ВИДЫ ТЕКСТА Формирование и развитие видов речевой деятельности в их зависимости и взаимосвязи схемы памятки-инструкции оглавление учебника афоризмы

Слайд 15

Учебник формирует следующие умения работы с текстом (1) адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования ; извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы и т.п.); пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста; проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров; оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к текст;

Слайд 16

Учебник формирует следующие умения работы с текстом (2) редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении; использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально-этическую тему; самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное): на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся; на основе текста, пословицы, афоризма, картины, схемы, таблицы; на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта.

Слайд 17

Учащиеся последовательно овладевают разными видами чтения Виды чтения поисковое просмотровое изучающее ознакомительное Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых и послетекстовых заданий

Слайд 18

Система заданий учебника для организации обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода 5 кл . Учимся читать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему 6 кл . Учимся читать и пересказывать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему Учимся собирать и систематизи - ровать информацию 7 кл . Читаем и пересказываем лингвистический текст Рассуждаем на лингвисти - ческую тему Собираем и систематизи - руем информацию 8 кл . Готовим проектную работу на лингвисти - ческую тему 9 кл . Готовим проектную работу на лингвисти - ческую тему

Слайд 19

ПОСМОТРИТЕ ОГЛАВЛЕНИЕ УЧЕБНИКА И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКУЮ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ О … ВЫ ПОЛУЧИТЕ, ИЗУЧАЯ… ПО НАЗВАНИЮ ПАРАГРАФА ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПО НАЗВАНИЮ ПАРАГРАФА ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО ВЫ БУДЕТЕ ИЗУЧАТЬ. РАССКАЖИТЕ. ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ПО ТЕМЕ, СФОРМУЛИРОВАННОЙ В НАЗВАНИИ ПАРАГРАФА. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ СЛОВА НАЗЫВАЮТСЯ …. ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, БЕГЛО ПРОСМОТРЕВ ТЕКСТ. Работа с учебно-научным текстом (1)

Слайд 20

Работа с учебно-научным текстом (2) БЕГЛО ПРОСМОТРИТЕ ТЕКСТ И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ВАС НОВОЙ. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, СЛЕДЯ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ. ВДУМЧИВО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, РАЗДЕЛЯЯ ЕГО НА ЧАСТИ. ПРОЧИТАВ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ, ПОЧЕМУ ОН СОСТОИТ ИЗ … ЧАСТЕЙ. ПРОЧИТАВ ТЕКСТ, ОЗАГЛАВЬТЕ КАЖДУЮ ЕГО ЧАСТЬ И СОСТАВЬТЕ ПЛАН. СОСТАВЬТЕ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА.

Слайд 21

НА ОСНОВЕ ТЕКСТА СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ И ЗАПОЛНИТЕ ЕЁ. СКОЛЬКО ГРАФ БУДЕТ В ВАШЕЙ ТАБЛИЦЕ? КАК ИХ ЛУЧШЕ НАЗВАТЬ? ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА ПРИМЕРЫ… В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ СФОРМУЛИРОВАН ВЫВОД? СПИШИТЕ ЕГО. ОБЪЯСНИТЕ, КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА. СПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОДЧЕРКИВАЯ ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. СПИШИТЕ ПРИМЕР, СОДЕРЖАЩИЙСЯ В ТЕКСТЕ, ПРОВЕДИТЕ ЕГО СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Работа с учебно-научным текстом (3)

Слайд 22

Умение прокомментировать проблему – результат осмысления содержания и владения навыками анализа текста толкование эпиграфов: Как вы понимаете смысл высказывания… письменный пересказ, развивающий понимание (логико-познавательный, идейно-образный аспект)

Слайд 23

Проектная деятельность школьников – основа формирования ключевой компетенции- способности решать жизненные проблемы в условиях неопределённой ситуации

Слайд 24

В основе метода проектов- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления развитие УУД

Слайд 25

Проектная деятельность на уроках русского языка в основе своей –деятельность текстовая Проектная деятельность предполагает развитие таких умений на основе работы с текстом: -умений работать с информацией; -выделять главное и второстепенное; -сравнивать, проводить аналогии, выстраивать понятийный аппарат; -владеть системой доказательств; -умение анализировать текст разных видов , типов и жанров, вести стилевую жанровую, графическую трансформацию текста; -владеть разными способами переработки текста; -овладеть текстовыми моделями как образцами в продуцировании текстов; -владеть навыками смыслового чтения; -создавать текст определённого вида, типа и жанра; -умение формулировать проблему, ставить и решать проблему исследовательского характера; -возможность представить опыт творческой деятельности на основе отработанных учебных действий; -владеть стратегиями речевого общения и т.д.

Слайд 26

(Представьте себе, что вы- репортёр, экскурсовод, конкурсант…), помогают смоделировать контекст деятельности, актуализирующей речевые умения школьников, выполнить самостоятельно мини-проект. Компетентностные задания

Слайд 27

Компетентностные задания № 663 1 . Представьте себе, что вы синоптик и ведёте наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своём журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений. 2 . А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте её. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберёте?

Слайд 28

Компетентностные задания № 733. Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии.. Для этого вы можете пересказать текст о кабинете А.С.Пушкина на Мойке (см. упр. 732) или по этому образцу составить письменное описание кабинета А.С.Пушкина в Михайловском или кабинета М.Ю.Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке (С. 15).

Слайд 29

Виды проектов лингвистические проекты, посвящённые изучению тех или иных языковых фактов, особенностей их функционирования в текстах разной стилевой, жанровой направленности; проекты культурологические; издательские проекты на основе разнообразных творческих работ.

Слайд 30

Лингвистические мини-проекты №127 Используя материалы п. 12, подготовьте сообщение на тему «Как образуются имена существительные в русском языке». Предварительно составьте план ответа.

Слайд 31

Лингвистические мини-проекты № 170 Среди материалов п.11-14 найдите информацию по культуре речи, т.е. нормы употребления в речи имён существительных. Составьте список этих норм, в скобках запишите по одному примеру. Используя эти материалы, подготовьте высказывание на тему «Правильное употребление в речи имён существительных»

Слайд 32

Издательские проекты № 197. Представьте себе, что вы всем классом готовите сборник «Сорок подвижных игр . Как вы думаете, годится ли для него приведённый далее текст с описанием игры? Какого он стиля? Найдите в нём наиболее яркие языковые приметы этого стиля. … 2. На основе данного текста составьте деловое описание этой игры, которое подошло бы для сборника «Подвижные игры»

Слайд 33

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ № 488. Вспомните о каких-то своих проделках. Выберите один эпизод и напишите рассказ о нём, так чтобы из сочинений учеников вашего класса можно было бы создать сборник воспоминаний «Наши шалости», «С нами не соскучишься» и т.п.

Слайд 34

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ №489 Примите участие в создании сборника под названием «Однажды» . Какой тип речи должен быть ведущим в рассказах, какие другие типы речи могут включаться дополнительно? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно? Напишите свою страничку в такой сборник. Вопрос о теме, основной мысли, конкретном содержании текста и его построении решите самостоятельно. Не забудьте озаглавить рассказ.

Слайд 35

Издательские проекты на основе разнообразных творческих работ № 497. Коллективно силами класса создайте книгу «Полезные советы» . Она может включать рубрики: «Поделки», «Игры», «Кулинарные рецепты», «Умелые руки» и т.п. Напишите свою страницу в одну из рубрик. Обдумайте содержание и характер изложения.

Слайд 36

Проекты культурологические № 587. Знаете ли вы герб своего города ? Как он выглядит? Если у вас есть возможность, то найдите его и опишите. Если нет такой возможности, воспользуйтесь рисунками гербов на цветной вклейке (С.14) и составьте деловое описание одного из них ( на выбор)

Слайд 37

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы, адекватные исследуемой проблеме; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар "Системно-деятельностный подход"

Для учителей-предметников...

Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"

Презентация  о системно-деятельностном-подходе  к уроку...

Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроке

Презентация Методический семинар Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы...

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя"...

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС...

Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы...