Участие в конкурсе по русскому языку и литературе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Модуль 1  «Соблюдение в речи норм русского литературного языка»

Класс, предмет

Тема урока

Название словаря

Вариант использования словаря

Русский язык, 5 класс

Непроверяемые написания  в корне  слова

Русский язык. Школьный  орфографический словарь

Ожегов С.И. Словарь русского языка

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка

Есть случаи, когда сомнительный гласный или согласный не проверяется. Что нужно делать ? Запомнить написание или обратиться к орфографическому словарю.

Задание

По орфографическому словарю найдите, запомните, выпишите по два  трудных слова на буквы К, Р, П.

В ряде случаев  можно избежать ошибки, когда знаешь ,  как произошло слово, то есть знаешь

историю его  происхождения.

Рябина- рябь ( пёстрый , рябой- слав)

Печальный- печа ( забота- слав.)

Кольчуга- коло ( кольцо, круг-русск.)

Задание.

По толковому и этимологическому словарям выясните происхождение и написание слов:

 Терраса- терра ( земля- лат.)

Телеграф – теле- (далеко, графо-пишу – греч.)

Баскетбол – баскет – ( корзина, бол- мяч – англ.)

Русский язык, 6класс

Диалектные слова

« Толковый словарь живого великорусского языка В. И Даля»

Театрализованное представление «Диалектная лексика».

Ученики разыгрывают сценку «Бабушка с дедушкой и внучки»

- Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

- На усынках был, чекамаса поймал да серушек

- Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.

Выясняется, какие слова, которых не слышали в городе, произнесли бабушка и дедушка. Даётся толкование через словарь.

Русский язык,

 6 класс

Заимствованные слова.

Русский язык. Школьный  орфографический словарь

Ожегов С.И. Словарь русского языка

Словарь иностранных слов

Деловая  игра «Юный корректор».

Как –то  компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное  меню.

Оформить грамотно меню. (используя словарь).

  1. Бу…он кури…ый
  2. К…тлеты  сви…ые
  3. П…льмени
  4. Шамп….ньоны в соусе.
  5. П…рожное  б…сквитное
  6. Коври…ка  ржа…ая



Предварительный просмотр:

Модуль 2.

«Способы реализации единых подходов к формированию основных видов речевой деятельности на основе работы с текстом»

(1)Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину».                                                                                         (2)А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?
(3)Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову.
(4)И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое.                                                                                          (5)И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.
(6)А уж какая она – эта Родина – всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. (7)В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит работящую пристепную  Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет.
                                                                        

(В.П. Астафьев. О моём друге.
                                        Предисловие к книге Е. Носова «Усвятские шлемоносцы»)

 8 класс. Факультатив «Слово и текст»

Сочинение – рассуждение.

  1. Какие чувства  вызывает у вас текст?
  2. Какова тема этого текста? О чем идет речь в тексте?
  3. Определите основную мысль?
  4. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают раскрыть основную  мысль?
  5. Определите тип текста, с помощью которого В.П. Астафьев выражает свои чувства , ощущения?
  6. Что обозначают слова  «чувства», «ощущения»? Дайте объяснение, используя «Словарь русского языка С.И. Ожегова»
  7. Что хотел показать автор в тексте?
  8. Какие языковые средства использует  В.П. Астафьев, чтобы воздействовать на читателя?
  9. Поддерживаете ли вы точку зрения автора?
  10. Продолжите текст , выразив своё мнение на поставленную проблему.


Предварительный просмотр:

Модуль 3

«Метапредметный подход в обучении русскому языку. Роль русского языка в других предметных областях»

Русский язык 6 класс.

Формирование и развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Троянская война раз(с)г…релась из (за) женщины. Согласно греческой легенд.., Троянская война вс(з)пыхнула из (за) того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрас(т)ную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению (не)которых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побереж…е в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощ… извне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона рас(з)по(а)ложил..сь лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость( со) всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война ок..залась очень зат..жной.

Литература 6 класс.

«Пять веков»

Выявление художественной идеи мифа ( отражение Троянской войны в произведениях литературы ).

СКАЗАНИЯ О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. В древнерусской литературе существовало несколько переводных повестей и романов на сюжеты знаменитого Троянского эпоса. В средневековой Европе этот эпос был известен не по поэмам Гомера и его продолжателей — греческих авторов VII—VI вв до н. э., а по псевдоисторическим романам мнимых участников Троянской войны — грека Диктиса и троянца Дареса, получившим распространение в IV в. н. Руси название “Троянская история.

В романе Гвидо, в частности, присутствует сюжет, неизвестный “Илиаде”, но отразившийся в комедии Шекспира “Троил и Крессида”: рассказ о том, как возлюбленная троянского царевича Троила, оказавшись в греческом стане, легкомысленно изменила ему с Диомедом. Неизвестен “Илиаде” и сюжет о том, как Ахиллес влюбляется в юную дочь Приама Поликсену и был убит Парисом именно в тот момент, когда, встретившись с Приа-мом, упрашивал отдать Поликсену ему в жены.

Герои прославляли грандиозные сражения за Трою. Многие из них погибли, а оставшихся в живых Зевс поселил на краю земли. Герои не умирают, а обретают блаженства.

История. 6 класс.

 Мифы. Сообщение о Троянской войне  

В наше время утеряны сведения о местоположении многих городов древнего мира. Началу практического поиска Трои положил немецкий археолог-любитель и кладоискатель Генрих Шлиман, который в 1870-1873 годах провёл в северо-западной азиатской части Турции раскопки Гиссарлыкского холма и обнаружил остатки города-крепости с богатым кладом. Шлиман объявил, что это гомеровская Троя. Общественность легковерно приняла это сообщение за истину.

Литература 5 класс.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Историческая основа произведения. Образ лирического героя.

Михаил Лермонтов - стихи 

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.


Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

     

Русский язык 5 класс.

Повторение по теме: «Синтаксис  и пунктуация» (постановка знаков препинания: 1.  при обращении , в конце предложения:

 - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

2. при диалоге:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!

3.  при прямой речи:

Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
4. В сложном предложении :

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

История

Бородинское сражение

Литература 6 класс

Уроки мудрости и доброты по произведению В. П. Астафьева « Конь с розовой гривой»

-Какие качества украшают душу человека?

-Доброта

Обществознание 6 класс

«Кто такой добрый человек?»



Предварительный просмотр:

Модуль 4

«Лингводидактическое сопровождение общеобразовательных дисциплин в контексте формирования единого речевого режима в школе»

Словарь литературоведческих терминов.

литературоведческий термин

значение

примеры

Амфибрахий

(с двух сторон краткий)

Трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8,11 и т.д. слоги.

Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне.

(А.Фет)

Анапест

(отражённый назад)

Трехсложный размер, где ударение падают преимущественно на 3,6,9,12,и т.д. слоги.

У людей -то в дому – чистота, лепота,

А у нас – то в дому – теснота, духота…

(Н.Некрасов)

Анафора

(вынесение вверх)

Повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной стоки или прозаической фразы.

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины.

(Ф. Тютчев)

Градация

(постепенность)

Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии: от малого к большому- прямая или от большого к малому- обратная.

Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер.

(Н. Заболоцкий)

Метафора

(перенос)

Переносное значение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Гвозди б  делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

(Н. Тихонов)

Параллелизм

(идущий рядом)

Сопоставление

Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль.

(М, Шолохов)

Синекдоха

(перенесение)

перенесение одного значения слова на другое на основе замены: часть вместо целого или наоборот.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат.

(С. Орлов)

Хорей

(хор)

Двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные – 1,3,7 и т.д.

слоги.

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй
. 


(В. Маяковский 

Ямб.

(восходит к названию музыкального инструмента)

Двусложный размер, где ударение приходятся на четные.

2,4,6 и т. д. слоги.

Так бей, не знай отдохновенья,  

пусть жила жизни глубока.

(А. Блок)

Дактиль .

(палец)

трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела.

(А. Фет)



Предварительный просмотр:

Модуль 5

«Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»

Чижова Вера Александровна.

Учитель русского языка и литературы.

МКОУ Вашутинская оош.

Метафорический портрет чувства « Доброта».

  • Безмерная
  • Признательная
  • Природная
  • Редкостная
  • Благодарная
  • Кроткая
  • Необычайная
  • Снисходительная
  • Исключительная
  • Любящая
  • Искренняя
  • Неизменная

Доброта

2.  Найдите в словаре слова с корнем добр.

(добро, добродетель, добродушный, добронравный, доброжелатель, добропорядочный, добросердечный,  добросовестный, добрососедский  добрый, добряк.

3. Прочитать  и объяснить  значение высказывания Л.Н. Толстого

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делай добро, будь благодарен за это.

4. А.Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил –

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем–нибудь порадовать его.

 

Когда он слег и тихо умирал, –

Рассказывает мать, –

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

 

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

 

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

 

Теперь прошел я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!

 

          1958

  1. Что же, на ваш взгляд является самым ценным в человеке? (Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце.)
  2. Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?
  3. Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему?
  4.  Как вы думаете, к кому обращается автор?
  5.  Как вы понимаете смысл этого обращения?

 

Каждый день и каждый час  человек  должен посвящать служению добру, обретая в себе Человека. Этому учит поэзия А.Я. Яшина.

5.Приведите примеры авторов и произведений о доброте.

1. (В.П. Астафьев  «Конь с розовой гривой».

«Сколько лет прошло!

Сколько событий минуло!

А я всё не могу забыть пряника – того дивного коня с розовой гривой (В.П. Астафьев)

Добро… Доброта….

Слова эти в нашей жизни встречаются часто. Но используя их  в нашей речи, мы крайне редко задумываемся над тем глубинном смыслом а в этих словах , который заключается.

2. В.П. Астафьев  « Фотография , на которой меня нет».

(Бабушка, Екатерина Петровна , была самым близким человеком для  Астафьева.

Это она научила его любить людей и жить по законам добра.

-Что значит жить по законам добра?

-Почему В.П. Астафьев чувствует вину перед бабушкой? («Последний поклон»).

3. Л.Н. Толстой  «Бедные люди»

- Как вы оцениваете решение Жанны и её мужа взять чужих детей?

(Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется доброта и мудрость героев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка и литературы

Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...

«Конкурс знатоков русского языка и литературы»

План-конспектоткрытого мероприятия «Конкурс знатоков русского языка и литературы»,проведенного среди 9-ых  классов в рамках Недели русского языка и литературы...

Участие в конкурсе "Знатоки русского языка"

Результаты проведения Межрегионального конкурса "Знатоки русского языка", посвященного Международному дню родного языка...

Список победителей, призёров, лауреатов очных предметных олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе за 2009-2014 уч. годы

Список победителей, призёров, лауреатов  очных предметных олимпиад и  конкурсов по русскому языку и литературе   за 2009-2014  уч. годы...

Городской конкурс по русскому языку и литературе, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Сценарий по городу занял 1 место. Выступление студентов было очень достойное. 3 место по городу. Группа участников работала с энтузиазмом. Первая встреча Печорина и Веры... Несколько лет они не в...

Конкурс знатоков русского языка и литературы

Увлекательная игра на выяление знаний по русскому языку и литературе. Материал к Неделе русского языка и литературы....

Внеклассное мероприятие «Конкурс знатоков русского языка и литературы»

повторение основных теоретических сведений за курс основной школы по русскому языку и литературе;расширение кругозора обучающихся;развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарног...