«Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
урок по ФГОС В 5 КЛАССЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_tsarevny_v_skazke_o_myortvoy_tsarevne_i_o_semi_bogatyryah.docx | 22.67 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта урока
составила Берсенева Юлия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБУ школа №1 имени Виктора Носова г.о. Тольятти
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. Сказки А.С. Пушкина.
Тема мероприятия: «Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цели урока: Работа над образом литературного героя.
Планируемые результаты:
Предметные: знание текста сказки; овладеть навыками анализа художественного образа, умение использовать основные теоретические понятия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие к образу царицы - мачехи, наделённой всевозможными пороками и нежелание ей подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. - Ребята, вспомните, какие произведения мы с вами читали и анализировали на прошлых уроках литературы? - Назовите их? - Кто их автор? | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Сказка о попе и его работнике Балде; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о золотом петушке; Сказка о мертвой царевне и семи богатырях; Сказка о царе Салтане. |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа | регулятивные: саморегуляция | Сегодня мы с вами поговорим о одной сказке, а какой, вы догадаетесь сами, посмотрев иллюстрации. | Просмотр иллюстраций. |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: подведение под понятие коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений. | Проблемный вопрос: Узнали ли вы сказку? Какая это сказка? Кто главный герой этой сказки? Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | -Попробуйте сформулировать тему урока. (как в лит-ре по другому называют характер, тип героя). Запишите тему урока в тетрадь. -Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке? -Как мы будем работать? -К какому результату мы должны прийти? | Отвечают на вопросы и формулируют тему урока Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
1. Работа с литературоведческими понятиями 2. Словарная работа | Работа с текстом. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Письменная работа: эпитеты в «Сказке…». - Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Как называется такой прием? Запишите их. - Для чего автор использует этот прием? Ребята, а как вы понимаете значение слов «кроткая», «красная», «смиренная»? | Работа в парах. Работа с текстом. Ответы обучающихся. |
Физ. минутка (пауза релаксации) | ||||
3. Задание по группам | Чтобы образ царевны был полным, обратимся к сюжету сказки. Для этого разделимся на группы в соответствии рядам. 1 гр. - отношение царицы к окружающим 2 гр. - отношение к царице окружающих 3 гр. - кому героиня противопоставлена в сказке (Слайд 18) | Работа в группах Коллективная проверка | ||
4 Словесное рисование | Метод словесного рисования | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Ребята, сказказа называется «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Почему при таких сильных защитниках царевна мертва? -Нарисуйте словесный образ доброго человека. -Вы встречали таких людей? | Ответы учащихся |
Этап 4. Закрепление полученных знаний | ||||
Задание. | Выбор правильного ответа | личностные УУД: умение работать в группе познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач- | - У вас на столах лежат тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну. Завистливая Добрая Нежная Капризная Преданная Милосердная Злая Уважительная - Назовите слова, которые характеризуют царевну. - а оставшиеся слова кому характерны? | Работа в парах |
Этап 5. Подведение итогов урока | ||||
1.Рефлексия | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: рефлексия Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. (Выполняет роль консультанта.) Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи? Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? | Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения. |
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. Как вы думаете, кто сегодня лучше всего работал в паре? А какая группа? А индивидуально? | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. «5» - Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать наш эпиграф. «4» - Подобрать пословицы и поговорки о зависти и объяснить смысл одной из них. | Записывают задания в дневники. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Образ царевны в «Сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне» 15
Работа с тестом сказки Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь. Как называется художественный приём, который использует А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. 16
Эпитет – художественное (образное) определение предмета(явления), выраженное преимущественно прилагательными 17
Задание по группам 1 группа – отношение царицы к окружающим 2 группа – отношение к царице окружающих 3 группа – кому героиня противопоставлена в сказке 18
Выбираем эпиграф Не все то золото, что блестит. Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Родилась пригожа, да по нраву негожа. Хорош ликом, да душа пришита лыком. 19
Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. ( пословица) 20
Работа в парах Добрая Нежная Преданная Милосердная Уважительная 21
Домашнее задание «5» - Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать наш эпиграф. «4» - подобрать пословицы и поговорки о зависти. 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»
Цель: · выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...