«Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Берсенева Юлия Михайловна

урок по ФГОС В 5 КЛАССЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая карта урока

составила Берсенева Юлия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБУ школа №1 имени Виктора Носова г.о. Тольятти

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. Сказки А.С. Пушкина.  

Тема мероприятия:  «Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока:  Работа над образом литературного героя.

Планируемые результаты:

Предметные: знание текста сказки; овладеть навыками анализа художественного образа, умение использовать основные теоретические понятия.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие к образу царицы - мачехи, наделённой всевозможными пороками и нежелание ей подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

- Ребята, вспомните, какие произведения мы с вами читали и анализировали на прошлых уроках литературы?

-  Назовите их?

- Кто их автор?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Сказка о попе и его работнике Балде; Сказка о рыбаке и рыбке;

Сказка о золотом петушке; Сказка о мертвой царевне и семи богатырях; Сказка о царе Салтане.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа

регулятивные: саморегуляция

Сегодня мы с вами поговорим о одной сказке, а какой, вы догадаетесь сами, посмотрев иллюстрации.

Просмотр иллюстраций.

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД:

подведение под понятие

коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений. 

Проблемный вопрос:

Узнали ли вы сказку? Какая это сказка? Кто главный герой этой сказки?  

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Попробуйте сформулировать тему урока.

(как в лит-ре по другому называют характер, тип героя).

Запишите тему урока в тетрадь.

-Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

-Как мы будем работать?

-К какому результату мы должны прийти?

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3.  Практикум. Аналитическая работа  с текстом

1. Работа с литературоведческими понятиями

2. Словарная работа

Работа с текстом.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: 

ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Письменная работа: эпитеты в «Сказке…».

- Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Как называется такой прием?

Запишите их.

- Для чего автор использует этот прием?

Ребята, а как вы понимаете значение слов «кроткая», «красная», «смиренная»?

Работа в парах.

Работа с текстом.

Ответы обучающихся.

Физ. минутка (пауза релаксации)

3. Задание по группам  

Чтобы образ царевны был полным, обратимся к сюжету сказки. Для этого разделимся на группы в соответствии рядам.

 1 гр. - отношение царицы к окружающим

 2 гр. - отношение к царице окружающих

 3 гр. - кому героиня противопоставлена в сказке (Слайд 18)

Работа в группах

Коллективная проверка

4 Словесное рисование

Метод словесного рисования

личностные УУД:

формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

коммуникативные УУД:

строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Ребята, сказказа называется «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

 -Нарисуйте словесный образ доброго человека.

 -Вы встречали таких людей?

Ответы учащихся

Этап 4. Закрепление полученных знаний

Задание.

Выбор правильного ответа

личностные УУД:

умение работать в группе

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: 

строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач-

- У вас на столах лежат тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну.

Завистливая

Добрая

Нежная

Капризная

Преданная

Милосердная

Злая

Уважительная

- Назовите слова, которые характеризуют царевну.

- а оставшиеся слова кому характерны?

Работа в парах

Этап 5. Подведение итогов урока

1.Рефлексия

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: рефлексия

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока.

(Выполняет роль консультанта.)

Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Как вы думаете, кто сегодня лучше всего работал в паре?

А какая группа? А индивидуально?

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

«5» - Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать наш эпиграф.

«4» - Подобрать пословицы и поговорки о зависти и объяснить смысл одной из них.

Записывают

задания в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомни сказку

Слайд 2

2

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

Образ царевны в «Сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне» 15

Слайд 16

Работа с тестом сказки Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь. Как называется художественный приём, который использует А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. 16

Слайд 17

Эпитет – художественное (образное) определение предмета(явления), выраженное преимущественно прилагательными 17

Слайд 18

Задание по группам 1 группа – отношение царицы к окружающим 2 группа – отношение к царице окружающих 3 группа – кому героиня противопоставлена в сказке 18

Слайд 19

Выбираем эпиграф Не все то золото, что блестит. Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Родилась пригожа, да по нраву негожа. Хорош ликом, да душа пришита лыком. 19

Слайд 20

Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. ( пословица) 20

Слайд 21

Работа в парах Добрая Нежная Преданная Милосердная Уважительная 21

Слайд 22

Домашнее задание «5» - Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать наш эпиграф. «4» - подобрать пословицы и поговорки о зависти. 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Цель:        ·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...