Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроизносимых согласных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трапезникова Елена Вячеславовна

Цели урока:

  1. Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
  3. Расширять словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трапезникова Е.В.

Конспект урока русского языка в 5 классе

Правописание непроизносимых согласных

Цели урока:

  1. Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
  3. Расширять словарный запас.

Оборудование урока:

  1. Магнитофон, кассета с записью радионяни.
  2. Светофоры
  3. Карточки со словарным словом.

Ход урока:

  1. Лингвистическая разминка.

*Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Орфография)

*Какова этимология слова «орфография»? (греч. «орфос» – правильный, «графо» - пишу)

*Что изучаем в данном разделе?

2. Повторение пройденного материала.

  • Индивидуальные карточки.

Карточка 1. Вставить буквы, обозначить орфограммы.

Нагре.., гря..ка, те..итория, заря..ка, уса..ьба, вприся..ку, и..юстрация, ло..ко, арти..ерия, ука..ка, орфогра..а, гра..атика, бага.., зу..чатый, тра..а.

*Назовите орфограммы.

   Карточка 2. Вставить пропущенные буквы. Разобрать слова по составу. Указать часть    

    речи над словом.

    Вып..чка, ненас..ная, д..ждинки, хмурит(ь)ся, обн..вление, р..бой.

  • Задание  классу: работа с текстом.

 Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала  опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.

*Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка? (Один ученик работает по словарю С.И.Ожегова: изморозь – рыхлый снежный покров при морозе, тумане; изморось – очень мелкий, моросящий дождь.)

* Как вы понимаете словосочетание «свинцовые тучи»? (тяжелые, мрачные, цвета свинца, синевато-серые)

*Объясните постановку запятой во втором предложении текста.

* Слово «опавшие» - особая форма глагола – причастие, образовано с помощью суффикса –вш. Найдите в тексте еще одно причастие с суффиксом –вш. (окутывавших)

  1. Словарная работа.

Откроем словарики, познакомимся с новым словом.

Слово, однокоренные слова

Этимология слова, дальние «родственники»

 Значение слова, примеры употребления

Территория

Территориальный

Лат. terra – земля

Террариум

Терраса

Трасса

Террикон

Партер (на земле)

Ограниченный земельный участок.

Территория парка.

  1. Введение в тему урока.

Материал для наблюдения:

чудесный

прекрасный

опасный

окрестный

прелестный

устный

*Как произносятся стечения согласных? (одинаково)

*А пишутся? (по-разному)

*Почему? (непроизносимые согласные)

Запишем тему урока. Сегодня мы должны вспомнить правило правописания непроизносимых согласных, потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными, в обозначении орфограммы.

  1. Объяснение нового материала.
  • Послушаем радионяню. Она поможет нам вспомнить правило правописания непроизносимых согласных и понять, зачем нужно изучать непроизносимые согласные.

*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании? (поставить в сильную позицию перед гласной, чтобы согласный звучал отчетливо, то есть  «разбить» стечение согласных)

  • Выучим рифмовку, чтобы легче было запомнить правило.

И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно.

  1. Закрепление изученного материала.
  • Устное упражнение проводится на рифмовке, записанной на доске. Учитель дает образец рассуждения: слышу стечение согласных, ставлю в сильную позицию перед гласным.
  • Предупредительное письмо.

Грустный, поздний, здравствуйте, завистливый, честный, гигантский, счастливый, устный, участвовать.

  • Полусамостоятельная работа. Игра «Эрудит» с использованием светофоров для осуществления обратной связи с учениками. Учитель называет значение слова, учащиеся определяют слово. Перед тем как записать его, ученики показывают светофор.

- Звуки, при произнесении которых воздух проходит через ротовую полость, встречая препятствия. (Согласный)

- Растение, растущее на болоте. (Тростник)

- Что обогревает землю? Небесное светило. (Солнце)

- Образовавшийся из дерева. (Древесный – древесина)

- Большая морская птица. (Буревестник)

- Находящийся в запасе. (Запасной)

- Занимающий много места. (Громоздкий)

- Человек, который занимается спортом. (Спортсмен)

- О человеке, во всем ищущем выгоду. (Корыстный)

- О человеке, стремящемся повелевать. (Властный)

  • Словарная работа. Запись в словарик, комментарий.

Ровесник (славянск. «ровесе» – одинаковый по годам)

Свестник (древнерусск. – верста)

Лестница

Чувствовать

  • Диктант с самопроверкой.

Переезд был многоверстный. Запасная дорога шла по редкому лесу, кругом в окрестностях Кармалки виднелись живописные рощи.

*В чем особенность слова «многоверстный» с точки зрения состава слова? (сложное)

*Что такое верста? (старая русская мера длины, равная 1,06 км.)

*Объясните постановку запятой во втором  предложении

*Докажите, что предложение сложное.

  • Игра «Третий лишний». Найти лишнее слово в каждой группе, объяснить.

Тяжеловес( )ный

Чудес( )ный

Шес( )надцать

Победонос( )ный

Прихвас( )нуть

Редкос( )ный

Опас( )ный

Лес( )ница

Чу( )ство

Жалос( )ный

Поверхнос( )ный

Уча( )ствовать

*По какому еще признаку можно выделить третье лишнее слово?

6. Подведение итогов урока.

* С каким правилом мы сегодня работали?

*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной?

*Какое новое слово на уроке вы узнали? Как оно пишется? Каково его значение?

7. Домашнее задание.

  • Выучить правописание словарных слов. Составить и записать с каждым из них предложение.
  • Упражнение №114 (по заданию).
  • Из орфографического словаря выписать десять слов с непроизносимой согласной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Конспект урока русского языка на тему: "Двойные согласные"

Урок составлен с применением сингапурских структур....

конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"

Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют ...