Методические материалы к урокам русского языка по теме "Деепричастие". 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Акмарова Марина Леонидовна

Методические материалы включают в себя различные виды работ при изучении деепричастия в 6 классе: алгоритмы, кластеры, правила в стихах, тексты для диктантов, сказки о деепричастии и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические материалы к урокам русского языка на тему «Деепричастие»

(6 класс)

1. Деепричастие и его правописание.

  1.   Умение различать деепричастие: для этого надо определить, от какого глагола образовано деепричастие, и правильно поставить к нему вопрос обстоятельства.
  2.   Умение применять суффиксы для образования деепричастий от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Для правильного образования деепричастия исключительно важно безошибочно  определять вид глагола.

  1.   Умение использовать деепричастие в предложении, для чего следует уяснить его связь с глаголом-сказуемым.

Вопрос к деепричастию надо ставить, отправляясь от сказуемого, которое должно входить в вопрос (например: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца (как рабство влачится? – склонясь на чуждый плуг – обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, т. е. деепричастием с пояснительными словами; почему влачится? – покорствуя бичам – обстоятельство причины, выраженное деепричастным оборотом), тогда лучше установить деепричастие и определить, каким обстоятельством оно является.

При изучении деепричастий следует обратить серьёзное внимание на правильное  употребление их в речи. Например:

На третьи сутки, в предрассветный час,

По половицам тяжело ступая,

Вошёл боец в пустой, холодный класс.

Он долгим взглядом воспалённых глаз

Смотрел на карту, что-то вспоминая.

Но вдруг, решив, он снял её с гвоздей

И, вчетверо сложив, унёс куда-то,

Изображенье Родины своей

Спасая от захватчика-солдата.

(С. Михалков).

Чтобы избежать логических ошибок в использовании деепричастия, надо уяснить, что оно, наравне с глаголом-сказуемым, поясняет действие подлежащего (а не относится к второстепенному члену предложения).

Поэтому нельзя допускать такие предложения, как, например: «Сидя в лодке с удочкой, попался на крючок окунь» (получается, что окунь сам себя поймал). Здесь нельзя употребить деепричастие, так как оно не может пояснить действие подлежащего окунь.

Очень важно обратить внимание учащихся на то, что из двух вариантных форм деепричастий типа прочитав – прочитавши, написав – написавши правильными, литературными являются первые (без -ши). Например:

У Лёньки в глазах блеснула

Непрошеная слеза.

Он, скрипнув зубами, молча,

Отёр рукавом глаза.

…И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержав, закричал…

(К. Симонов).

2. Алгоритмы.

Определение вида деепричастия.

  • 1.Задай к деепричастию вопрос.
  • 2.Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида.
  • 3.Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.

Как найти деепричастный оборот.

  • 1.Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?)
  • 2.От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.
  • 3.Если такие слова имеются - причастный оборот есть.
  • 4.Если таких слов нет - нет и причастного оборота.

Как образовать деепричастие от глагола.

  • 1.Задайте вопрос к глаголу.
  • 2.Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)

А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?).

Б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).

В) Добавьте суффикс -а- или -я-.

Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)

А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти)

Б) добавьте один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ.

-СЯ должно быть сохранено.

Деепричастия же совершенного вида, образованные от возвратных глаголов, всегда оканчиваются на -шись. Например:

Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске.

Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него…

(А.С. Пушкин).

Также необходимо остановиться на устойчивых фразеологических сочетаниях, в состав которых входит устаревшая деепричастная форма типа сложа (руки), высуня (язык) и т. п., на их семантике, сопоставив эти формы с деепричастиями сложив, высунув и др., входящими в свободные сочетания.

СРАВНИ  И  ЗАПОМНИ!

Фразеологические сочетания

Деепричастный оборот

Сидеть сложа руки (без дела).

Бежать высуня язык (стремительно).

Работать спустя рукава (небрежно).

Сидите спокойно, сложив руки.

Собака тяжело дышала, высунув язык.

Работать, спустив рукава, неудобно.

3. Тексты для диктантов.

  1. В деревне.

За дверью раздались тяжёлые шаги. Упираясь руками в стол, мать поднялась на ноги. Вошёл голубоглазый мужик и, не снимая шапку, взял чемодан, приказав девочке проводить мать к нему в избу. Он ушёл, не оглядываясь. Войдя в избу, мать остановилась у порога и, прикрыв глаза ладонью, осмотрелась. Из-за печки вышла молодая женщина, молча поклонилась и исчезла, не взглянув на гостью. Мужик встал, подошёл к ней и, наклоняясь, тихо спросил, знает ли она Рыбина. Мать, вздрогнув, твёрдо ответила, что знает и, не удерживаясь, горько заплакала. Из глаз её безудержно текли слёзы, а лицо было угрюмо.    

                                                                    (По М. Горькому, «Мать»). (95 слов).

                                                                       

Развитие орфографической зоркости.

  1. Диктант «Проверяю себя».

Проверочные работы (чаще всего контрольные диктанты), проводимые в школе, дают учителю общую картину состояния орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

В процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом.

В интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения, важно иметь картину истинного уровня знаний учащихся.

Таким видом работ и является диктант «Проверяю себя», главное назначение которого состоит в том, чтобы выявлять сомнения учащихся при письме и научить их сомневаться, когда они сталкиваются с орфограммой.

Наша задача – обучить всех школьников, и обучить хорошо. Очень важно, чтобы учитель постоянно имел ясное представление о том, как усвоен материал всеми учениками, кто в чём затрудняется, кому необходимо помочь. При этом помощь учителя должна быть своевременной.

  1. Минутка для шутки.  Исправить ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.
  1. Белочка, распушив хвост, и прыгала по веткам.
  2. Открывая дверь, она громко скрипнула.
  3. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
  4. Возвращаясь домой, шел дождь.
  5. Я, сняв рюкзак, и надел кеды.
  6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
  7. Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
  8. Сделав уроки, у меня заболели глаза.
  9. У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
  10. Когда я сделала уроки,  у меня заболели глаза.

  1. Прочитав предложения,  Мальвина поставила Буратино двойку. Буратино не может понять, что же он сделал неправильно. Помогите нашему герою исправить предложения.

Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.

У воды растут, наклоняясь к ней, ивы.

Ожидая победу, ее охватило волнение. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.

Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

Медленно и четко произнося слова, правило легче заучивать наизусть.

Подобные виды заданий при изучении деепричастия расширят представление учащихся

об этой части речи, о её роли, помогут им избежать многих стилистических неточностей.

  1. Составление КЛАСТЕРА по теме «Деепричастие»

img1

  1. Виды работ при изучении деепричастия.

1. Образовать деепричастия от глаголов несовершенного вида.

                         Уж небо осенью дышало,

                         Уж реже солнышко блистало,

                         Короче становился день,

                         Лесов таинственная сень

                         С печальным шумом обнажалась,

                         Ложился на поля туман,

                         Гусей крикливых караван

                         Тянулся к югу; приближалась

                         Довольно скучная пора;

                         Стоял ноябрь уж у двора.            

(А.С. Пушкин).

2. Образовать деепричастие от глаголов совершенного вида.

    а) Ожившая память несётся

        К прошедшей тоске и веселью;

        То сердце замрёт, то проснётся

        За каждой безумною трелью.

(А.А. Фет).

б) Не засмеяться ль им, пока

    Не обагрилась их рука,

    Не разойтиться ль полюбовно?...

(А.С. Пушкин).

3. Образовать деепричастия от глаголов, заключенных в скобки.

   а) Родной язык в волнах эфира

       Звучит, (рассеивать) тьму,

       Недаром больше полумира,

       Как к правде, тянется к нему.  

(Хаустов).

   б) И друзья, (встречаться) вдалеке,

       Говорят слова мечты и мира

       На великом русском языке.  

(Ошанин).

   в) Мне что – то новое сказали очи,

       И новой истиной невольно грудь полна, –

       Как будто на земле, (поднять) завесу ночи,

       Я вижу образцы пленительного сна.  

(А.А. Фет).

   г) Пора уснуть последним сном;

       Довольно в мире пожил я,

       Обманут в жизни был во всём

       И (ненавидеть), и (любить).                                                    (М.Ю. Лермонтов).

4. Одно из сказуемых заменить деепричастием.

1) Бабушка оттолкнула меня и бросилась к двери. (А.М. Горький). 2) Каштанка проснулась и начала ходить по комнате и обнюхивать углы. (А.П. Чехов).

3) Река пошумела и успокоилась. (Б. Полевой). 4) Ребята пообедали и пошли на стадион. 5) Медведица увидела охотника и остановилась.

5. Раскрыть скобки и вставить в предложения подходящие по смыслу ДО.

1) (Увидеть лакомство) Плутовка встала на задние лапы и потянула меня за халат.

2) Дети бегали по двору (играть в мяч). 3) (Заметить свежие следы зайца) охотник заторопился в глубь леса. 4) (Почуять опасность) заяц бросился наутёк.

  1. Исправить ошибки в предложениях.

  1. Мальчик, узнав адрес, и побежал к товарищу. 2) Павка, перескочив через забор, и вбежал в сарай. 3) Ученик, прочитав книгу, и сдал её в библиотеку.

4) Девочка, сделав несколько шагов, и остановилась.

  1. Вставить подходящую по смыслу концовку предложения и расставить знаки препинания.

  1. Брат, проснувшись…

а) солнце заглядывало в окошко;  б) быстро подбежал к окошку.

2.  Проснувшись…

     а) мне послышался чей-то голос;  б) я услышал чей-то голос.

3.  Выступив из берегов…

     а) река затопила луга;  б) луга оказались под водой.    

6. О правилах в стихах.

О деепричастии.

1. Я  форма речи необычная,

И с глаголом я дружу,

И к наречию приблизилась,

И добавить все могу.

И скажу без сладострастия,

Без обид, без обиняков:

Принимаю я везде участие,

Ведь зовут меня - ………..

2. По аллее шел глагол.

Глянь, наречие на счастье!

Разговор глагол завел

-Создадим деепричастие?

Подарю ему я вид,-

Он наречию говорит-

Самый главный я в стране,

Всё решать, конечно, мне.

3. Вопросы одинаковы

Когда? Как? Почему?

В итоге обстоятельством

Оно у нас является. Так рады мы ему.

Деепричастие – вот чудо!

Вмиг о нём узнают всюду.

4. Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? я всегда отвечаю,

Совершенного или несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю.

В предложении обстоятельством себя являю.

5. Наш удивительный гибрид

На веточках глагола и наречия висит,
Не согласуется, не изменяется,
Лишь примыкает, но не управляется.
Любит он только глагол,
Навеки ему подчинен:
Строптиво к нему примыкает,
Сопутствует, действие изображает.
Он скажет, как и когда, почему
Действие произойдет наяву.

О деепричастных оборотах.

Деепричастный оборот

Навек влюбился в запятые,

Без них он просто не живёт –

Они ему всегда родные.

В каком бы месте он ни оказался,

В объятья к запятым опять попался!

Запятые при деепричастиях.

Стоя, сидя, нехотя и молча,

И крадучись, и не глядя, и шутя

Лёжа на диване и играючи

Изучает правило дитя:

Здесь деепричастия не простые –

Вы при них не ставьте запятые!

7. Отыщите деепричастия.

Н

А

Д

А

П

У

Д

А

М

Е

В

А

Я

А

Я

С

Ь

Я

Ключ: надеясь, напав, нападая, думая, упав, думая, дав, давая, надевая, ваяя.

  1. Выпишите деепричастия, распределите их в нужные домики.

                             

Вариант 1.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспомнил, как тихо за холмом

Она горит под золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей. (Н.Рубцов)

Вариант 2.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув в лицо небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла  сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

(Н.Заболоцкий)

9. Собери пословицы, укажи в них деепричастия

  1. Не зная броду,
  2. Трус хвастает уходя,
  3. Не замочив руки,
  4. Зная сердце змеи,
  5. Говорить не думая –
  6. Кто не подумав говорит,
  7. Не развязав мешок,

А)   не умоешься.

Б)   не узнаешь, что в нем.

В)   тот вечно вздор твердит.

Г)   что стрелять не целясь.

Д)  не суйся в воду.

Е)   а смелый – возвращаясь.

Ё)   бог лишил её ног


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....

Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе

Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).

Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...