Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Работа с текстом публицистического стиля (на основе краеведческого материала) . Составленные тестовые задания по тексту помогут учащимся глубже понять замысел автора. Написание сочинения по проблеме текста позволяет провести подготовку к написанию сочинения в формате ЕГЭ или ч.15.2 в формате ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»

 Цель урока:  

  • проверка уровня сформированности читать и понимать явную и скрытую информацию текста;
  •  развитие умений определять тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста;
  • создавать монологические высказывания на заданную тему,
  • выполнять тестовые задания по предложенному тексту;
  • а также создание условий для использования фоновых знаний обучающихся;
  • развитие культуроведческой и коммуникативной компетенций;  
  • воспитание личности, бережно относящейся к отечественной культуре, к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры;
  • воспитание уважения к чужому труду на основе прочитанного текста Е.И.Носова "Вышивание крестом".

Оборудование:

  • презентация с тезисами урока,
  • карточки с текстом Е.И.Носова "Вышивание крестом",
  • индивидуальные ноутбуки для работы в парах;

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. На прошлых уроках вы расширили свои знания в понятии "публицистический стиль"; сегодня, работая на уроке, вы будете пользоваться своими знаниями и умениями в работе с текстом публицистического стиля. Я надеюсь, что вы проявите сегодня не только свои умения в работе с текстом, но и покажете свои ораторские способности, что тоже подчеркнет ваше умение работать с публицистическим стилем.

На доске написано название темы урока с пропуском одного слова: « Русский язык как… часть национальной культуры русского народа", а также

презентация: четыре слова -

  • неотъемлемая
  • важная
  • нужная
  • необъятная

Начиная наш сегодняшний урок, я обращаю ваше внимание на его тему, в которой пропущено одно слово. Как вы думаете, какое из четырех предложенных слов полнее характеризует роль русского языка и его место в национальной культуре?  

- Почему именно это слово?

- Я согласна с вашим выбором.

А что такое культура?

Поскольку на этот вопрос трудно ответить однозначно, я предлагаю обратиться к папке «Словарь урока» и выбрать  определение значения слова "культура".

(Зачитываются  выписанные из словаря определения значений слова, особо обращая внимание на то, что культура предполагает высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение)В данном случае - культура речи.

- Скажите, а связано ли такое понятие, как культура речи, с высоким умением высказываться, читать? Есть ли такое понятие - культура чтения? От чего культура чтения вообще зависит?

Рефлексия первого этапа работы:  Итак, сделайте вывод:

- Правильно, культура речи связана с чувством языка, с чувством слова. Тот читатель, который обладает чувством слова, становится как бы соавтором писателя. Его можно назвать талантливым читателем. А читать талантливо - значит читать вдумчиво, вчитываясь в каждое слово, привлекая творческое воображение.

Но как порой бывает трудно писателю подыскать нужное слово - высказать самое сокровенное, глубокое, донести до читателя свое мироощущение. "Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги", -  так говорит о писательском труде Е.И.Носов, человек, влюбленный в русское слово, бережно относящийся к его культуре.

 

- Сегодня мы работаем с миниатюрой Е.И.Носова "Вышивание крестом". На основе этого текста мы еще раз возвращаемся к понятию "публицистический стиль", попытаемся определить замысел автора в этой миниатюре и высказать свою точку зрения на проблему, поднимаемую автором.  

Какова будет наша задача в работе с данным текстом?

В чем вы видите конечный результат работы?

НАЧИНАЕМ РАБОТУ С ТЕКСТОМ:

  • Работа с таблицей «публицистический стиль»
  • Работа с папкой «Словарь урока»
  • Работа по орфографической зоркости (написание словарной работы)

Ученики сразу исключают слово необъятная и важная, дискутируя по поводу того, какое слово - неотъемлемая или нужная - подходит больше; в конце концов слово нужная имеет значение "необходимая", "полезная", а само слово неотъемлемая обозначает то, что невозможно отделить от чего-либо,  в данном случае от национальной культуры  -  останавливаются на слове неотъемлемая

презентация:

  • высокий уровень чего-нибудь,
  • высокое развитие, умение.

Работа с толковым словарем; обращение к таблице «публицистический стиль»

Презентация:

портрет писателя Е.И.Носова

 (обращение к фоновым знаниям: миниатюры писателя, их тематическая направленность, в чем выражается публицистичность миниатюр)

Опора на фоновые знания

Исходя из темы урока и анализируя проделанную работу, я могу сделать такой вывод о работе на сегодняшнем уроке:  лингвистический анализ миниатюры

Сделать выводы о роли слова в нашей речи, привести примеры сегодняшнего взгляда на этот вопрос.

 

(Создание монологического ответа (объяснения) выбора слова):

Работа на ноутбуке: словарь урока

Слово нужная имеет значение "необходимая", "полезная", а само слово неотъемлемая обозначает то, что невозможно отделить от чего-либо, в данном случае от национальной культуры -  останавливаются на слове неотъемлемая

Учащиеся говорят, что культура речи связана с тем, что человек читает, а культура чтения связана с такими понятиями, как хороший вкус, чувство слова.

Именно они помогают читателю отличить хорошую книгу от плохой, талантливое произведение от подделки.

Составление монологического ответа:

Данный текст относится к художественной публицистике, т.к. можно выделить основную мысль текста: трудное дело - писательское ремесло. Развивая свою мысль, автор,  строит текст на сравнении: «Иное писание похоже на вышивание крестом»  и использует другие выразительные средства. Волнующий писателя вопрос обращен к читателю, где автор поясняет свою позицию: предложение 8, значит перед нами текст публицистического стиля

Понимать и формулировать цель задания,

обнаруживать и формулировать возникшие при этом затруднения, выделить проблему урока.

Осознавать результат  учебных действий, проговаривать  последова-тельность производимых действий,

объяснять способы нахождения результатов.

Объяснять способы нахождения результатов, используя  терминологию предмета «русский язык», осуществлять пошаговый контроль, анализировать собственную работу.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата,   выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности,

 

оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений.

Работа с текстом:

1. Чтение текста:

(1) Иное писание похоже на вышивание крестом.

(2) Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги.

(3) Слово - тот же вышивальный крестик.

(4) Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот - ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

(5) Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. (6)Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя.

(7) Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.

(8) Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.

(9) Наверное, потому долго писал обыкновенной школьной ручкой с восемьдесят шестым пером, похожим на вышивальную иглу, и не обзаводился самописными орудиями строчкогонства.

Е.И.Носов

. (Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков)

Уровень сформированности: читать и понимать явную и скрытую информацию текста

Давать  эмоциональную оценку своей деятельности.

Работа по схеме-алгоритму:

  1. Вступление:
  • тема текста
  1. Основная часть:
  • Почему именно этот вопрос поднимает автор в своей миниатюре?
  1. Заключение:
  • Свое отношение к поднятому вопросу

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

1. тема -

  • тайны мастерства
  • вот так появляются истинно художественные произведения
  • откровения Мастера

2. вопрос, поднятый автором - "как наше слово отзовется?"

тяжелый труд писателя: "по-другому не могу, не умею

Осуществлять поиск способа для решения учебной задачи, составлять план действий, делать выводы

- Чтобы приблизиться к авторскому замыслу, попробуем определить, во имя чего создавался текст, попробуем найти ключевое слово.

В данном тексте автор использует необычное сравнение писательского труда с вышиванием, и ключевым   становится - "слово".

 Во-первых, именно слово должно увлечь читателя и повести за собой; во-вторых, слово отображает авторское мироощущение, самое сокровенное, что писатель хотел высказать в своем произведении, в-третьих, слово должно быть честным, сильным и не нести в себе "срочкогонства".

Таково, на мой взгляд, значение слова Е.И.Носова. И об этом его некоторые произведения.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата, осознавать результат учебных действий, осуществлять   контроль  своей деятельности.

Работа с папкой «Миниатюры Е.И.Носова»

Чтение наизусть

  • отрывок из миниатюры "О поэзии:"
  • отрывок из миниатюры "Главный лакмус"

-Рефлексия  второго этапа урока:

 выводы о роли "слова": - тютчевская фраза " как наше слово отзовется" еще раз подчеркивает силу слова, его неотъемлемую связь с историей и духовной культурой народа. И поэтому мы говорим, что язык- это неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

 Анализ предложений в тексте: работа с синтаксисом:

Третий этап урока:

Задания к тексту:

  1. Выпишите из текста все слова, образованные способом сложения

Опора на фоновые знания: я могу-

разбор слова по составу

Многоцветный

Самописными

Строчкогонство

Понимать термины и пользоваться ими при составлении устного ответа:

  1. Способ сложения (сложение корней)
  2. Сложно-суффиксальный (в основе сложение + суф.)

       2.Из предложения 8 выпишите

         словосочетание со связью  

         согласование, примыкание

Синтаксический разбор словосочетания

Кропотливым способом

Трудно работать

По-другому не могу

 Умения производить синтаксический разбор словосочетания с указанием вида связи (подчинительная) и типа подчинительной связи.

  1. Среди предложений  5-7 укажите сложное с разными видами связи, в состав которого входит односоставное безличное предложение

Разбор предложения:

Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя

(сложное предложение с сочинит. и подчинит. связью) - и хорошо- слово категории состояния, значит, это предложение односоставное, безличное

Умение видеть сочинит.  и подчинит. связь, определять односоставное предложение и его вид.

(общеучебные действия)

  1. Среди предложений 1-4 укажите сложное, в состав которого входят неполные предложения

Работа с неполными предложениями ( восстановление члена предложения из контекста)

Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги. (два неполных предложения в составе  сложного бессоюзного)

 Общеучебные  умения и навыки

  1. Объясните знаки препинания в 3 предложении, (составьте схему предложения)

 Графическая работа: понимание знаков препинания в простом предложении

Слово- тот же вышивальный крестик

Удерживать цель деятельности до получения ее результата, осознавать результат учебных действий, осуществлять   контроль  своей деятельности.

  1. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и  сочинительного союза

Знание частей речи, связи предложений в тексте

(3)Слово- тот же вышивальный крестик.(4) Оно тоже окрашено в определенный цвет…

Осознавать результат учебных действий

  1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Знание и понимание терминов выразительных средств языка

Для выражения своей точки зрения автор нашел такой необычный прием, как__ писательского труда с вышиванием. Мастер слова, как искусница, должен быть внимателен при создании своего произведения, поэтому автор так осторожно подбирает___ к словам, которыми хочет заинтересовать читателя (определенный цвет, слово-стежок).

Автор считает, что некоторых  писателей волнует количество написанного, а не качество. Именно для таких «мастеров» Носов  и вводит_______ «строчкогонство».

  1. Фразеологизм,
  2. Вопросно-ответная форма изложения,
  3. Сравнение
  4. Экспрессивный повтор
  5. Метафора
  6. Неологизм
  7. Ряды однородных членов,
  8. Эпитеты.

Осознавать результат учебных действий, осуществлять   контроль  своей деятельности

Ответ: 386

Рефлексия  по анализу текста:

- К кому обращается писатель в тексте?

- К умному читателю (т.е. к читателю, который умом и сердцем примет произведения Мастера)

- Как наша тема соотносится с выводами текста?

- Слово - неотъемлемая часть языка, а значит и культуры народа. Поэтому мы должны аккуратно относиться к слову, значит беречь язык - неотъемлемую часть русской культуры.

Опора на сегодняшние действия восьмиклассников:

Сегодня широко развернута акция «Сквернословию - нет», мы подготовили листовки на эту тему и планируем их раздать на улице   прохожим. На мой взгляд, результат такой деятельности - привлечение внимание людей к своей речи, слову, а значит культуре.

Осуществлять   контроль  своей деятельности

Составление коллажа листовки «Сквернословию - нет»

Рефлексия урока:

Работая сегодня с текстом, вы сделали для себя определенные выводы:

Сегодня я не только узнал, но и сумел пользоваться своими знаниями…

  1. Публицистический стиль позволяет поднимать значимые  вопросы.
  2. Нужно  вглядываться не только в содержание текста, но и в то, как он написан: ты многое из этого почерпнешь
  3. Чтобы стать хорошим читателем, нужно много читать и вести диалог с писателем.
  4. Нужно  следить за своей речью, не допускать сквернословия.

Осуществлять   контроль  своей деятельности, делать определенные выводы.

Итог урока:

Итак, мы сегодня на уроке-практикуме сумели повторить  изученное, отсюда отметки за урок:

- за активность, умение делать выводы;

- правильное выполнение тестовых заданий;

- за работу у доски;

- за работу с дополнительной информацией…

    У вас в папке «Эпиграф» даны высказывания о русском языке. Выберите то, которое соответствует сегодняшнему уроку, и его вы бы поставили девизом для вашей листовки. Поясните ваш выбор.

 СПАСИБО ЗА УРОК!

 И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское   слово.

                               А. Ахматова

Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.(А Толстой)

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч. выразителен, послушен, ловок и вместителен (Куприн)

Девизом нашей листовки становятся слова А.Толстого. В них для себя мы раскрываем понимание того, что жить и мыслить кое-как – это не для нас.

В своей миниатюре «Вышивание крестом» Евгений Иванович Носов не только говорил об ответственности автора за слово, которым он пользуется, но и об ответственности каждого за произнесенное или написанное слово – культура речи всегда была  и остается эталоном нравственности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Урок-практикум. Урок подготовки к ОГЭ. Лингвистический анализ текста

Повторение и углубление знаний о системе языка и речи. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков а...

Работа с текстом.Комплексный анализ текста

Такую работу очень удобно давать в качестве домашнего задания....

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...