Статья Игровая технология на уроках русского языка.
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Михайлова Татьяна Васильевна

Дидактические  игры на уроке можно   рассматривать   как особый метод вовлечения детей    в    творческую деятельность, как   одно   из серьезных    средств педагогического  воздействия  на     школьников, а главное, как  средство     увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся и  активизации их познавательной деятельности.  Но  необходимо     помнить, что  игра – не  самоцель, она  не  должна  быть единственным средством обучения и воспитания;  ведь, как  гласит  народная     мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно  обеспечить    сочетание     игры        с другими видами деятельности на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках русского языка.

«Игра – школа жизни и практика развития детей»

С.Л. Рубинштейн.

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. В век НТП объём знаний возрастает, а в век нанотехнологий идёт интеграция многих знаний, а значит и учебных предметов. Поэтому становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. Необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности. В настоящее время уменьшается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Эти обстоятельства требуют поиска новых средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образование современных образовательных технологий.

Педагогическая технология (от др.- греч. (τέχνη) - искусство, мастерство, умение; (λόγος) - учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Русский язык является одним из сложных и далеко не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо постоянно развивать у учащихся интерес к этому предмету, делать уроки как можно более увлекательными. В этом и могут  помочь     дидактические игры, их периодическое использование на уроках. В  процессе  деловой      дидактической игры развивается целеустремленность, активность,  динамичность   и       продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти,  стремление к совершенству  и вера в свои силы. С дидактической  точки зрения игровое        обучение   перспективно      тем, что не противостоит современным    педагогическим          теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Целью моей работы  является  изучение   и         дидактических        возможностей  использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах,  закрепление  практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

Задачи:  Проанализировать   игровые технологии.   Изучить   состояние    практики использования  игровых   технологий   на    уроках  русского языка в современной  школе.

  • Выявить педагогические и методические  основы конструирования

и  использования игровых технологий.

  • Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
  • Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
  • Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Рассмотрим пример игровой технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не новая. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Виды дидактических игр:

  • Фонетические игры.
  • Лексико-фразеологические игры.
  • Игры по морфемике и словообразованию.
  • Морфологические игры

Примеры дидактических игр по фонетике и графике

« Загадки».

1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы)

Кто быстрее”.

1. Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

2. Что стоит посредине земли? ( М)

3.Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

“ Кто больше”

1.Составить слова по 1 большому слову: предпринимательство.

2. Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

( око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Примеры дидактических игр по морфологи:

«Пароль - задание».

Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

Например, часовые предлагают входящим такие задания:

· назови все падежи

· назови падежные вопросы

· приведи пример существительных I, II, III склонений

Прошедшее время –

То, что прошло:

“Вчера мы писали,”

“Солнце ушло”

Настоящее время –

Проходящее теперь:

“Мою окно”,

“Закрываю дверь”.

Четвертый лишний”

1. Существительное, наречие, сказуемое, предлог.

2.Частица, предлог, наречие, союз.

« Лингвистические задачи».

Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку.

1. Парты, занятия, урок, полет, походы, огурец.

2. Книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание.

Синтаксические игры

Выбери меня, выбери меня

Из приведенных ниже сочетаний слов выберите только словосочетания и отметьте в них главное слово.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

Будьте внимательны

Назвать, распространенное или нераспространенное предложение. Объяснить. Записать, выделить члены предложения.

1. Настала весна. 2. Дождались весны. 3. Буду геологом. 4. Переписываются с геологом. 5. Все в сборе. 6. Все в поле. 7. Становится тепло. 8. На дворе тепло. 9. Было поздно. 10. Это было позже. 11. Начнем заниматься.

12. Начнем с утра. 13. Отец сердит. 14. Отец дома. 15. Был старостой.

16. Был в театре. 17. Собирались играть. 18. Собирались на матч.

19. Стала артисткой. 20. Стала на дороге. 21. Боялся входить. 22. Боялся собаки. 23. Дал слово. 24. Дал книгу. 25. Пришли на выручку. 26. Пришли на собрание.

Кто лучше?

За условленное время на одну из предложенных тем напишите рассказ, состоящий из возможно большего количества односоставных предложений.

1. Утро в лесу. 2. Весна в деревне. 3. Золотая осень. 4. Строительство.

5. Вечерний город.

Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)

  1. Запишите наибольшее количество словосочетаний по указанным моделям: 1.Г+Срод. 2.Г+у+род. 3.Г+Сдат. 4. Г+Сдат. 5.Г+Свин. 6. Г+за+Свин. 7.Г+за+Створ.
  2. Составьте или подберите из художественной литературы предложения, где подлежащее выражено:
  1. Прилагательным: Сытый голодного не разумеет. (Посл.)
  2. Притяжательным местоимением: Наши выиграли!
  3. Отрицательным местоимением: Никто не спал в эту ночь.
  4. Неопределённым местоимением: Со мной происходит нечто странное. (Ч.)
  5. Причастием: Неправдой нажитое впрок не пойдёт. (Посл.)
  6. Числительным: Двенадцать – чётное число.
  7. Словосочетанием: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
  8. Глаголом в н. ф.: Жить – родине служить.
  9. Наречием: Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.
  10. Междометием: Далече грянуло ура. (П.)
  1. За определённое время подберите предложения, где слова автора стоят: 
    а) перед прямой речью; б) после прямой речи; внутри прямой речи. Сравните пунктуацию в этих примерах.

Игры по орфографии

Кроссворд «Разделительные ъ и ь»

1. Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела.
2. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-либо.
3. Тот, кто предъявляет какой-нибудь документ.
4. Действие, в результате которого получается фото- или киноизображение.
5. Перемещение наверх, придание чему-нибудь более высокого положения.
6. Группа живущих вместе родственников.
7. Снежная буря.
8. Старинное колющее и метательное оружие на древке.
9. Небольшие водные потоки.
10. Огнестрельное оружие с длинным стволом.
11. Повреждение, недостаток.
12. Драматическое произведение для театрального представления.
13. Величина предмета по длине, высоте и ширине, измеряемая в кубических единицах.
14. Одежда, носимая поверх белья.
15. Те, кто связан с кем-нибудь дружбой.
16. Высотой в два яруса.
17. Письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь, признание в чем-нибудь.
18. Антоним к слову 
легкомысленно.                               https://arhivurokov.ru/multiurok/6/2/5/625148f0e73163ef20c7fd1c9bb0a800d4dd4c90/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-2_6.png

Четвертый лишний

Из каждой четверки слов запишите только три (одно лишнее не пишите).

Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить. Приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый. Преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)

За определенное время вспомнить и записать правильно как можно больше слов на определенное правило:

  1. Чередующиеся гласные в корне слова.
  2. Слова с приставками на –з(-с).
  3. Слова с шипящими на конце.
  4. Глаголы на –тся-(ться) и т.п.

Правила, следуя которым, можно сделать игровой урок увлекательным:

  1. Игра должна приносить радость ученику и учителю.
  2. Заинтересовать ученика игрой.
  3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания ученику нужно выполнять самостоятельно.
  4. Успех в самом начале - обязательное условие.
  5. Не переоценивайте уровень развития учащегося.
  6. Создайте в игре непринужденную обстановку.
  7. Побудите учеников к соревнованию [5, с. 79].

Таким образом,  дидактическую  игру на уроке можно   рассматривать   как особый метод вовлечения детей    в    творческую деятельность, как   одно   из серьезных    средств педагогического  воздействия  на     школьников, а главное, как  средство     увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся и  активизации их познавательной деятельности.  Но  необходимо     помнить, что  игра – не  самоцель, она  не  должна  быть единственным средством обучения и воспитания;  ведь, как  гласит  народная     мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно  обеспечить    сочетание     игры        с другими видами деятельности на уроке.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть, как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме, способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить, рассуждать, развивать коммуникабельность, расширять кругозор учащихся, проверить себя в различных ситуациях.

Внедрение педагогических   технологий   в образовательный процесс ориентирует педагогов и учащихся   на   духовно-нравственное   развитие и  воспитание   (личностные результаты);    усвоение    содержания    учебных     предметов    (предметные результаты); формирование    универсальных    учебных    действий     (метапредметные    результаты), основанных на деятельностном   подходе, так  как   концепция  ФГОС второго поколения основана именно на деятельностном подходе. С  этой   точки    зрения,   процесс    учения необходимо   рассматривать   как   деятельность   ученика. Учебное    умение – это способ организации деятельности учащихся, помогающий процессу усвоения информации. Игра, представляет   «цепочку»   проблемных   ситуаций      познавательного,    практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом      творческой деятельности,  следовательно,  формирует индивидуальный    опыт  такой    деятельности.

Литература

  1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык / Г.В. Александрова. – СПб. : Тригон, 1998 . – 656 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  3. Артемьева, Е. Н. Игры на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/404/23596.php
  4. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]: Книга для учащихся / Л. П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.
  5. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]: Пособие для преподавателей зарубежных школ. – М.: Русский язык. 1989. – 86 с.
  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст]: Книга для учащихся 5 – 7 классов/ Г. Г. Граник. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  7. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой [Текст]: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  8. Иванова, В. А., Потиха, З. А., Розенталь, Д. Э. Занимательно о русском языке [Текст]: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990. – 257 с.
  9. Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст]: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  10. Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? [Текст]: Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
  12. Интернет-ресурсы для школьников (лингвистические игры, упражнения, тесты по русскому языку)

Анаграммы

http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp

http://tramvision.ru/words/ana.htm

"Балда" на "Грамоте.ру"

http://igra.gramota.ru

Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"

http://www.spravka.gramota.ru/buro.html

"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)

Говорим и пишем правильно

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"

http://www.rm.kirov.ru

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org

Лингвомания

http://lingvomania.info

Логические загадки по русскому языку для 5 – 6 классов

http://onlinetestpad.com/ru-ru/LogicGameView/000115/Default.aspx

Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"

http://www.svetozar.ru

Портал "Культура письменной речи"

http://www.gramma.ru

Русский язык онлайн

http://rusyaz-online.ru/

Русский язык онлайн: развивающие игры и тренажёры

http://igraemsami.ru/russian.html

Слова-палиндромы

http://tramvision.ru/words/pal.htm

Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

http://www.gramota.ru

СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)

http://www.stengazeta.net

Теория текста

http://evartist.narod.ru/text14/01.htm

Тесты по русскому языку

http://www.banktestov.ru/test/education/russkiy/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...